Для чего Крыму центр законодательных инициатив?

15.04.2010

Как известно, 19 марта 2010 года Верховная Рада АРК приняла решение о создании Центра законодательных инициатив, а в минувшую среду под председательством главы крымского парламента Владимира Константинова состоялось заседание, на котором обсуждалось, каким он должен быть, какие задачи решать. Для участия в этом разговоре были приглашены не только члены Президиума Верховной Рады АРК, а и народные депутаты Украины от Крыма, лидеры фракций крымского парламента, политологи, эксперты, юристы.

Необходимость созданий такого центра назрела давно, отметил Владимир Константинов поскольку многие законы требуют усовершенствования и не один год говорится о реализации и расширении полномочий автономии. Однако из 56 проектов, направленных крымским парламентом с 2006 в Верховную Раду Украины, был принят только один.
Низкую результативность работы парламента автономии с Верховной Радой Украины отметил и председатель Постоянной комиссии ВР АРК по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Владимир Клычников. По его мнению, чтобы быть признанным представителями власти, Центр законодательных инициатив должен получить определенный статус.
Двойственное отношение к идее создания центра у известного крымского политолога Александра Форманчука: сможет ли он решить проблемы автономии, связанные с отсутствием у нее законодательной инициативы? До сих пор все попытки исправить это сводились к обвинениям в крымском сепаратизме, напомнил А. Форманчук, а центр, по его мнению, может быть эффективным при условии четкого понимания, какие из его функций реальны, а какие — нет, поэтому эксперты должны «фильтровать» идеи.
Председатель Постоянной комиссии ВР АРК по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Валерий Иванов предложил не касаться темы, нужен или нет такой центр — ведь решение о его создании уже принято, а определиться: будет этот орган при Верховной Раде или Совете министров АРК, а может на правах общественной организации. По мнению В. Иванова, необходимо выделить хотя бы две штатные единицы для специалистов, которые будут ответственны за эту работу.
Григорий Демидов, который был народным депутатом Украины того самого созыва, когда принималась Конституция АРК, а затем возглавлял юридическое управление Секретариата Верховной Рады Крыма, предостерег от создания Центра законодательных инициатив при Совете министров АРК. Исполнительная власть, по его мнению, всегда ориентирована на Киев. Задача же создаваемого центра — разобраться с полномочиями автономии, учитывая как региональные, так и общегосударственные интересы.

Ялтинец Андрей Клименко занимается проектами регионального развития 15 лет и полагает, что Крым сейчас находится в «концептуальном тупике». Но не так это и плохо, поскольку это период перед новым этапом развития, и нам предстоит найти рычаги, которые помогут автономии стать самодостаточным регионом. Создаваемый центр, по мнению эксперта, не должен рассчитывать на бюджет. Необходим фонд, из которого разработчики идей будут получать гранты.
Категоричное заявление, что идея образования такого центра — «мертворожденное дитя», сделал лидер фракции «Союз» Лев Миримский. Он напомнил, насколько неэффективен ныне действующий механизм продвижения крымских проектов в Верховную Раду Украины через народных депутатов. Для того, чтобы действительно изменить ситуацию, по его мнению, следует добиваться возвращения законодательной инициативы крымскому парламенту, и тогда все встанет на круги своя, а необходимость в центре отпадет.
Сомнения по поводу принятого 19 марта решения выразила и однопартиец Льва Миримского Светлана Савченко, возглавляющая Постоянную комиссию ВР АРК по социальным вопросам, здравоохранению и делам ветеранов. 
Сейчас благоприятный момент, чтобы восстановить  отнятое у Верховной Рады АРК право законодательной инициативы, считает председатель Постоянной комиссии ВР АРК по правовым вопросам, правопорядку и чрезвычайным ситуациям Петр Запорожец. Ему возразил Ефим Фикс, председатель Постоянной комиссию ВР АРК по культуре, делам молодежи и спорту, который уверен, что даже в нынешней быстро ситуации сделать это не удастся. Ведь для того, чтобы  автономия снова получила право законодательной инициативы, необходимо вносить изменения в Конституцию, а такого большинства (300) голосов в Верховной Раде Украины все еще нет. Поэтому он предложил сделать «перезагрузку» отношений с народными депутатами Украины от Крыма, чтобы повысить эффективность прохождения предлагаемых от Верховной Рады АРК проектов.
Как же все-таки добиться большей активности народных депутатов от Крыма? К сожалению, нет такой формы работы, которая бы заставила их продвигать проекты парламента автономии, отметила председатель Комиссии по вопросам противодействия коррупции Людмила Лубина.
Возмущение по поводу бездеятельности народных депутатов Украины от Крыма выразил председатель Постоянной комиссии ВР АРК мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и СМИ Григорий Иоффе. Он напомнил, что те проекты парламента автономии, которые не получили поддержки в Киеве, отнюдь не были популистскими, а действительно представляли собой очень актуальные и важные для Крыма законодательные акты.

Г. Иоффе предостерег от того, чтобы создаваемый центр стал формальным образованием, на которое, к тому же, будут тратиться бюджетные средства. И призвал превратить в центр законодательных инициатив саму Верховную Раду АРК.  
По мнению председателя Постоянной комиссии ВР АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Ремзи Ильясова, народные депутаты Украины потому так пассивны, что не знают или не понимают крымских проблем. Он предложил попробовать создать при одном из парламентских комитетов Рады специальный подкомитет, который бы занимался проблемами автономии и стал проводником по реализации крымских идей.
Из 10 народных депутатов Украины от Крыма на приглашение принять участие в обсуждении темы откликнулся только Алексей Боярчук, который совсем недавно получил мандат. Он поддержал идею создания Центра законодательных инициатив и пообещал поскорее войти в курс парламентских дел, чтобы помогать решать крымские проблемы.
Определенное разочарование в результатах сотрудничества с Верховной Радой Украины почти за 20 лет выразил первый вице-спикер парламента автономии Сергей Цеков. Он отметил, что крымское сообщество, к сожалению, раздроблено, а политики тратят силы и деньги на выяснение отношений между собой, а не на развитие Крыма. Центр законодательных инициатив, по его мнению, способен сыграть объединяющую роль, но его создание — лишь первый шаг. В будущем следовало бы говорить о более крупной структуре — институте развития Крыма.
Пока же задача центра не сформулирована и нет видения, каким он будет, отметил депутат от БЮТ Юрий Могаричев. По его мнению, существование такой структуры имеет смысл только при условии, что он будет работать на расширение полномочий автономии.
Одним словом, состоялась интересная дискуссия. Подводя ее итоги, Председатель Верховной Рады АРК Владимир Константинов отметил важность обсуждения темы и выразил уверенность в том, что Крым уже никогда не станет областью, а автономию необходимо развивать.
— Пока Крымская автономия экономически не отличается от любой области Украины. А суть автономии именно в этом — она должна разительно отличаться по экономическому развитию от других регионов, —отметил глава крымского парламента. — И грань эта утеряна, а когда мы ее восстановим — вопрос.
Владимир Константинов призвал политические силы консолидироваться, отстаивая интересы автономии, и начинать со стратегии развития Крыма на 10 лет. Такая задача поставлена и в программе Президента  Украины Виктора Януковича, напомнил он. А противников автономии можно убедить экономическим результатом, считает спикер.
— Пока Крым не является самодостаточным регионом, но добившись этого, мы сделаем серьезный прорыв, и у нас появится не мифическая, а реальная экономическая и политическая власть, — отметил В. Константинов. — Нам не безграничная автономия нужна, а такая, при которой люди бы понимали, что эта власть — для них.

«Крымские известия»