Владимир Константинов: Крыму нужна реальная программа развития

01.06.2010

Мы уже сообщали о том, что председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов провёл в редакции «Крымской правды» «горячую линию», ответив на вопросы читателей и журналистов газеты. Сегодня мы публикуем запись беседы.

- Прежде существовала система подготовки кадров - человек по ступенькам поднимался по служебной лестнице, постигая науку управления. А вы сразу из строительной компании оказались в кресле председателя Верховного Совета. Как себя чувствуете на этом посту?
- Проблема кадров на самом деле весьма актуальна. Президент не случайно создан Совет регионов. Его ближайшее заседание пройдёт во Львове, оно будет посвящено инвестициям. В июне же руководители всех регионов страны соберутся в Крыму, и будет рассмотрена проблема кадров. Кадровый потенциал, на котором мы просуществовали все эти годы, был создан ещё в СССР. Мы просто взяли его и использовали. Годы прошли, то поколение руководителей уходит. А нового пока не создано. И это трудно в условиях, когда нет мощной структурированной промышленности, в которой раньше были сосредоточены профессиональные потоки, на ней базировалась исполнительная власть. Отлажена была система, как часы, она создавала плеяду руководителей. Сейчас кадровый голод колоссальный. Мало подготовленных людей. Если говорить обо мне, то я ведь не был политиком, и на спикера парламента нигде не учат, не работал и в исполнительной власти раньше. Учусь на ходу. Знаю, что значит адаптироваться в непростой обстановке, это имеет большое значение. Стараюсь работать над собой, знаю свои слабые места. И сильные тоже знаю. Всё это поможет в работе, уверен.
- Какая система выборов, на ваш взгляд, для Крыма наиболее оптимальна? И как отстаивать своё мнение при жёсткой партийной дисциплине? Верховный Совет Крыма принял обращение о том, чтобы учения «Си бриз» в Крыму не проводились, но прошли какие-то закулисные договорённости, и сейчас по команде президента Партия регионов, которая нашла поддержку у оппозиции, голосует за проведение учений. Как в этой ситуации поступит крымский парламент? Пойдёт на попятную или будет свою линию отстаивать?
- Законопроект о выборах, который сейчас будет приниматься, оставляет для Крыма смешанную систему. Надо сказать, что каждая система имеет свои минусы и свои плюсы, разумеется.. Люди ждут от политической системы ответов на все вопросы, но она таких ответов не даёт. То общество, в котором мы живём, и само не совершенно. Например, была мажоритарная система, при которой в округах отдельные партии имели кто пять, кто десять человек, у кого на сколько денег хватило. То есть получался извращённый вид узкопартийной системы. Решили это похоронить и пойти по пути смешанной системы, потом пропорциональной. Там тоже много минусов. Первый, с которым столкнулась Партия регионов, это отсутствие у самой партии опыта управления всеми теми Советами, в которые избраны представители партии. Советов оказалось много, а партия - это же не КПСС, где были райкомы, обкомы, всё жёстко контролировалось. Известный конфликт между Гриценко и Киселёвым в парламенте показал, что на партийном уровне не было формата его решения. Мы не понимали, что происходит. Политических разногласий нет, только личностные, и мы барахтались в этом конфликте, пока не вмешался Киев, и политсовет разрулил эту ситуацию. Кстати говоря, с большим опозданием, когда разрушительные процессы в партии уже начались. Если идём по этому пути, нужно разбираться в партийном строительстве. Эти шараханья из стороны в сторону - в них что плохо? Только людей приучили к одной системе, сразу её меняют. Я лично был против партийной системы. К мажоритарной больше склонялся. Но общаясь с избирателями, у меня сложилось мнение, что люди к партиям более серьёзно относятся.
Что касается учений «Си бриз», то мы в Крыму приняли одно решение, а в Киеве - другое. Они не стыкуются. Но если говорить о политике, то нас сейчас этот фактор не пугает. Позиция Януковича чёткая, понятно, что он держит пророссийский курс, и тут настоящий прорыв в отношениях наших стран. На этом фоне любые взаимодействия с НАТО уже не кажутся нам опасными. Военные утверждают, что эти учения принесут пользу, у нас ведь нет денег на свои. Почему мы раньше этого боялись? Потому что президент Ющенко был ориентирован на НАТО, и каждый его шаг в этом направлении восток возбуждал, мы понимали , что это неспроста. Сейчас это уже чисто технические вещи, они не представляют опасности. У нас здесь Черноморский флот, есть кому нас защищать, если что.
- Если 31 октября будут выборы, они пройдут и в крымский парламент? Как вы к этому относитесь?
- Считаю, что для нас, для Партии регионов, будет лучше, если выборы пройдут в этом году. Сейчас высокий рейтинг у президента, ни один президент такого не имел раньше. На политическом фронте происходит прорыв, на экономическом пока нет, но и ответственность на экономическом фронте для нас как политической силы пока не наступила, поэтому сейчас у нас более комфортное время для выборов. Это моё личное мнение.
- Прокомментируйте ситуацию с новыми полномочиями крымского Совмина. Не означает ли это, что у парламента будет меньше сфер влияния?
- В чём слабость Крыма и его элиты? Почему она не набрала новых полномочий и не использует даже те, которые имела? Вспомните, Куницын и Грач чем занимались? Воевали друг с другом пять лет. Сегодня появился не крымский руководитель, и все встрепенулись - почему не наш? А где ж его найдёшь у себя? Это снова к вопросу о кадрах. О чём идёт речь? О том, что премьер-министра в Крым будет назначать президент? Нет, такого не может быть. Это означало бы, что надо изменить Конституцию, отменить автономию. Кто на это пойдёт? Янукович не пойдёт. Речь идёт об упорядочении системы. По новому закону произойдёт усиление Совмина, подотчётного Верховному Совету. По сути, усиление автономии. Функции уполномоченных по управлению Советами в областях выполняют губернаторы. В Крыму такого нет, и многие мэры городов вообще не ходят на совещания в Совмин. Представьте себя на месте председателя Совмина, у которого нет никакого влияния. У Совмина усилятся рычаги влияния, в этом проявится сила автономии.
- В одном из интервью вы сказали, что ведутся переговоры с меджлисом, не будут ли эти договорённости в обмен на строительство мечети?
- С крымскими татарами проведено много встреч. Нужно понимать, в каком положении они находятся сейчас. Они не знают, что вообще делать. Имею в виду не народ, а руководство меджлиса. Они поставили на Тимошенко. Проиграли. До этого - на Ющенко. Ничего не получили от него. Выбран президент, против которого они активно выступали. Становиться в оппозицию для них крайне опасно - за ними люди с их необустроенностью, нерешёнными проблемами. И втягивать весь народ в оппозиционность - у них хватает ума по этому пути не идти. Ищут диалог. Но он не должен быть монологом - вы нам дайте, а мы не будем идти на уступки. У меня сложилось впечатление, что все вопросы можно решить. Строительство мечети не является главной проблемой. Поступила власть раньше более чем странно - отдали землю, потом сказали, что не дадим. Ну не обещали бы они с самого начала, сейчас было бы легче договариваться. Требования наши теперь - чтоб это здание было украшением города. То, как они хотели строить сначала, - никуда не годится. В поручении президента чётко записано - содействовать строительству. Это политическое решение, и мы его будем выполнять. Что касается узаконивания самозахватов, то этот вопрос никогда не может быть решён. Если по этому пути идти, то этот процесс не закончится никогда. Все почему-то забыли про славян. А их терпение не безгранично. Нельзя идти по пути нагнетания межнациональных противоречий.. Это тупик. С другой стороны, жилищная проблема стоит очень остро. Желание решать проблему у нас есть. Берём десять гектаров, подводим коммуникации, предоставляем участки всем, независимо от национальности. Какие будут разногласия? В чём татары, конечно, правы, так это в том, что велика инерция власти. Ничего не хотят делать ни для кого. Так власть устроена. Надо поменять формат, и тогда все вопросы можно решать.
- Крым - единственный регион, где нет Дворца спорта. Будет ли построен? Ведь может впредь не повезти так как сейчас, чтобы спикер был профессиональным строителем.
- Я не просто строитель, я ещё и спортсмен. Крым всегда славился борцами, меня хотят избрать президентом федерации дзюдо. Получается, нужно потратить свои деньги, чтобы строить спортивные объекты. Тогда вопрос: а где я их беру, находясь на госслужбе? Это плохая мораль, плохой путь. Нужно использовать опыт других стран. Бываю часто в Голландии. Открыли они ледовый каток. Построили на государственные деньги. Он отличается от бизнес-проектов, в коммерческие спортзалы не все могут ходить, они подороже, и условия получше. Социальный каток - тоже шикарный, он - хозрасчётный, строит государство, а дальше - сами, на содержание государство его не берёт. Вход дешёвый, но не бесплатный. У нас же всё иначе. Вот были мы в кукольном театре. Билет - восемь гривен. Ну нельзя же так принижать труд. На стадион и то стоит билет двенадцать гривен. Вот если по этому пути пойти - чтобы построить дворец на бюджетные деньги, а дальше сами обеспечивайте, это разумно. А если из бюджета его содержать, то никакого бюджета не хватит. В спорте сейчас большая потребность. Дети сидят в иллюзорном мире в своих компьютерах. Потому что в реальном ничего интересного. Это интересное нужно создавать.
- Янукович отменил приказ предшественника о создании в Крыму особой экономической зоны. Но уже был подготовлен закон о её создании. Это означает, что нынешняя власть имеет другие виды на Крым, не как на зону рекреации, или просто Крым будет где-то на экономических выселках, как обычно?
- Почему отменён указ Ющенко? Потому что он ничего не доводил до конца. За что бы ни брался, совершал абсолютно нелогичные действия, и все инициативы умерли, не родившись. Почему сейчас Крыму выделяют больше всего денег? Больше, чем Донецку и другим регионам, по субвенциям всего на Украину два миллиарда, нам - 500 миллионов. Будут делить внебюджетный транш, там Крыму тоже четвёртая часть отдаётся. Потому что верят в наш потенциал. Создание свободной экономической зоны - здесь вопрос не в терминах, потому что юридически создать такую зону в регионе нельзя, локально - возможно. Но вопрос не в этом. Концепции развития нет ни у кого. Многое будет зависеть от нас. Договорённости с Россией очень масштабные. На их базе нужно создавать экономические проекты, в том числе и зоны свободного экономического развития. Каким мы должны создавать курорт? Проблема в инвестициях, в том, как их сюда завести. Сюда стремится попасть российский капитал уже сегодня. Что сейчас убивает производителя? Налоги. Но налоги - только часть проблемы. Во всём мире во время кризиса пострадали все эти свободные зоны. Основная проблема - сбыт. Значит, нужно решить проблемы с таможнями и прочим. Здесь нужно ещё поработать.
- Каждая новая власть не знает, что делать с Крымом. Пытались создавать программы развития, приглашали специалистов из-за границы. Как долго новая власть на этот раз будет думать, что делать с Крымом? И как будет решаться вопрос со строительством моста между Крымом и Кубанью?
- Я над этим много думал. Я по природе не чиновник, мне нужно что-то делать масштабное. Просто приходить на работу, перебирать бумажки мне не интересно. Создать какую-то концепцию, воплотить идею - это то, что мне нужно. Программы реальной сегодня в Крыму не существует. Если мы говорим о программе на бумаге, то таких бумаг много, пишут их, лишь года меняя. Вы не дочитаете ни одну из них до конца, уверяю вас. Есть цифры, в которых тонешь. Я не хочу попасть в эту западню. Политический узел решён. При Кучме одна была ситуация, при Ющенко вообще не о чем было говорить. Сейчас для бизнес-элиты ясно - хорошая власть, плохая, но все понимают, что это надолго. Вот теперь можно составить программу, концепцию. Но нельзя и изобретать велосипед. Скопируйте, говорят нам. Но откуда? Из Голландии, Германии? Там всё по-другому. Каждый вырабатывал свой путь. Нужно выстрадать свою программу. И наполнить её реальным содержанием. Потенциал у Крыма огромный. Мы просто обязаны его использовать грамотно, чтобы и будущие поколения были нам благодарны за то, что мы смогли сохранить и приумножить.
Каждая власть начинает с керченского перехода. Сейчас вроде подошли к решению этого вопроса. Есть поручение президента, оно - результат харьковских переговоров. После того, как будет заключено межправительственное соглашение, будут известны сроки строительства. Есть инвесторы уже. Спорят о том, каким должен быть этот переход. Одни настаивают на тоннеле, другие говорят о мосте. Этот вариант доминирует. С тоннелем - опасно, а мост, даже если что-то произошло, легко восстанавливается. Интерес к нему большой. Россия вообще в стратегические проекты вкладывает деньги. Нам нужно брать пример.
- У вашего предшественника было несколько личных инициатив в гуманитарной сфере. Он курировал акцию «Найти солдата», например. А у вас что будет? Инициативы предшественника не отмените?
- У меня нет в природе этого, я никогда не стремился к тому, чтобы убрать созданное предшественником. Я и сотрудников не менял в аппарате. Пока каких-то особых приоритетов для себя не выделил. Плотно занимаюсь здравоохранением, образованием. В ближайшее время с одной из таких инициатив выступлю. Приём граждан, например, я считаю, три года проводился неэффективно, с политической точки зрения это было не интересно. А ведь это очень важно, знать, что людей тревожит, помочь конкретному человеку. Вот есть госаппарат колоссальный, вы масштабов его даже не представляете. Я сам не представлял. Просто поразился, куда уведены ресурсы нации. А мы удивляемся, почему у нас не происходит экономического чуда. Нельзя, конечно, чиновников сейчас сократить. Но заставить их работать надо. У людей много нерешённых проблем. Пришёл человек на приём - его нужно выслушать. Помочь. Тогда, возможно, и статистика самоубийств станет иной, сейчас она просто ужасает. Люди загнаны, не чувствуют защиты. Многие вещи мы можем и должны решить. На чём бы я ещё сконцентрировался? На создании инвестиционного климата. В чём плюс Крыма? Такой развитой демократии нигде не найдёте. У нас слабость финансовая, а сила в том, что существует полярность мнений, точек зрения и способность договариваться. Это должно привлечь инвесторов.
- Крым пытается вернуть себе право законодательной инициативы. Насколько это реально?
- Многие вещи, которые раньше казались фантастическими, теперь реальны. Инициатива и у нас, и у центра есть. Но так глубоко забили гвоздь, что теперь его трудно вытаскивать. Если мы этого не сделаем, то потом себе не простим. В первые пять лет необходимо для автономии сделать всё, чтобы она была сильной, обладала реальными полномочиями. И в законотворческой сфере в том числе.
На часть вопросов, которые читатели задавали спикеру парламента Крыма по телефону, он ответил сразу же. Например, сказал, что по агрофирме «Крым» решение вопроса в активной фазе: «На мой взгляд, там всё предельно ясно, нужно выполнять закон». Ответил и на вопрос о средствах на инсулин, сказал, что они в бюджете есть, все заявки Минздрава будут удовлетворены полностью. Согласился с тем, что выделение земли - это вопрос, который должен решаться прозрачно, чтобы не провоцировать никакого взрыва. Именно так он и будет решаться. Жителей Симферополя беспокоит годами не решаемая проблема мусора на улицах и во дворах столицы автономии.
«Мусор - катастрофа Симферополя, - уверен Владимир Константинов. - Заводов перерабатывающих нет. Совмин активно работает над тем, чтобы комплексно решать эту проблему».
Вопросы частного характера, не имеющие большого общественного резонанса, также не останутся без внимания председателя Верховного Совета. Он пообещал, что во всём разберётся, и на каждое обращение во время «горячей линии» будет дан конкретный ответ.

Наталья АСТАХОВА