ИНТЕРВЬЮ Председателя ВР АРК Владимира Константинова газете «День»

Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Мне нравится здоровый ажиотаж вокруг Крыма…»

01.06.2010

Крым должен быть лучшим местом для жизни, работы, отдыха – такова новая философия новой крымской власти…

            В Крыму несколько недель назад была создана новая парламентская коалиция, которая назначила новое правительство. В жизни автономии в связи с этим появилось много новшеств. Еще больше Верховная Рада и Совет министров планируют реформировать и усовершенствовать. Как идет этот процесс? В каком направлении проявляются инициативы и что это дает, каковы перспективы реформ? Об этом корреспонденту «Дня» рассказывает Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Владимир КОНСТАНТИНОВ.

            -Владимир Андреевич, в Крыму сейчас происходит интенсивная перестройка органов власти, экономики, кадровой работы, многих других сфер жизни. Верховная Рада Крыма является модератором всех этих процессов. Какая цель этой работы, какие задачи поставлены вами?
- Во-первых, мы стремимся полнее использовать имеющиеся полномочия автономии, во-вторых, лучше организовать производство, повысить отдачу каждой отрасли. В целом задача формулируется так: крымская автономия должна стать лучшим местом для жизни, работы и отдыха в Украине. На днях мы утвердили программу работы и бюджет на 2010 год. Мы хотим добиться роста производства промышленной продукции на 6 процентов, повысить объем инвестиций на 20 % и довести их до 7,5 млрд. грн, объем иностранных инвестиций увеличим на 14 процентов, добьемся роста заработной платы крымчан на 17 процентов, чтобы она превысила 2000 грн. в месяц…
-Это хорошо, но и прежние руководители автономии также принадлежали к Партии регионов и также показывали исправные цифры. В чем причина состоявшейся смены власти?
- Президент считает, что прежняя команда исчерпала свои возможности по развитию Крыма и автономия стала отставать от других регионов. И в этом он прав. Приступив к работе, мы, например, обнаружили большие приписки в аграрном секторе, выходит цифры были не такие уж и исправные. Крыму нужно более интенсивное развитие. И эта задача возложена на нас, я полагаю, мы ее выполним.
            - Не секрет, что Крым, пока дотационный регион. И еще никому не удалось выполнить 13-й пункт 18-й статьи конституции Крыма, который предусматривает одноканальный бюджет и отчисления в госбюджет только своей доли средств на общегосударственные расходы, неофициально утверждают, что крымская часть должна составлять 4,2 % их. Но и в прошлом году Крым на 70% жил за счет дотаций и субвенций из центра. Почему вы считаете, что сейчас эта цель будет достигнута?
- Полный ответ о путях самодостаточности Крыма мы сможем дать в ходе разработки программы «Украина-2020», которую инициировал Президент Украины Виктор Янукович. Фактически мы уже начали эту работу. Я думаю, что это вполне реально, но сегодня это еще невозможно из-за нерешенных проблем в экономике. Мы проведем жесткий расчет, и я думаю, что сделать Крым не дотационным регионом было бы интересно для автономии…
Уже сегодня, чтобы меньше просить денег из центра, многие задачи мы ставим впервые и решаем их новаторским способом. Например, в новом бюджете мы уменьшили почти в 5 раз дотацию выравнивания. Если в прошлом году она превысила 20 % доходов общего фонда бюджета, то теперь нам потребуется всего 5%. В прошлом году Крым большей частью жил за счет субвенций, но теперь мы поднимем уровень самообеспечения и сократим дотации центра как минимум на 10-15%. То есть, лет за 5-6, если в ходе реформ мы внедрим инновационно-инвестиционный тип экономики, как планируем, и бюджет будет расти такими темпами, что мы сможем стать самодостаточным регионом. У нас уже сейчас удвоено финансирование социально-экономических программ, разработаны мероприятия по реанимации строительной отрасли после кризиса. Мы увеличили фонд развития с 1,5% в прошлом году до 13% на этот год. Экономика будет реально стимулироваться, значит будут новые рабочие места, людям будет легче жить.
Во-вторых, землю мы теперь будет выделять только через аукцион и за счет этого уже нынешним летом добьемся увеличения доходной части бюджета. Первый публичный аукцион мы сможем провести уже в течении месяца. Мы покажем, как это цивилизованно можно сделать. В целом мы увеличим доходную часть бюджета на 260 миллионов гривень…
- Видимо, чтобы решить эту задачу надо ответить на вопрос какой структурно должна быть экономика Крыма. Многие спрашивают: является ли Крым курортом, если здесь сильно развита промышленность? Каким должен быть аграрный сектор курортного Крыма? Например, правильно ли, что долю зерновых культур здесь довели до 80 % посевов? Как вы планируете менять соотношения отраслей?
- Очевидно, что приоритет за курортной сферой, поскольку именно здесь еще много не использованного потенциала. Считается, что в курортном отношении ресурсы Крыма использованы пока на треть, раньше шло развитие только южного побережья. И сегодня отдача курортных регионов недостаточна. По разным причинам рекреационное освоение Восточного Крыма, западных регионов, азовского побережья, Керченского полуострова отстает до сих пор. Мы сейчас планируем ликвидировать эти диспропорции, в течении нескольких лет в этих регионах должны сформироваться уникальные курорты.
Однако, мы не будем копировать советскую структуру хозяйства. При разработке крымской части программы «Украина-2020», в развитии промышленности мы в дальнейшем должны отдать предпочтение перерабатывающим отраслям. Недавно на заседании Регионального комитета по экономическим реформам мы детально рассмотрели перспективы аграрного сектора, и решили сократить посевы зерновых, более интенсивно развивать овощеводство, садоводство, виноградарство, внедрять новые культуры. В целом наша экономическая философия будет состоять в том, что если Крым курорт, то остальные отрасли должны его дополнять, поставлять все необходимое, и развивать. Я считаю, что нам следует вернуть утраченный статус международного курортного и туристического региона и все подтягивать к мировым стандартам – в транспорте, в гостиничном сервисе, в лечении, в музейном деле, в обслуживании. Должна быть выработана такая стратегия, чтобы летний сезон продлить минимум на два месяца, а зимние месяцы заполнить своими специфическими видами отдыха, туризма и лечения. Нам нужно браться за такие виды туризма, которые в маркетинговом плане сложнее, чем простое распределение путевок, но не все еще менеджеры освоили рыночные методы туристического бизнеса…
Сложность в том, что Крым сам вырабатывает примерно 8% потребляемой электроэнергии, однако у нас уже запущены проекты по строительству гелиостанций и ветроэлектростанций. В некоторых курортных регионах не хватает воды, и эту проблему надо решать не только за счет Северо-Крымского канала, но и за счет увеличения добычи подземных вод. Нынешним бюджетом мы решили текущие вопросы, но стратегически проблема еще не решена. Это опять таки вопросы будущей программы «Украина-2020»…
- Внесено предложение сконцентрировать в Крыму игровой бизнес. Вы считаете это перспективным делом?
- Крым – это центр отдыха и, конечно, если делать что-то наподобие Лас-Вегаса, то ему место здесь. Мы будем приветствовать все инвестиции, в том числе и в игровой бизнес, при условии, что все будет законно, прозрачно и безопасно для отдыхающих…
- В Крыму при Верховной Раде создается Центр законодательных инициатив. Какую роль он должен выполнить, как будет работать?
- Мы уже утвердили положение о Центре законодательных инициатив, считаем, что эта структура принесет пользу. Президент требует более активного участия регионов во всех делах страны, и у нас много наработок в этом плане, но их следует облекать в форму законодательных документов, подзаконных актов, конкретных социальных и экономических проектов. Эту работу призваны выполнить Центр законодательных инициатив и Региональный комитет по экономическим реформам. И они сейчас уже разработали план антикризисных мер, нарабатывают стратегию для программы «Украина-2020», прорабатывают перечень социальных и экономических проблем, которые сегодня сдерживают наше развитие, ищут пути их решения. Это новая и интересная форма работы…
            - Но для полноценной деятельности Центру нужно право законодательной инициативы? Кстати, ни у кого, кроме народных депутатов от Крыма, такого права нет…
-Да вы правы, но Центр не будет иметь права законодательной инициативы. Это технологический орган. В то же время, в процессе расширения полномочий регионов, мы считаем, что такое право у Крыма должно быть, и оно, думаю, должно быть предоставлено Верховной Раде Крыма в ходе предстоящей правовой реформы…
- Президент Украины Виктор Янукович значительно усилил российский вектор развития. Как вы считаете, это сильно отразится на Крыме? Как вы думаете, можно ли забыть при этом уже наработанные европейские направления? В частности, сейчас начинается реализация пилотных проектов по «Восточному партнерству». Где тут, с вашей точки зрения, более правильный путь?
- Мне импонирует то, что вокруг Крыма начался такой здоровый ажиотаж! Мы обязательно извлечем из этого конкретную пользу. Во-первых, зашевелились российские регионы, у нас был посол, мы сейчас подняли все 26 соглашений Крыма о межрегиональном сотрудничестве с российскими областями и краями, хотим активизировать наши отношения, ведь не секрет, что раньше это было большей частью на бумаге. Они хотят назначить ответственных за реализацию этих соглашений, чтобы систематизировать работу. И это правильно. Был здесь также посол Турции и мы также договорились о расширении сотрудничества. Я встречался с послами стран Вышеградской четверки и мы убедились, что и европейское сотрудничество сейчас как никогда необходимо для экономики Крыма. Теперь мы постараемся, чтобы эти усилия были доведены до конкретных программ...
            - Вы не опасаетесь того, что если за Крымом будет закреплен в роли куратора какой-то российский регион, то он станет доминировать и в политике, и в управлении?
-Нет, речь идет о том, что такой регион будет координатором и модератором в реализации тех 26 соглашений, которые уже подписаны, и я полагаю, что его обязанности и функции будут четко определены и закреплены в договоре. Мы должны быть независимыми и равноправными партнерами. Но за выполнение соглашений будут отвечать конкретные люди как у нас, так и в России. Задача в том, чтобы конкретизировать и согласовать потребности и возможности…
Более того, я считаю, что такой же метод контроля за выполнением соглашений нам нужно практиковать и с Турцией, и с Казахстаном, и с Китаем, соглашения с которыми выполняются слабо…
            -Вы строитель и в полной мере понимаете сложность проекта по возведению транспортного перехода через Керченский пролив. Вы думаете нынешней команде политиков и инженеров удастся сделать то, что не смогли многие предыдущие команды?
- Со строительной точки зрения это уникальный по сложности проект, но реальный. В мире есть много объектов гораздо сложнее, и здесь нет не решаемых проблем. Главная сложность его в том, что для начала его реализации выпало нелегкое и противоречивое время, когда наши экономики не в лучшем виде, но мы надеемся, что именно это строительство будет одним из факторов преодоления кризиса. Если возьмемся, то построим, в этом нет ничего невозможного…
            - Владимир Андреевич, в Крыму сконцентрировано много межнациональных и межконфессиональных противоречий и проблем. У вас есть план их решения?
-Да, есть. Я убежден, что эти проблемы смогут быть решены только на основе взаимного уважения и согласия, методом компромисса. Поэтому мы примем меры к тому, чтобы решить проблемы, накопившиеся в национальных общинах Крыма – будет выделена земля для строительства Соборной мечети Джума-Джами в Симферополе, будет продолжено финансирование программы репатриации крымских татар, строительство национальных школ. Большая часть проблем будет снята в течении ближайшего времени.
Я считаю, что инициатива по решению этих проблем должна быть за государственными органами власти. У национальных общин не должно быть чувства покинутости, или игнорирования их проблем со стороны государства. Тогда они будут такое государство считать своим и защищать его интересы, как свои…
            -Значительные противоречия между русской и украинской общинами Крыма. Украинцы недовольны нехваткой школ, русские считают, что перевод существующих школ в статус украинских будет ущемлением их прав, и они против украинизации таким методом. Кстати, это же вы в свое время построили первую украинскую гимназию в Симферополе. Как же решать проблему дальше?
-Украинская гимназия очень популярна в городе. Есть предложение достроить к ней еще один корпус, и мы это сделаем. Это еще расширит ее возможности. Мы примем меры к тому, чтобы построить новые и русские, и украинские, и крымскотатарские школы, и это опять же проблема для программы «Украина-2020». Я не думаю, что между русскими и украинцами у нас в автономии могут быть какие-то противоречия, просто нужно понимать, что не все проблемы удастся решить одновременно. Но я постараюсь так работать, чтобы никто не был обижен…
            -Владимир Андреевич, продлен срок пребывания Черноморского флота России в Севастополе и в Крыму. Какую пользу будет иметь от этого Крым?
-Севастополь уже не изолированная территория, как раньше, некоторые гарнизоны Черноморского флота также размещены за пределами города, и мы очень взаимосвязаны. Главы государств приняли такое решение и я думаю, что это открывает широкий путь российским инвестициям в крымскую экономику. Например, они будут строить жилье, но цемент, другие стройматериалы будут покупать у нас, это будут новые рабочие места и развитие для нашей экономики. Думаю, мы найдем и другие формы взаимовыгодного сотрудничества…
            -Крым раньше отличался соперничеством между разными ветвями власти. Вы помните противостояние между Гриценко и Москалем, между Грачом и Куницыным и другие конфликты. Насколько эта опасность сохраняется и сегодня? Все потенциальные противоречия сняты?
- Сегодня все органы власти в Крыму занимают однопартийцы и Президент является почетным главой нашей партии. Какие у нас могут противоречия? Личные? Личные желания надо оставлять дома, а на работе подчиняться закону и политике государства, добросовестно выполнять свои обязанности. В этом случае противоречия или соперничество просто невозможны…

Беседу вел Николай СЕМЕНА