Логистика нарушена, производители уходят: в Крыму дорожают вино, стройматериалы и лекарства

Логистика нарушена, производители уходят: в Крыму дорожают вино, стройматериалы и лекарства

Логистика грузоперевозок из Крыма в Россию и обратном направлении существенно нарушилась после подрыва Керченского моста. В связи с этим дорожают многие товары. К этому же результату привели экономические санкции, значительно усилившиеся после вторжения российской армии в Украину. На полуострове действие этих двух составляющих ощущают и представители бизнеса, и рядовые потребители товаров и услуг.

Вино на паузе

Крымские виноделы готовятся в ближайшее время увеличить цены на свою продукцию из-за удорожания логистики и связанных с ней рисков. При этом оптовая стоимость крымских вин может вырасти до 15%, пишет российское издание РБК.

Опрошенные изданием участники рынка в один голос заявляют, что виновата во всем логистика, сильно изменившаяся после взрыва Керченского моста. Запрет на проезд грузовиков по мосту через пролив вынудил местных виноделов искать альтернативные маршруты для доставки вина в Россию. Цена перевозки выросла более чем на 80% из-за того что маршруты проходят по опасному так называемому «сухопутному коридору» через оккупированные территории Юга Украины.

Цены на доставку варьируются, и в целом удорожание по сравнению с доставкой через Крымский мост составляет до 60%

Тимофей Месеняшин

Директор Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма «Крымское бюро винограда и вина» Тимофей Месеняшин отмечает, что доставка большей части винных грузов идет по территории Запорожской и Херсонской областей, что сказывается как на длительности доставки, так и на стоимости. «Цены на доставку варьируются, и в целом удорожание по сравнению с доставкой через Крымский мост составляет до 60%», – отметил Месеняшин.

После взрыва на мосту паромная переправа была запущена для грузовиков, но возможности воспользоваться ею ограничены из-за очередей, поясняет Валерий Захарьин, номинальный владелец одного из крупнейших винодельческих предприятий Крыма – завода марочных вин «Инкерман». Свою винодельческую продукцию «Инкерман» отправляет по маршруту Джанкой – Мелитополь – Мариуполь – Ростов-на-Дону.

По словам Захарьина, если раньше грузы из Крыма в Россию доставлялись в среднем за 36-48 часов, то теперь время доставки увеличилось больше чем в два раза – грузы едут от 72 до 168 часов, а транспортные тарифы выросли более чем на 85%, до 150 тыс. руб. за машину.

Что же касается внутреннего рыка Крыма, то переварить такие объемы продукции он вряд ли сможет. Особенно с учетом того, что после начала войны поток туристов на полуостров значительно снизился. Так, по данным Российского союза туриндустрии, спрос на отдых летом в Крыму резко упал.

Бронирования объектов размещения Крыма заметно снизились из-за закрытого аэропорта Симферополя и опасений туристов по поводу безопасности поездок

Российский союз туриндустрии

«Бронирования объектов размещения Крыма заметно снизились из-за закрытого аэропорта Симферополя и опасений туристов по поводу безопасности поездок. По оценкам туроператоров, снижение спроса достигает 40-70%. Местные предприниматели в сфере туризма пытаются выжить за счет путешествий жителей Крыма и близлежащих регионов. Множество турфирм вынуждены были закрыться, многие турбазы и пансионаты не готовы открываться к летнему сезону из-за недостатка средств на зарплату сотрудникам», – говорится в сообщении пресс-службы организации.

В феврале 2023 года вице-премьер России Марат Хуснуллин говорил, что вернуться к вопросу пропуска грузового транспорта по мосту будет возможно после запуска левой его части. 23 февраля Керченский мост полностью открыли для автомобильного движения по всем полосам, но грузовики не пропускают.

Строительные перебои

Через две недели после взрыва на Керченском мосту в Крыму стал наблюдаться дефицит строительных материалов, главным образом цемента. Местный производитель – Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» – с начала войны работает только в интересах Минобороны РФ, а для девелоперских проектов и частных потребителей этот стройматериал возили с Новороссийского завода.

Спустя некоторое время проблему с цементом решили, организовав поставку, в том числе, по железной дороге. Однако, строительные компании и частники ощущают дефицит и других строительных материалов, а также их удорожание. И причина не только и не столько в логистике, сколько в санкциях против России.

Еще в июне прошлого года Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии обнародовало результаты исследования, из которого выяснилось, что выпуск половины всех видов стройматериалов в России минимум на 70% зависит от импортного оборудования.

Проанализировав в общей сложности 26 позиций (от цемента и арматуры до потолков и красок), исследователи выяснили, что 11 из них примерно на 100% зависят от импортного оборудования.

Среди тех стройматериалов, что в России производят целиком на иностранном оборудовании, оказались кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики и газобетон. Производители строительной химии от импортного оборудования зависят на 90%, сухих смесей – на 80%, минеральной изоляции – на 70%. Производство остальных стройматериалов не такое зависимое, но цифры там не сильно ниже.

Кроме того, из-за границы в Россию привозят около 85% цветных пигментов для производства красок и 80% сырья – для монтажных пен (компоненты для самой пены и фурнитура для баллонов).

Так что гвозди, о которых в своем знаменитом выступлении говорила спикер Совете Федерации Валентина Матвиенко, далеко не единственная продукция, выпуск которых не могут наладить в России.

Мы даже гвозди не производим в стране, которая выпускает столько металла

Валентина Матвиенко

«Для меня для меня было неким открытием – у нас гвозди импортные, не буду называть страну (откуда идет импорт), догадайтесь с трех раз. Мы даже гвозди не производим в стране, которая выпускает столько металла», – сказала Матвиенко, обсуждая импортозамещение в России.

Уроженка Шепетовки еще больше бы удивилась, если бы узнала, что за последние 15-20 лет практически вся современная индустрия стройматериалов в России создана на западном оборудовании и западных комплектующих.

По прогнозам исполнительного директора ассоциации «Безопасность и качество» Александра Акимова, уже в 2025–2026 Россия столкнется с критическим дефицитом стройматериалов.

С этим согласен и исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий. «Оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем. Это относится ко всей цепочке производства практически в каждой подотрасли, начиная от карьерной техники и заканчивая упаковкой продукции», – говорит он.

При этом эксперты считают, что Китай решить весь комплекс возникающих проблем не поможет, так как у производителей из Поднебесной не во всех вопросах хватает компетенций.

Тем временем в социальных сетях пишут, что многие госбюджетные стройки в Крыму начинают пробуксовывать из-за проблем с наличием стройматериалов и их удорожанием. Российские власти Крыма о данной проблеме молчат.

И прочие неприятности

«В Крыму замедлился рост цен», – писали в январе российские СМИ. «Годовая инфляция в Крыму в декабре 2022 года замедлилась до 13,2%, после 13,3% в ноябре», – говорилось в сообщении Банка России. Но, несмотря на позитивный настрой российских банкиров, рядовые потребители отмечают ежедневный рост цен на полуострове, а также исчезновение из продажи некоторых наименований товаров.

Так, в Крыму сейчас в дефиците многие лекарственные препараты. Причина в том, что производство лекарств в самой России упало на 14,8% в годовом выражении. Серьезные проблемы в отрасли начались осенью. В октябре производство лекарств сократилось на 8,5%, а в ноябре спад ускорился почти вдвое.

После вторжения российской армии в Украину 28 иностранных фармкомпаний полностью прекратили поставки в Россию. По итогам 2022 года падение импорта составило 9%, до 1,7 млрд упаковок (а по некоторым видам лекарств против бактериальных инфекций более чем в два раза).

В российских аптеках полностью исчезли 2 400 препаратов, в том числе входящие в список жизненно важных. Падение объемов пока оценивается в 10%, но идет по нарастающей.

Значительно подорожали в Крыму электроника и бытовая техника. Ранее стало известно, что у крупных российских дистрибуторов электроники происходит значительное сокращение поставок, по некоторым категориям падение во втором квартале достигло 75% год к году.

Аналитики отмечают, что цены на товары, ввозимые так называемым «параллельным импортом», возросли и продолжат расти в 2023 году. В октябре прошлого года Минфин России прогнозировал, что с 2023 года средний курс доллара на уровне 68,3 рублей, однако уже сейчас он превысил 75 рублей и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Джерело

Новости Крыма