В Севастополе снова забуксовало проектирование городской электрички

В Севастополе снова забуксовало проектирование городской электрички

Уже несколько лет российские власти обещают севастопольцам решить проблему автомобильных пробок и ускорить передвижение пассажиров по городу с помощью железнодорожного трамвая, но пока даже проектирование трассы и станций не закончено. В чем причина?

Проектирование городской электрички в Севастополе уперлось в объекты культурного наследия, расположенные вдоль железной дороги. Теперь сроки сдачи готового проекта, которые ранее уже были сдвинуты, отодвигаются на неопределенное время.

Как сообщают на предприятии «Крымская железная дорога», проектировщики из «Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I» завершили геологические и геодезические изыскания.

На первоначальные планы повлияло то, что в границах будущего строительства «расположен целый ряд объектов культурного наследия регионального и федерального значения, в том числе находящихся под защитой ЮНЕСКО».

«Это, в свою очередь, требует проведения дополнительных затратных и продолжительных мероприятий по оценке воздействия будущих работ по строительству на выдающуюся культурную ценность», – отметили в железнодорожном ведомстве.

Когда будет готов проект, как и том, когда начнется строительство, в «КЖД» умалчивают.

С ветерком на трамвайчике

О том, что севастопольцев планируют осчастливить новым средством передвижения, в январе 2020 года сообщил заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров.

«Сейчас обосновывают городской трамвай по Севастополю на базе железной дороги. Это использование железнодорожной сети, имеющейся в Севастополе, для возможности пассажирских перевозок внутри», – сказал Назаров.

Идея перераспределения пассажирского потока с автомобильных дорог на железнодорожные, не нова. Например, в Германии, Австрии, Швейцарии S-Bahn – городская железная дорога – занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и классическими пригородными поездами и использует обычные железнодорожные линии в пределах и вне пределов города, при этом нередко имеет и выделенные пути.

Первый S-Bahn был открыт в Берлине в декабре 1930 года. В настоящее время Германии существует семнадцать систем S-Bahn, многие из которых обслуживают сразу несколько городов. Некоторые крупнейшие аэропорты страны также связаны с их городами маршрутами S-Bahn. В Австрии системы S-Bahn имеются в Вене, Зальцбурге, Инсбруке. В Швейцарии системы S-Bahn есть в Берне, Цюрихе, Базеле. Последний помимо Швейцарии обслуживает также соседние территории Франции и Германии.

В России также пытаются развивать это направление, но пока сумели воплотить только в Москве. В сентябре 2016 года в российской столице открыли Московское центральное кольцо (МЦК). Фактически оно стало наземной кольцевой линией метро, соединившей периферийные районы города. МЦК проходит по территориям 26 районов Москвы, в которых проживают около двух миллионов человек. На кольце работает 31 станция с пересадками на 26 станций метро и девять радиальных направлений железной дороги, а также на наземный общественный транспорт.

Еще один реализованный глобальный проект – запуск Московских центральных диаметров (МЦД). Для этого модернизировали уже существующую железнодорожную инфраструктуру. Движение по первым двум диаметрам открыли 21 ноября 2019 года.

В Севастополе пока определились с тремя маршрутами движения «железнодорожного трамвая». Так, в марте 2021 года пресс-служба «Крымской железной дороги» сообщила о первых двух маршрутах: «Первоочередные мероприятия включают в себя… организацию движения «городской электрички» в Севастополе в тактовом движении».

По данным ведомства, для запуска городской электрички планируется оборудовать три станции. Предполагается, что поезд будет курсировать по двум направлениям: Севастополь-Пассажирский – Камышовая бухта и Севастополь-Пассажирский – Золотая Балка.

О третьей ветке в мае 2021 года рассказывал российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев. «Третья ветка – через Мекензиевы горы – уже есть, ее можно немного продвинуть. Ведь если мы говорим о перспективной территории застройки – сейчас при генплане обсуждается перенос административного центра на север – это большое пятно освоения, и туда, конечно, тоже нужно сразу проектировать железнодорожную ветку, чтобы электричка тоже туда ходила», – сообщил он.

Тупиковое проектирование

Конкурс на проектирование городской электрички в Севастополе был объявлен в конце марта 2021 года. Начальная цена контракта составляла почти 115 млн рублей. Согласно документации, срок строительства объекта – до 31 декабря 2023 года. Предполагаемая стоимость – 4,07 млрд рублей из средств федерального бюджета России.

Однако уже в начале мая «Крымская железная дорога» после совещания с заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным отменила конкурс на проектирование. Как сообщалось, возникла необходимость «привести в соответствие техническое задание по процедуре закупок».

Очередной конкурс по определению подрядчика на проектирование «Крымская железная дорога» объявила в августе 2021 года. Однако желающих поучаствовать не нашлось. Следующий, третий по счету конкурс, был объявлен в октябре того же года, а в ноябре, наконец, удалось определить подрядчика. Им стало российское федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I».

Согласно контракту, стоимость которого составила 130 млн рублей, подрядная организация в срок до 5 июля 2022 года должна была предоставить заказчику проектно-сметную документацию объекта.

В ноябре прошлого года стало известно, что проектировщик объектов городской электрички за нарушение сроков исполнения контракта был оштрафован на 650 тысяч рублей заказчиком – «Крымской железной дорогой». Информация об этом содержится в материалах государственной закупки.

«По состоянию на 01.08.2022 разработанная проектная документация на рассмотрение и согласование в ФГУП «КЖД» не предоставлена, акт о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26 не подписан», – отмечается в опубликованной претензии.

Кроме подготовки самой документации, разработчик должен получить по нему положительное заключение государственной экспертизы. На выполнение всех процедур контрактом был отведен срок до 30 ноября 2022 года, который тоже уже истек.

Завершить строительство объекта, предполагаемая стоимость которого превышает 4 млрд рублей, планировалось до конца 2023 года, затем срок был сдвинут на 2025 год.

По дальним окраинам

Для передвижения поезда городской электрички предполагается использовать существующие железнодорожные пути в Севастополе и Инкермане. Однако, в свое время они строились по всем канонам городского планирования – за пределами населенного пункта. И хотя сейчас город значительно разросся вширь, железная дорога, в основном, по-прежнему проходит по его окраинам.

В соответствии с проектом, запланировано использовать существующие станции на железнодорожном вокзале и в Инкермане, а также построить новые платформы «ст. Инкерман II», «Разъезд Сапунгорский», «ст. Севастополь-Товарный». Кроме того, построить остановочные пункты: «мкр. Жидилова», «Золотая балка», «7-й км Балаклавского шоссе», «Фиолентовское шоссе», «Строительство платформы остановочного пункта «улица Правды».

Таким образом, от железнодорожного вокзала из центра Севастополя можно будет добраться в Камышовую бухту, но через Инкерман, совершив немалый круг. Длина маршрута при этом составит около 40 километров, в то время как протяженность соответствующих троллейбусных и автобусных маршрутов составляет около 14,5 км.

Безусловно, строительство станций у микрорайона Жидилова и в Инкермане даст определенный толчок в развитии этих территорий, но проживает в этих районах совсем немного человек, поэтому большой вопрос, будут ли перевозки рентабельными. А вблизи станции «Севастополь-Товарный» вообще нет жилых районов и транспортных узлов для возможных пересадок, в связи с чем логика ее обустройства непонятна.

Более перспективен с точки зрения «удобности» маршрут из Балаклавы до вокзала «Севастополь», но поток пассажиров на промежуточных станциях может оказаться небольшим.

О третьей транспортной ветке, о которой говорил губернатор Развожаев, на Северную сторону Севастополя, в документации проекта упоминаний нет.

Джерело

Новости Крыма