Почему у нас высокие коммунальные тарифы?

01.06.2010

Недавно Счетной палатой ВР АРК проводился анализ финансово-хозяйственной деятельности одного из предприятий жилищно-коммунального комплекса автономии. Конечно, пришлось проанализировать расходы предприятия, формирование тарифов, которые установлены для потребителей услуг, в том числе и бюджетных организаций. И что выяснили? Оказалось, что в цену тарифов заложены совершенно не оправданные статьи расходов. В результате и население, и организации вынуждены были их оплачивать. А это вопрос не только финансовый, но и социальный, вопрос справедливости.

Ныне более чем актуальной является проблема неплатежей за услуги жилищно-коммунальной сферы. В условиях продолжающегося экономического кризиса не удается не только ликвидировать уже имеющуюся на сегодняшнюю дату задолженность, но и сдерживать рост долгов населения за коммунальные и другие услуги подразделениям жилищно-коммунального хозяйства.
В течение последних лет уровень оплаты потребителями коммунальных услуг неуклонно снижался. Так, если в 2007 году уровень расчетов за услуги по водоснабжению составил 96,9%, то по итогам работы в 2009 году — на 2,1 процентных пункта меньше (94,8%).
Когда мы заглянем в самую суть проблемы, становится понятным, что причина захлестнувших автономию неплатежей кроется, в первую очередь, в необоснованно завышенных тарифах на услуги жилищно-коммунального комплекса. Статьей 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городским, сельским, поселковым советам предоставлено право устанавливать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, что не позволяет республиканским органам власти воздействовать на ценовую политику в этой сфере.
Основные реальные рычаги влияния сосредоточены у Государственной инспекции по контролю за ценами в Автономной Республике Крым, которая в рамках своих полномочий обязана отслеживать обоснованность установления местными властями коммунальных тарифов для всех групп потребителей.
Именно указанная служба, в соответствии с возложенными на нее задачами, должна осуществлять проверки соблюдения порядка формирования, экономического обоснования, установления и применения цен и тарифов, а также вносить предложения по их совершенствованию.
Но как именно формируются тарифы, нередко остается загадкой. Известны случаи, когда необоснованно увеличивается и собственно себестоимость услуги.
Так, в ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой ВР АРК, установлено, что при убыточных результатах деятельности одного из предприятий отрасли были осуществлены расходы, которые в итоге увеличили себестоимость услуг. Какие же эти расходы? А это — отчисления первичной профсоюзной организации на ее содержание и организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы в сумме более 1,5 млн грн, расходы на проведение культмассовых мероприятий, проведение различных семинаров, форумов и т. д. — более 150 тыс. грн, оказание безвозмездной финансовой и благотворительной помощи сторонним организациям — на сумму более 250 тыс. грн, выплаты дополнительных финансовых вознаграждений работникам предприятия, в том числе в ряде случаев не предусмотренных коллективным договором, а также выплаты, которые возможны исключительно в случае наличия прибыли, на сумму 4 млн грн. И за все это исправно должен платить потребитель услуг? Позвольте с этим не согласиться.
Между тем за 2009 год предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства Крыма заменено 37 км водопроводных сетей, 8,4 км — канализационных.
Изношенные водопроводные и канализационные сети, с истекшим сроком эксплуатации и без надлежащего ремонта, приводят к потерям ресурса. Порядка 50% поставляемой воды не доходят до потребителя, тем самым, составляя потери жилищно-коммунального хозяйства, которые оплачиваются из наших карманов через механизм завышения тарифов.
Надо не повышать тарифы, а приводить их к научно обоснованным параметрам. Считаю, необходимы поэтапное реформирование тарифов и приведение их в соответствие с реальными, экономически обоснованными затратами, снижение себестоимости услуг за счет уменьшения затрат и потерь топливно-энергетических ресурсов, применение менее энергозатратных насосов для подачи воды, внедрение мини-котелен.
В 2009 году уровень расчетов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за потребленную электроэнергию составил 94,6%, в т. ч. водоканалов — 94,7%. Задолженность предприятий водоканалов за потребленную электроэнергию с начала года возросла на 5,4 млн грн и составила 66,6 млн грн. Учитывая, что стоимость электрической энергии является основной составляющей себестоимости воды хозяйственно-питьевого назначения, энергосбережение — одна из основных проблем модернизации системы питьевого водоснабжения. Успешное разрешение данной проблемы позволит не только сэкономить средства для инвестиций в развитие системы питьевого водоснабжения, а и упорядочить в дальнейшем тарифы на чистую, качественную воду в сторону их снижения.
Не менее важны оптимизация норм потребления услуг, повышение заинтересованности населения в установке приборов учета водопотребления. Крым является территорией с разнообразными географическими условиями и норма потребления для каждого региона автономии различна, поэтому ее усредненный показатель для домов с полным благоустройством и централизованным водоснабжением составляет 300 л/сут. на 1 человека. В то же время для потребителей, не имеющих средств учета воды, фактически не потребляющих включенные в расчет тарифов объемы услуг, оплата происходит без перерасчета тарифов с учетом снижения потребления населением, имеющим счетчики. Удельный вес таких потребителей услуг водоснабжения в 2009 году на Южном берегу Крыма составил практически 90%.
Крыму требуется разработка на государственном уровне программы, которая окажет реальную помощь республике в решении проблемы оплаты услуг водоснабжения и водоотведения. Так, в 2005 году утверждена общегосударственная программа «Питьевая вода Украины на 2006—2020 годы», в рамках которой в 2008 году бюджету автономии из Государственного бюджета Украины была выделена субвенция на мероприятия по энергосбережению, в том числе на оснащение инженерных вводов многоквартирных жилых домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии в сумме 8,3 млн грн.
На актуальность проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства обратил внимание Президент Украины Виктор Янукович, выступая на Совете регионов 27 мая т. г., подчеркнув необходимость создания справедливой и прозрачной системы оплаты населением коммунальных услуг, а также применения единого подхода при формировании тарифов.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, считаю необходимым обратить внимание местных органов власти, соответствующих контролирующих органов, предприятий, предоставляющих услуги, на объективную необходимость установления экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги.
Уверен, что шаги, предпринимаемые Кабинетном Министров Украины совместно с Советом министров Автономной Республики Крым по реформированию жилищно-коммунальной отрасли, позволят существенно повысить качество предоставляемых услуг, а также уровень их оплаты.

Владимир ПОЛИЩУК,
председатель Счетной палаты Верховной Рады АРК

Bizhub c258 driver

МФУ Konica Minolta bizhub, купи сейчас. В наличии, доставка

rashodnikishop.ru

Насосная автоматика джилекс

Продажа насосного оборудования. Взлет - насосный завод

ksb.com

Гостиницы киева

Система поиска гостиниц. Сервис бронирования гостиниц. Гостиницы Киева

hotels.tickets.ua