В КРЫМУ ЕЩЕ ЕСТЬ ЧТО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ

27.04.2010

Председатель Контрольной комиссии Верховной Рады АРК по вопросам приватизации Сергей Казаченко провел пресс-конференцию, в ходе которой рассказал журналистам о деятельности возглавляемого им органа. Коротко остановился на предыстории ее создания во времена, когда наспех делили имущество республики между государством, Севастополем и собственно автономией. К сожалению, окончательного, четкого распределения, кому же что принадлежит, так до сих пор и нет. А ведь прошло без малого 20 лет. За это время экономисты сделали неутешительный вывод: Украинское государство не может быть эффективным собственником. Примеры — наша газотранспортная система и «Родовид-банк», который экс-премьер Ю. Тимошенко пыталась реструктуризировать в образцово-показательное госфинучреждение. Не вышло. В Крыму мы навсегда потеряли Сакский химический завод, на который в свое время были покупатели. В стадии банкротства находится Джанкойский машзавод. Керченский судоремонтный, похоже, ждет та же участь. Керчане поговаривают: вот купят бывшую гордость города за объявленные 16 млн грн, снесут до основания и построят развлекательный центр.. А ведь предприятие еще вполне можно реанимировать.

Чем же занимается парламентская комиссия? С. Казаченко так обозначил ее задачи: «Обеспечение контроля за соблюдением законодательства Украины при приватизации имущественных объектов Автономной Республики Крым и анализ ее результатов. В компетенции комиссии — не только вопросы, связанные с законностью разгосударствления объектов, но и контроль за выполнением инвестиционных обязательств». К сожалению, практика такова, что нередко договоры, подписанные при приватизации, новыми собственниками не выполняются и объекты приходится возвращать государству. Например, пришедшие хозяева начинают сокращать рабочие места или пытаются заняться перепрофилированием, вместо внедрения инновационных технологий устанавливается устаревшее оборудование. Есть масса других примеров такого же рода. Комиссия также согласовывает и контролирует  вопросы аренды помещений, зданий и сооружений, находящихся в собственности автономии. Так, сегодня в аренде находится 14 республиканских имущественных комплексов.
В 2009 году от приватизации имущества  АРК планировалось получить 25 млн грн, а получили 13,4 млн. Для кризисного года весьма неплохой результат. Зато по аренде — иная картина: планировали 6 млн грн, а получили — 10,2 млн. Двойное увеличение поступлений объясняется просто: Контрольная комиссия начала наводить порядок со своевременными и в полном объеме платежам за аренду в крымскую казну. В то же время от приватизации государственного имущества, находящегося на территории республики, в госбюджет поступило около 15 млн грн, а от аренды государственных объектов – почти 16 млн. Наверное, было бы целесообразным эти средства оставлять в Крыму, а не отдавать в Киев, чтобы потом возвращать в виде субвенций и субсидий.
Также было бы рационально оставить в ведении Верховной Рады Крыма вопросы по аренде лишь крупных объектов, а не всех без исключения, как это практикуется сегодня. Два квадратных метра под банкомат можно выделить арендатору и без решения депутатов – членов Контрольной комиссии по вопросам приватизации. Систему согласований надо упорядочить. Необходимо разобраться и с запретом на аренду неиспользуемых помещений учреждений здравоохранения.
В Крыму еще немало объектов, привлекательных для потенциальных покупателей. Задача Контрольной комиссии — чтобы они «ушли» не втихаря, как это частенько практиковалось в прошлом, а открыто и прозрачно, с конкретными поступлениями в бюджет. Например, в Ялте к таким объектам относится институт им. Сеченова. Десяток отдельно стоящих корпусов, и каждый из которых представляет повышенный интерес со стороны предпринимателей. Заманчивыми для бизнесменов могут стать и винзаводы. Конечно же, речь не идет о «Массандре»! Никому в голову не придет приватизировать и «Магарач». А вот бахчисарайский, первомайский можно приватизировать вполне. У нас в прежние времена едва ли не в каждом районе были свои винзаводы. Сегодня они бездействуют. Но ведь материальная база никуда не делась, как и земля, на которой они находятся. Есть что приватизировать в санаторно-курортном комплексе. Особенно объекты, которые ранее принадлежали «Укрпрофздравнице» и другим профсоюзным организациям. Только необходимо проследить, чтобы при всей этой заманчивой приватизации прежние и новые хозяева имущества не «пронесли» положенные суммы мимо республиканского бюджета. А то крымчанам от всех этих сделок только и остается обеспечивать новоявленных хозяев жизни водой, электроэнергией, канализацией, да еще мусор за ними вывозить. Какое-то неправедное разделение труда получается. Впрочем, члены депутатской Контрольной комиссии уверены, что такого не случится. Люди в бизнесе тертые, они прекрасно понимают, что, к чему и зачем.

«Крымские известия»