«…Как медведь в посудной лавке»: скандальные реконструкции и реставрации в Крыму

«...Как медведь в посудной лавке»: скандальные реконструкции и реставрации в Крыму

Власти Крыма намерены расторгнуть договор с подрядчиком, который проводил реставрационные работы в Воронцовском дворце в Алупке, – об этом 8 июля в эфире телеканала «Миллет» сообщил вице-премьер Крыма Евгений Кабанов. Причина – недостаток средств на проведение работ, которые при этом были полностью профинансированы.

«...Как медведь в посудной лавке»: скандальные реконструкции и реставрации в Крыму

На реставрацию Воронцовского дворца компания «Меандр» из Санкт-Петербурга получила свыше 353 миллионов рублей и претензии в свой адрес пока не комментировала. Ранее российские власти Крыма обвинили эту фирму в том, что она допустила намокание потолка, стен и мебели во дворце. Кроме того, у подконтрольных Кремлю чиновников возникли вопросы к подрядчикам реконструкции исторического здания в Симферополе, виллы «Ксения» в Симеизе и других проектов. О серии неудачных реконструкций и реставраций на полуострове шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Пресс-служба российской прокуратуры Крыма сообщила о возбуждении уголовного дела по факту завладения денежными средствами, которые выделили на реставрацию исторического здания в центре Симферополя. Речь идет об объекте культурного наследия – бывшем странноприимном доме, построенном в 1822-1826 годах. Здание расположено на улице Карла Маркса, сейчас в нем расположен Крымский медицинский колледж. По версии российской прокуратуры, подрядчик реставрации внес ложные сведения в акты выполненных работ, завысив стоимость реставрации и незаконно получив 1,3 миллиона рублей. Крымский активист Алексей Ефремов рассказал, что в случае с медицинским колледжем предполагаемых финансовых нарушений на первый взгляд не видно.

Симферопольцы уже привыкли, что весь город в стройках из-за целевых программ, которые при этом не всегда по-целевому используются

Алексей Ефремов

– Я практически каждый день прохожу мимо этого исторического здания в центре города. Оно порядком обветшало, ему требовалась реконструкция, тем более что там занимаются студенты. Им нужны хорошие условия для занятий. На протяжении многих месяцев здание было обнесено строительными лесами, заграждениями. Сейчас уже можно любоваться свежевыкрашенным отреставрированным фасадом, то есть по крайней мере с виду кажется, что работы выполнены хорошо – хотя я не специалист. Я слышал, проблемы есть у кукольного театра, хотя не знаю, какая насущная необходимость была в его реконструкции. Симферопольцы уже привыкли, что весь город в стройках из-за целевых программ, которые при этом не всегда по-целевому используются. Кажется, самыми нашумевшими в этом плане были некачественная укладка плитки в центре города и реконструкция набережной Салгира.

Подрядчиком строительства театра кукол в Симферополе выступает как раз компания «Меандр». Она должна была построить новое пятиэтажное здание на месте старого, возведенного еще в 1930-е годы. Изначально театр планировали ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года, однако сроки работ были сорваны. По словам вице-премьера российского правительства Крыма Евгения Кабанова, этот контракт на выполнение работ будет расторгнут, а «Меандр» – включен в список недобросовестных подрядчиков. Эти обвинения в компании также не комментировали.

На прошлой неделе Евгений Кабанов также заявил, что российское правительство Крыма может расторгнуть контракт и с подрядчиком реставрации виллы «Ксения» в Симеизе. Это памятник архитектуры конца 19-го – начала 20-го века в стиле необарокко. По словам Кабанова, на этом объекте необходимо откорректировать некачественный проект реставрации и провести повторную экспертизу по новым, не учтенным ранее видам работ. Журналист из Ялты Сергей Сардыко критикует российское правительство Крыма за слабый контроль над работами на важных объектах.

– На мой взгляд, на вилле не стало хуже, чем было, хотя темпы работ, конечно, оставляют желать лучшего. Вообще, непонятно, зачем из Симферополя ехать самому вице-премьеру Кабанову и министру строительства Михаилу Храмову, чтобы попросить у подрядчика график работ. Тем временем из Воронцовского дворца в Алупке люди полтора года кричали, что фирма-подрядчик не работает, что после снятия крыши залило дождем Голубую гостиную – но нам отвечали, что все в порядке. Надо подождать, чтобы великий чиновник Кабанов приехал из Симферополя и покачал головой? У меня ощущение, что молодежь, которая пришла в Совет министров, работает неглубоко и очень примитивно – элементарно нет контроля над исполнительностью. Надеемся, что сейчас местные власти немного зашевелятся, потому что по итогам их работы правительство России обязательно сделает оргвыводы.

Сергей Сардыко предлагает установить общественный контроль над реконструкциями и реставрациями крымских памятников архитектуры.

Надо сделать так, чтобы деньги не украли, а реально реализовывали проекты с их помощью

Сергей Сардыко

– Так или иначе, денег много – это не времена Украины, когда денег не было. Другой вопрос, что надо сделать так, чтобы эти деньги не украли, а реально реализовывали проекты с их помощью. Тендеры на проведение работ по реставрации требуют фирм с определенным опытом. Вот пресловутый «Меандр» выигрывает тендер, а потом нанимает другого подрядчика, который, быть может, никогда и не занимался такими работами. В результате получается тяп-ляп. Я считаю, что надо поставить камеры и на Ласточкином гнезде, и на вилле «Ксения», и в Воронцовском дворце – и в режиме реального времени показывать, что именно рабочие делают на стройке.

Два года назад фирма «Меандр» также выиграла тендер на 300 миллионов рублей для реставрации Ханского дворца в Бахчисарае – уникального памятника крымскотатарской архитектуры. Однако впоследствии контракт был расторгнут, и с конца прошлого года в России и аннексированном Крыму не нашлось желающих продолжать эти работы. Ханский дворец в Бахчисарае – бывшая резиденция крымских ханов, памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. На момент начала аннексии Крыма Россией Ханский дворец был кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крымскотатарский активист Эдем Дудаков неоднократно заявлял о нарушениях правил реставрационных работ в Ханском дворце и сейчас сетует на то, что в отсутствие подрядчика памятники архитектуры простаивают без защиты от непогоды.

Россия работает в Крыму, как медведь в посудной лавке

Эдем Дудаков

– На главном корпусе сняли всю черепицу и сложили ее во внутреннем дворе – она пролежала там всю зиму, сейчас лето уже проходит. Кроме того, вскрыли два внутренних дюрбе (склепа – КР) на кладбище крымских ханов, сняли оттуда оцинкованное железо и убрали защитный слой – сейчас дожди промывают все насквозь. Открытым стоит и конюшенный корпус, хотя его отреставрировали в 2006 году – и опять же нет никаких защитных конструкций. Общественность, конечно, возмущена такими методами, которые очень далеки от настоящих реставрационных работ. Я понимаю, что российская сторона пытается сделать из Крыма витрину и вкладывает сюда огромные деньги. Но одно дело витрина, другое дело – реставрация. Она идет с нарушениями всех норм, и в первую очередь конвенции ЮНЕСКО по реставрационным работам. На самом деле Россия работает в Крыму, как медведь в посудной лавке.

По мнению Эдема Дудакова, отчасти так происходит потому, что в распоряжении российских властей попросту нет научных изысканий по Ханскому дворцу, которыми располагают украинские профильные институты.

– С другой стороны, сказываются и российское стремление к показушности, и другой немаловажный фактор – отмывание денег. Я думаю, что поставки испанской черепицы для большой Ханской мечети – это как раз тот случай, ведь в ней не было необходимости. Нужно было организовывать экспедиции и закупать черепицу в селах. Конечно, это долгий и изнурительный процесс, на котором много не заработаешь. Поэтому новым так называемым реставраторам хочется сделать все по-новой, залить все бетоном и показать, что что-то сделано. Уничтожается культурное наследие, но зарабатываются хорошие деньги.

Между тем в конце 2018 года депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек обвинил в проблемной реставрации Ханского дворца украинские власти: по его оценке, «дилетантские археологические изыскания реставрационных работ Ханского дворца в Бахчисарае, проведенные в украинские времена, привели к возможному подтоплению дворцового комплекса».

Главный архитектор Киево-Печерского национального историко-культурного заповедника Яков Дихтяр полагает, что российские власти Крыма стремятся лишить Ханский дворец исторической аутентичности.

Ханский дворец не будет таким, как его строили несколько сотен лет назад – и это дает возможность переписать историю

Яков Дихтяр

– Остается только информировать мировую общественность о российских работах, которые проводятся на объектах культурного наследия в Крыму – и в особенности связанных с историей крымскотатарского народа. Почему-то происходящее именно на этих объектах держится в некоей тайне, и заинтересованных людей из числа крымских татар не информируют о том, что и как там собираются делать. Вообще, украинская и российская школы реставрации – по сути, одна школа. Изучив материалы по Ханскому дворцу, я могу сказать, что в экспертизе и в проекте все написано правильно – просто делали совершенно другое, а именно уничтожали аутентичность. Скорее всего, аутентичными там останутся только стены, и то только нижняя их часть, а все остальное будет переделанным. Здание не будет таким, как его строили несколько сотен лет назад – и это дает возможность переписать историю.

Яков Дихтяр высказывает опасение, что из-за этого Ханский дворец в Бахчисарае впоследствии может выпасть из списка претендентов на включение в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Российские власти Крыма последовательно отвергают подобные обвинения украинской стороны, однако вместе с тем не допускают в Крым мониторинговые миссии международных организаций без согласования с Москвой.

Елена Ремовская

Предыдущая новость:

В центре города поплыла брусчатка (фото)

Джерело

Новости Крыма