УКРУПНЕНИЕ РАДИ УКРЕПЛЕНИЯ
Заседание Постоянной комиссии Верховной Рады АРК
по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам

15.02.2010

На заседании Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам депутаты с подачи председателя комиссии Павла Иены обсуждали проблему усовершенст­вования административно-территориального устройства автономии. Вопрос назрел давно, но решить его «с наскока» не представляется возможным — уж слишком много факторов объективного и субъективного характера, законодательного, технического и финансового уровня в нем завязано.


Проект, представленный на суд комиссии рабочей группой по вопросам усовершенст­вования административно-территориального устройства и местного самоуправления, созданной в Совете министров АРК, П. Иено назвал первым шагом на пути к административно-территориальной реформе. Государственное предприятие «Крымское управление геодезии, картографии и геоинформационных систем» вместе с представителями правительства фактически разработали принципы административного переустройства, при этом сам проект носит название «Моделирование дееспособных громад в Автономной Республике Крым». Он базируется на основе требований, утвержденных Министерством регионального развития и строительства Украины, а также на основных принципах развития территории Автономной Республики Крым, отраженных в схеме, утвержденной Верховной Радой автономии, сообщил один из членов рабочей группы — заместитель начальника управления по организационным вопросам Управления делами Совмина Вадим Мозговой. Отметим, что перед разработчиками стояла непростая задача: идеи центрального министерства зачастую не совпадают с видением крымских властей относительно перспектив административного устройства автономии.


В. Мозговой рассказал, что на первом этапе авторы проекта изучили опыт, накопленный в этом вопросе, начиная с 1782 года. Нашли старые карты, архивные материалы. В. Мозговой подметил интересную деталь: в течение всего этого времени с интервалом в несколько десятков лет административные единицы на территории полуострова то укрупнялись, то снова становились мельче.


Раздробленность, судя по всему, навязывалась из номенклатурных соображений, а не была вызвана экономической целесообразностью. Сейчас речь идет об укрупнении, но это не самоцель: стоит задача таким образом усовершенствовать систему, чтобы укрепить центральные административные единицы, повысить эффективность управления и уровень жизни людей. Разработчики уверяют, что попытались взять все лучшее, что было, из опыта предшест­венников и учесть объективные особенности сегодняшнего дня. Необходимо было создать жизнеспособный продукт, который учитывал бы потребности реформирования громад, отметил В. Мозговой.


Основным критерием стала, в частности, оптимизация административно-управленческого аппарата органов местного самоуправления за счет укрупнения соответствующих громад. При этом учтен принцип административного устройства, предложенный Минрегионстроем, по созданию в сельских громадах института старост, которые станут посредниками между жителями громады и центра. Кроме того, сельс­кие головы вводятся в состав исполнительного комитета соответст­вующего совета — это даст им возможность влияния на принятие решений по вопросам финансирования общих программ.


Предполагается, что центрами громады и района будут населенные пункты с развитой инженерно-транспортной инфраструктурой, которая в состоянии выполнять возложенный на нее объем функций. Учитывается также расстояние от населенных пунктов громады до ее ад­минист­ративного центра и центра района до центра АРК. Определяющими критериями также становятся существующие сис­темы транспортного сообщения, объек­ты курортно-рекреационного комплекса, рельеф и топографические характеристики, особенности промышленного развития, отраслевой и естест­венный потенциал территорий, перспективная агломерация.


Для формирования громад используются данные паспортов органов местного самоуправления АРК, которые включают сведения о численности населения, размере местного бюджета, на­личии и структуре учреждений образования и здравоохранения, водоснабжении и газификации. Отдельное внимание уделено теме внедрения административных округов на территориях, которые мы сегодня условно называем Большой Ялтой, Большой Алуштой, примыкающих к Феодосии или Судаку. Существующая проблема децентрализации власти в этих регионах имеет большое значение для ав­тономии, отметил докладчик. Городские головы там избираются в том числе и на территориях близлежащих советов, не вошедших в состав районов. Однако городские головы и горсоветы не имеют правовых механизмов для взаимодействия с советами поселков, которые фактически обслуживаются их инфраструктурой, и гражданами, которые их избирают. Часто «сателлиты» становятся серьезным препятствием для развития инфраструктуры курортных зон, повышения их инвестиционной и туристической привлекательности, заявляют разработчики проекта. Система административных округов в Алуште, Судаке, Феодосии и Ялте предусматривает не только укрупнение некоторых местных советов, но и создание системы правового и административного влияния центров округов на местные громады. Именно это и является первоочередной задачей, в то время как реформирование северной, западной, и северо-западной части Крыма возможно лишь при наличии финансирования и создания законодательных пред­посылок для повышения инвестиционной привлекательности этих регионов.
Члены постоянной комиссии со­гласились с тем, что самостоятель­но принимать решение по данному вопросу они не вправе. Решено предложить Верховной Раде Крыма провести по нему депутатские слушания, на которые пригласить все заинтересованные стороны, представителей территориальных громад, органов местного самоуправления. А Министерство строительной политики и архитектуры внесет в проект свои предложения, систематизирует данные и привлечет к работе ученых.

«Крымские известия»