Анатолий Гриценко: «Пусть избиратели на предстоящих выборах дадут оценку работе парламента и правительства Автономии»

17.02.2010

После пленарного заседания Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко встретился с журналистами. Представители прессы хотели услышать от главы крымского парламента ответы на вопросы, которые вызвали наибольшую дискуссию в зале заседаний. И, прежде всего — когда же все-таки будут проводиться выборы в Верховную Раду АРК?

— Сегодня принято решение, что они будут назначены парламентом автономии на те сроки, которые будут определены Верховной Радой Украины для проведения выборов сельских, поселковых, районных, городских и областных советов, а также сельских, поселковых, городских голов. Как только будет принято такое решение Верховной Радой Украины, мы соберем сессию и назначим на эту же дату свои выборы.

У нас абсолютно нет желания, как иные пытаются это представить, узурпировать власть, утверждая, что мы не хотим власть отдавать. Наоборот, я всегда говорил, что следует назначить такую дату выборов, которая позволит максимально демократично провести избирательную кампанию, когда все органы власти будут избираться одновременно, потому что вопрос финансирования — очень важен. Избирательная кампания, согласно закону, финансируется исключительно из государственного бюджета. Этого нельзя делать из резервного или стабилизационного фонда: если процедура будет нарушена, то любая политическая партия, не преодолевшая трехпроцентный барьер, может подать в суд, и выборы будут признаны недействительными. Наши вчерашние консультации с Госказначейством подтвердили, что мы не можем финансировать выборы из бюджета автономии. У нас даже отсутствует такая графа — «Выборы». Любые наши перечисления на избирательные комиссии нелегитимны и производиться не будут. В результате избирательный процесс будет сорван. Думаю, что нам такое ни к чему.

Пусть политические силы, которые настаивают на скорейшем проведении избирательной кампании, постараются максимально использовать это дополнительное время для поднятия своего рейтинга, чтобы люди вспомнили, наконец, что есть такие партии или общественные организации.

Пусть избиратели на предстоящих выборах дадут оценку работе парламента и правительства. А наша задача — провести выборы в оптимальные сроки, в соответствии с теми нормативными документами, которые будет принимать Верховная Рада Украины.

— Какой объем средств необходим для проведения выборов?

— Для избирательной кампании в Крыму понадобится около 100 млн грн. В бюджете автономии этих денег нет. Это большая сумма. Надеемся, что в проекте бюджета на 2010 год, с учетом тех решений, которые приняла Верховная Рада Украины, будет предусмотрен необходимый объем финансирования не только для автономии, но и для всех регионов страны.

— Как все-таки правильно должен называться парламент автономии?

— Крымский парламент должен называться так, как это заложено в Конституции. Законодатели принимают решения, а мы как законопослушные граждане соблюдаем их, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Когда в 1996 году Верховная Рада Украины принимала Конституцию страны и в ней было написано, что представительным органом автономии является Верховная Рада, надо было всем вместе голосовать, отстаивая другое название — Верховный Совет.

Сегодня мы пошли правовым путем, обратившись к депутатам Верховной Рады Украины с тем, чтобы была изменена статья 136 Конституции Украины и было написано, что официальным названием представительного органа Автономной Республики Крым является Верховный Совет. А все остальное — популизм. Требование менять печати, вывески и т. д. — это уличная митинговщина, которая «засоряет» правовые процессы и нормальную работу, в том числе нашего парламента. Наша задача сейчас — поработать с представителями депутатского корпуса Верховной Рады Украины от Крыма, чтобы они поддержали решения, утвержденные Верховной Радой автономии.

Все юридические институты, в которые мы обращались по поводу перевода, дали отрицательные заключения. Никто ведь из депутатов, в том числе и тех, кто выступает за название Верховный Совет, не настаивает на переименовании Переяславской Рады в Переяславский совет. А принимают историческое название.

В нашем случае есть воля депутатского большинства, она изложена в виде проекта постановления и проекта обращения. Мы его передадим в Верховную Раду Украины, и какое будет там принято решение, так и будет называться представительный орган автономии.

Очевидно, надо было бороться на этапе принятия Конституции и за многие другие статьи. Но тогда торопились ее принять в иной редакции. В результате многие нормы на территории автономии не реализуются. Хочу напомнить, что предыдущая Конституция, которая принималась в 1995 году, состояла из 138 статей. Из них 17 не были утверждены в полном объеме, а 36 — утверждены частично. И надо было парламенту автономии доработать тот проект Конституции, вынести его на обсуждение и утвердить. Но… захотели пойти другим путем и получили то, что есть. Но и ту Конституцию, которая у нас сегодня, надо чтить, соблюдать и работать в строгом соответствии с ней. Иной подход приводит к правовому коллапсу, нигилизму. Можно стоять на площади и кричать все что угодно, не отвечая за это, но когда надо принять взвешенное решение, то без знаний и ответственности не обойтись.

— Как вы оцениваете работу Совета министров Крыма в 2009 году, и удовлетворил ли вас отчет председателя правительства Виктора Плакиды?

— В Крыму очень много нерешенных проблем, которые формировались на протяжении длительного периода времени. Всегда самым главным показателем деятельности органа исполнительной власти является исполнение бюджета. В начале работы нынешнего состава Верховной Рады автономии консолидированный бюджет республики был 3 млрд 995 млн. Сегодня — 9 млрд грн. За три с половиной года в два раза увеличены поступления в бюджет автономии. Это произошло благодаря и тем управленческим решениям, которые принимал Совет министров Крыма, и постановлениям Верховной Рады, и работе сельских, поселковых, городских советов. Тем не менее остается масса нерешенных проблем, в том числе и по вине правительства Украины. Была принята Программа социально-экономического развития АРК до 2017 года, но мы недополучили из госбюджета более миллиарда гривен. Только в 2009-м эта сумма составила 650 млн грн. Это — финансовые ресурсы на реконструкцию сетей водоснабжения, канализации, ремонта крыш, лифтов, жилых домов, дошкольных учреждений, школ, домов культуры и т. д.

Все свои предложения автономия подавала Кабмину. Конечно, мы не рассчитываем поднимать экономику Крыма только за счет госбюджета, а ведем речь о консолидированных усилиях: госбюджет, бюджет автономии, софинансирование местных советов, а также привлечение инвестиций.

Мне очень жаль, что депутаты приходят в зал, не читая документы, задают вопросы, в том числе и по программе энергосбережения. Крым — единственный в Украине регион, который утвердил такую программу. В ней предусматривается привлечение инвестиций для создания надежного и безопасного энергетического комплекса, обеспечивающего бытовые потребности населения, работу предприятий. Разве это плохо?

По показателям социально-экономического развития Крым занимал 22-е место среди регионов Украины, а поднялся на 14-е. Это тоже положительный результат. По многим показателям автономия находится среди лидеров. Но не в цифрах дело, а в отношении народа. И мы, конечно, еще не достигли такого отношения к власти, когда люди могли бы сказать без оговорок Совету министров Крыма: «Спасибо за все».

В целом работа Совета министров АРК за все эти три с половиной года заслуживает уважения, многие проблемы решены, многие решаются. Думаю, с учетом переноса избирательной кампании правительство укрепит свои позиции, изучит нерешенные проблемы и с новым Президентом Украины и Кабмином постарается сделать еще больше для крымчан.

«Крымские известия»