Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе

Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе

Российские власти Севастополя распределили 25 миллиардов рублей федеральной субсидии на проекты, из которых одни являются долгоиграющими, другие пытаются реализовать в городе со времен СССР и независимой Украины. Графики строительства расписаны до 2026 года, а реальная военно-политическая обстановка не учитывается. На что планируется потратить эти деньги?

В середине февраля российское правительство Севастополя провело заседание, на котором распределило на различные мегапроекты субсидию из федерального бюджета РФ, выделенную в рамках российской государственной программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя.

«В рамках госпрограммы заключено 11 соглашений, 25 миллиардов 178 миллионов рублей будут направлены на реализацию 72 мероприятий, из них: 69 объектов капитального строительства и 3 мероприятия по направлению «прочие нужды», – написал в своем телеграм-канале по итогам заседания российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

При ближайшем рассмотрении и анализе списка можно заметить, что большинство средств выделено на «буксующие» долгие годы или вообще провальные проекты.

Проекты «с душком»

На строительство канализационно-очистных сооружений (КОС) «Южные» планируется направить около 6 миллиардов рублей. Этот объект российские власти внесли в «Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя до 2020 года» в 2015 году. Сооружения планировали реконструировать, частично достроить, оборудовать выпуск сточных вод в море и построить новые очистные сооружения в Балаклаве.

В 2017 году закончилось проектирование, определен победитель конкурса на строительство, которому перечислили аванс в размере около 2 млрд рублей. Сделали это через банк однокурсника российского президента Владимира Путина. Банковское учреждение спустя пару месяцев было объявлено банкротом, а деньги до строителей не дошли.

Пострадал за эту аферу мелкий севастопольский чиновник,назначенный «стрелочником», который уже осужден и отбывает немалый срок. Строительство КОС так и не началось.

Позже выяснилось, что проект выполнен со значительными огрехами и его пришлось переделывать практически заново. При этом, от отдельных очистных в Балаклаве отказались. Реконструкция КОС «Южные» началась в 2021 году и продолжается неспешными темпами.

В августе 2022-го российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что «строительство идет по утвержденному графику», а представитель подрядчика проинформировал: «На сегодняшний день из 125 разделов проектной документации полностью разработаны 80». Иными словами, стройка идет, а проект еще не готов.

С тех пор о ходе строительства в городских новостях упоминалось лишь один раз. В декабре глава городского капстроя Игорь Ахмедов заявил, что стройка «идет по плану и будет завершена в первом квартале 2024 года».

В том же месяце был подписан контракт на сооружение канализационного коллектора в Балаклавском районе. Сообщалось, что стоимость работ составляет более 6 млрд рублей. На этот объект также выделили деньги из полученной субсидии – указанные 6 млрд распределили на 2024 и 2025 годы.

Интересно, что изначально КОС «Южные» вместе с очистными сооружениями в Балаклаве стоили почти 6 млрд рублей, теперь же общая стоимость возросла вдвое.

Еще одним профинансированным объектом, связанным со стоками, являются сети ливневой канализации с локальными очистными сооружениями и глубоководным выпуском в районе Карантинной бухты.

Выделено около 5 млрд рублей и за эти деньги, как предполагают чиновники, в 2023-2026 годах будет построен комплекс инженерных сооружений в центральной части Севастополя.

Деньги в газовой трубе

На прокладку в Севастополе новых газопроводов высокого давления выделено несколько миллиардов. Так, на кольцевой газопровод от ГРС-1 через Балаклаву и Фиолент к бухте Казачьей в 2023 году программой запланировано чуть более 710 миллионов рублей, еще 410 миллионов будут потрачены на газопровод в 2024 году.

Первоначально данный проект рассматривали еще при Украине, он призван уравновесить давление газа во всем городе, но денег тогда не нашлось. «Закольцевать» газ в городе российские власти решили в 2015 году.

В январе 2016 года был определен подрядчик на проектирование, которым стало АО «Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа «ГИПРОНИИГАЗ» из российского Саратова, разработавшее проект за 23,26 миллиона рублей.

Определить подрядчика строительства газопровода удалось только со третьего раза, в ноябре 2017 года. Конкурс выиграл единственный претендент – ООО «Ямалспецстрой» при цене контракта 466 900 910 рублей. Работы должны были закончить к 1 декабря 2018 года. Общая длина газопровода – 31,1 километра.

Однако в январе 2019 года российские власти Севастополя в одностороннем порядке расторгли контракт из-за якобы не выполненных компанией обязательств. При этом заказчик не оплачивал подрядчику уже выполненные работы, а сотрудники предприятия несколько раз выходили на забастовку, требуя зарплату.

Подрядчику удалось проложить семь километров труб газопровода из 31-го запланированного – отдельными участками. С тех пор сваренные трубы недостроенного кольцевого газопровода лежат как в траншеях, так и просто на местности. В январе 2022 года сообщалось, что власти Севастополя планируют изъять 27 участков для строительства газопровода.

Отметим, что за прошедшие годы стоимость газопровода возросла с 466 млн до 1,5 млрд рублей, при том, что почти четверть работ уже были выполнены предыдущим подрядчиком.

В списке есть еще один газопровод, который хотят проложить через бухту с Северной стороны Севастополя на Южную. И это тоже один из самых долгоиграющих проектов в городе-герое. Российские власти запланировали выделить на данное строительство 3,66 млрд рублей в течение ближайших трех лет.

Дюкер – так называется подводный газопровод – был построен еще при Украине и торжественно сдан в январе 2010 года в присутствии министра труда и социальной политики Украины (на тот момент) Людмилы Денисовой.

Позже выяснилось, что для его запуска необходимо проложить еще 300 метров трубы в обход Константиновской батареи, а дюкер в народе получил звание «потемкинского». Полностью подключить подводный газопровод удалось лишь в 2011 году.

Но в конце августа 2012 года газотехническая инспекция запретила ввод в эксплуатацию дюкера из-за многочисленных нарушений. В декабре 2013 года местные СМИ сообщали, что осталось проложить всего несколько километров газопровода, общая длина которого – 15 километров 800 метров, и это самый трудный участок – от улицы Ленинградской до улицы Катерной. Закончить работы планировали максимум в январе 2014 года, но в разворованном «командой Януковича» бюджете денег уже не было.

8 декабря 2017 года дюкер всплыл – газопровод одной из двух веток среднего давления диаметром 400 миллиметров и протяженностью 620 метров. Всплывшая труба мешала судоходству, и корабли Черноморского флота России оказались на некоторое время запертыми в бухте.

Российскими властями города было принято решение о технологическом затоплении всплывшего участка газопровода. В 2019 году начали проектирование нового дюкера.

Транспортные дела

Самым дорогим в списке является объект с официальным названием «Строительство и реконструкция региональной автомобильной дороги Севастополь – порт Камышовая – бухта Казачья». На переустройство шоссе в течение 2023-2026 годов предусмотрено около 11,5 млрд рублей.

Это строительство будет новым – шоссе планируют расширить на некоторых участках и улучшить дорожное покрытие. Стоит отметить, что в районе Казачьей бухты расположена бригада морской пехоты и другие российские воинские части. Хорошая дорога даст им возможность быстро перебрасывать технику и личный состав. Далее эта дорога выходит на уже отремонтированное Камышовое шоссе, которое, в свою очередь, стыкуется с трассой «Таврида».

На реализацию финального, севастопольского участка трассы «Таврида» в 2023 году предусмотрено 3,61 миллиарда рублей.

Кроме того, выделены деньги на строительство двухуровневой транспортной развязки на месте действующего транспортного кольца, называемого в народе «Огурцом» из-за его овальной формы. Контракт на реконструкцию объекта ранее подписали с компанией «Антей-Стройинвест». На реализацию проекта в ближайшие два года запланировано более 2 млрд рублей.

Сам «Огурец» начали строить еще до аннексии Крыма, но закончить не успели. Завершили строительство уже российские власти и очень этим достижением гордились. Однако, увеличивающееся за счет мигрантов из России население, а также количество автомобилей привело к пробкам на данном участке, поэтому было принято решение строить развязку в двух уровнях.

Еще один долгоиграющий проект, о котором говорили со времен СССР, российские власти снова «вытащили из-под сукна». Речь идет о транспортном тоннеле с улицы Генерала Петрова на улицу Пожарова.

На реализацию данного проекта в течение 2023-2024 годов планируется направить чуть более 3,6 миллиарда рублей. В стоимость также включена стоимость реконструкции небольших участков прилегающих улиц.

Тоннель от улицы Генерала Петрова до улицы Пожарова был предусмотрен во всех генеральных планах города Севастополя, начиная с 1970-х годов. Тогда особой необходимости в нем не было, но разработчики главного планировочного документа города предполагали дальнейший рост населенного пункта, поэтому такую транспортную возможность закладывали. В 2008-м даже был разработан детальный рабочий проект.

Тоннели в этом месте уже есть. Убежище, представляющее собой два параллельных тоннеля, проходящих от улицы Пожарова до центра города, было построено после Второй мировой и предназначались для защиты населения в случае авиаударов. Протяженность одного из рукавов тоннеля составляет 250 метров, второго – 157 метров.

В 2013 году стоимость строительства тоннеля оценивалась в сумму от 25 млн до 100 млн гривен. В пересчете на твердую валюту – от 3 млн до 12,5 млн долларов. Сейчас, по нынешнему курсу российской валюты, в 48,5 млн долларов, то есть минимум в четыре раза дороже.

И прочие миллиарды

Вторым по количеству выделенных на продолжение строительства средств объектом является яхтенная марина в Балаклаве. В период с 2023 по 2025 годы на нее планируют потратить более 7,6 млрд рублей.

О будущей «Мекке яхтенного туризма» российские власти начали говорить с 2015 года, а в 2016-м Владимир Путин поручил построить в Балаклавской бухте центр яхтенного туризма.

В январе 2021 года Главгосэкспертиза России разрешила компании ООО «Стройгазмонтаж» разработать проектную документацию на создание яхтенной марины. Ранее эта фирма была подрядчиком строительства Керченского моста и принадлежала другу Путина Аркадию Ротенбергу: компания, как и сам Ротенберг, находились под санкциями США. В ноябре 2019 года он продал компанию. Покупателем стало непубличное акционерное общество «Стройинвестхолдинг», которое было создано за несколько месяцев до покупки «Стройгазмонтажа».

В настоящее время идет расширение Таврической набережной, также проведен снос бывшего завода «Металлист».

Джерело

Новости Крыма