В постоянных комиссиях Верховной Рады АРК

Что обеспечит Крыму движение вперёд

04.03.2010

Минувший год не был легким для экономики республики. Это отмечалось в отчете Совета министров Крыма, который на февральской сессии Верховной Рады АРК представил глава правительства автономии Виктор Плакида. Разговор на эту тему продолжился на заседании Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу, где было проанализировано состояние дел в курируемых ею отраслях.

Внося эту тему в повестку дня, председатель комиссии Виктор Агеев поставил перед коллегами задачу не просто поговорить об итогах, а наметить перспективы и пути движения вперед. Последствия кризиса все еще не преодолены, потому нынешний год будет, по его мнению, не менее сложным, чем предыдущий, как в экономическом, так и в политическом плане. Ведь до сих пор не принят бюджет страны, и неясно, сколько времени займет формирование нового Кабинета Министров. В этой ситуации, отметил В. Агеев, Крымской автономии необходимо рассчитывать на свои полномочия, иметь стратегию выхода из кризиса и четко следовать этой программе. Мнения на этот счет высказали руководители профильных министерств, принявшие участие в работе комиссии.

В ПЛАНЕ — РОСТ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА

Индекс объема промышленного производства автономии в прошлом году составил 82,7%, сообщил министр промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса АРК Николай Черевков. По его словам, сказалось очень тяжелое начало года. Объемы промышленного производства вплоть до мая держались на уровне 37% от того же периода 2008 года. Причиной такого падения Н. Черевков считает недальновидную политику правительства Украины, которое оставило без энергоносителей такие стратегические предприятия полуострова, как ЗАО «Крымский титан» и содовый завод. В денежном эквиваленте потери составили более 1 млрд грн, а бюджет автономии недополучил только из-за остановки этих двух предприятий около 43 млн грн. Когда подача газа была восстановлена, пришлось наверстывать упущенное, и по итогам года удалось поднять промышленные показатели с двадцатого места до седьмого.

Однако в 2010-й Крым вошел с рекордными долгами по возврату НДС. Госбюджет не вернул крымским предприятиям более 206 млн грн. Такого в истории автономии еще не было, подчеркнул Н. Черевков. Это значит, что предприятия лишены оборотных средств, перспектив развития.

За прошлый год в отрасли до 39 млн грн выросла и задолженность по заработной плате. Из этой суммы почти 85%, отметил Н. Черевков, приходится на предприятия государственной формы собственности, подчиняющиеся Киеву. Особенно сложная ситуация сложилась на феодосийских — «Море», казенном оптическом заводе, приборостроительном, судомеханическом и других. Власти республики пытались помочь им выйти из кризиса. В частности, по заводу «Море» практически достигнуты договоренности о контракте с китайской стороной. Отработаны графики погашения задолженности и по другим предприятиям. Их выполнение находится на контроле министерства, заверил Н. Черевков.

У транспортной отрасли — свои проблемы, и связаны они главным образом с тем, что компенсация за перевозку льготных категорий граждан государством практически не выплачивается. Согласно методике, утвержденной Министерством труда и социальной политики Украины, Крыму необходимо на эти цели около 180 млн грн. В последние же два года наши транспортные предприятия, по данным Н. Черевкова, получали всего 4—5% от этой суммы и вынуждены перевозить льготников за свой счет. А таковых немало. Действует семнадцать законов и подзаконных актов, дающих тем или иным категориям граждан право на бесплатный проезд. Кроме того, от перевозчиков не перестают требовать и обновления подвижного состава, и создания условий для улучшения обслуживания пассажиров. Это Н. Черевков назвал «игрой в одни ворота».

С подобными проблемами сталкиваются и железнодорожники, особенно на пригородных маршрутах. Сохранив объемы перевозок на уровне 2008 года, они не раз поднимали вопрос о несоответствии тарифов затратам. Однако учитывая и без того сложное положение населения, в кризисный год правительство автономии не дало согласия на повышение цен на билеты, сказал Н. Черевков. В результате пригородной железной дороге пришлось в очередной раз отложить обновление своего состава.

Кризисные явления обошли стороной аэропорт «Симферополь» — он продолжил работы по реконструкции и ремонту, а год закончил с прибылью, что Н. Черевков считает заслугой руководства и коллектива.

Стабильным был 2009-й и для крымских вертолетчиков (аэропорт «Заводское»), работавших, в основном, на своих машинах по программам ООН за рубежом. Однако, если при вывозе крымских вертолетов за границу проблем не возникало, то при въезде у летчиков требовали за свою же технику огромные пошлины. Эту проблему следует урегулировать на государственном уровне.

С особым удовлетворением отметил министр промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса то, что в Крыму принята Программа энергосбережения до 2014 года. И перспективы развития крымской экономики министерство связывает именно с ней. Главная задача, которую оно ставит перед собой на 2010-й, — внедрение энергосберегающих технологий в промышленности, транспорте, в отраслях топливно-энергетического комплекса. По всем направлениям запланирован рост объемов производства не менее 103%. Планка поднята высоко и, по словам Н. Черевкова, в промышленности этот показатель в январе уже достиг 117%. Правда, с учетом прошлогоднего спада он все еще недостаточен, но повод для оптимизма все же есть. Из более 69 тысяч человек, работающих в промышленной отрасли, за это время уволилось всего около тысячи, большинство из которых пенсионеры. Несмотря на кризис, трудовые коллективы удалось сохранить. И это главное, считает министр.

ЖКХ СПАСУТ ИНВЕСТИЦИИ

Главный показатель в работе Министерства жилищно-коммунального хозяйства АРК — относительно благополучное проведение осенне-зимнего сезона. И это, по словам руководителя этого ведомства Владимира Баженова, несмотря на то, что прошедший год был уникальным: впервые государство не реализовало в отрасли ни одной программы, ни одной субвенции. Тем не менее, автономии удалось продержаться исключительно на собственном запасе мощностей, который есть у наших коммунальных предприятий. Однако финансовый кризис, снижение объемов производства и уровня жизни населения не могли не сказаться на их работе. Впервые за долгое время произошло сокращение потребления воды на 10%, на 8% снизилась реализация тепловой энергии, а объем пассажироперевозок упал на 20,8%, что, по мнению министра, является критической величиной.

Особую тревогу в Министерстве ЖКХ вызвало решение крымских депутатов рекомендовать органам местного самоуправления принять мораторий на увеличение тарифов. Это привело к очень серьезным последствиям: процент возмещения тарифом себестоимости услуг скатился ниже 80% по воде и 79% — по теплу. Разумеется, надо было заботиться об уровне жизни населения, согласен В. Баженов, но достигать этого следовало не такой ценой. Он напомнил, что в Крыму по-прежнему очень плохо реализуется программа жилищных субсидий, и каждый год в госбюджет возвращаются выделенные и не использованные на эти цели деньги.

По словам В. Баженова, в бюджете прошлого года разница в тарифах не была предусмотрена в полном объеме, а в проекте бюджета на 2010 год этой статьи впервые нет вообще. В этой ситуации, по его мнению, остается одно — все тарифы привести в соответствие с реальными затратами, иначе отрасль просто не сможет существовать. Министр сообщил, что накоплены многомиллионные, переходящие с прошлых лет долги за газ, снизился уровень оплаты за электроэнергию. В отрасли начала расти и задолженность по зарплате. На начало 2010 года она составляет 3,4 млн грн. Есть долги по налогам и перед Пенсионным фондом.

Главным критерием, определяющим ситуацию в отрасли, В. Баженов считает платежеспособность населения, но уровень задолженности по оплате за коммунальные услуги растет. Например, за теплоснабжение она составила в январе и феврале всего около 47%.

Удерживание роста тарифов приводит к наращиванию на коммунальных предприятиях долгов за потребленные энергоресурсы и зарплату, и такой популизм приводит в итоге к разрушению ЖКХ, уверен В. Баженов.

Сложная ситуация, по его словам, и в «Крымтроллейбусе» — на предприятии начата процедура санации. При нынешнем положении вещей этот социальный вид транспорта просто не в состоянии перевозить бесплатно столько льготников. Это подтверждают и цифры, которые привел В. Баженов. На 2010 год в проекте госбюджета запланирована дотация на проезд льготных категорий граждан в объеме всего 15% от потребностей.

Другие острые проблемы — резкое увеличение процента ветхого жилья, остановившихся лифтов. Ведь местные органы самоуправления не в состоянии выделять средства на капитальные ремонты.

Необходимость масштабной и комплексной реформы всей системы ЖКХ очевидна. И пока в государственном бюджете средства на это не закладываются, Министерство ЖКХ автономии видит свою основную задачу на 2010 год в разработке инвестиционных проектов. Подготовка такой документации, отметил В. Баженов, — достаточно дорогостоящее дело, и потому необходимо предусмотреть эти средства в бюджете автономии. Несколько миллионов гривен понадобится только на разработку проектно-сметной документации по программе «Питьевая вода», которая принята, но не реализуется.

НИ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ

Состояние дел в строительной сфере охарактеризовали заместитель министра строительной политики и архитектуры АРК Степан Лапычак и начальник Главного управления капитального строительства при Совете министров АРК Вадим Мороз.

В отрасли сейчас ответственный момент — идет смена нормативной базы. Но работа с Инспекцией государственного контроля, по словам С. Лапычака, не складывается. Другая проблема — отсутствие генеральных планов или необходимость корректировать устаревшие. Нет и нужных средств для обеспечения инженерной защиты территорий. Более 500 из 900 км прибрежной полосы, подвергается негативному воздействию метеопроцессов, а материальной базы, чтобы им противостоять, не хватает.

Что касается капитального строительства, то, как отметил В. Мороз, госбюджет самоустранился, выделив Крыму на эти цели в 2009 году всего 2 млн грн (для сравнения: в 2007-м было 252 млн грн). Потому строительство велось в основном за счет средств республики. Но в большинстве случаев это было не возведение новых объектов, а капремонты. Как уже отмечалось, жилье ветшает, протекают кровли, изношены коммунальные сети.

За годы работы нынешнего состава правительства и парламента автономии удалось значительно уменьшить количество объектов незавершенного строительства, подчеркнул начальник ГлавУКСа. Только за 2009 год успели ввести в эксплуатацию 101 объект на 119 млн грн. Но список «незавершенок», к сожалению, все еще остается достаточно большим, а сумма, которой он измеряется, достигает 420 млн грн. Потому работа в этом направлении должна быть продолжена.

Ни одно из подобных предложений не остается без внимания Министерства экономики АРК. Как сообщила первый заместитель министра экономики Татьяна Сухотерина, проект программы социально-экономического развития Крыма на 2010 год был сверстан еще в ноябре минувшего года с участием всех крымских регионов, всех министерств и рескомитетов. В нем учтены и антикризисные мероприятия. Одни из них будут реализовываться на уровне республики, а другие формулируются, чтобы поставить их перед Кабмином и Президентом. Отражены и те статьи, по которым Госбюджет задолжал автономии, не профинансировав их в прошлом году, и постановочные вопросы по формированию бюджета, а также предложения по изменению нормативной базы. Этот вопрос, по словам Т. Сухотериной, поднимается на всех совещаниях, аккумулируются все предложения не только от ведомств, но и от руководителей отдельных предприятий.

В ближайшее время Минэкономики АРК будет готово внести на обсуждение и утверждение в Верховную Раду АРК проект стратегии развития Крыма. Этот документ станет основанием для обращения в Европейскую комиссию по реализации различных инвестиционных проектов. Крым интересен западным партнерам. И работа по увеличению инвестиционной привлекательности нашего полуострова, которая уже приносит плоды, будет продолжена.

Подытоживая обсуждение, первый заместитель Председателя Совета министров АРК Азиз Абдуллаев отметил, что для реализации антикризисной программы, программ развития, инвестиционных проектов необходимо консолидировать усилия всех ведомств. Вице-премьер считает, что более настойчиво следует добиваться возврата НДС, обращаясь для этого непосредственно в налоговые органы и Кабмин. Также, по его мнению, надо строже спрашивать с органов местного самоуправления, которые тормозят процесс выделения земельных участков под реализацию инвестиционных проектов, не торопятся утверждать генеральные планы своих территорий, не занимаются тарифами и т. д.

Работа министерств в минувшем году была названа плодотворной. Им удалось сделать все, чтобы выстоять в условиях кризиса и сохранить потенциал, который способен обеспечить рост и движение вперед.

«Крымские известия»