Актуальное интервью газете «Крымская правда». Анатолий ГРИЦЕНКО: «Надо знать, на кого опереться в трудную минуту»

24.12.2008

Последние дни года – это обычно время подведения итогов. Тем более такой непростой год выдался, завершившийся глобальным экономическим кризисом. И кроме этого немало потрясений выпало на этот год. Как оценивает его итоги председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко, он рассказал в беседе с нашим корреспондентом.

- Весь год страна следила за перипетиями в парламенте страны. У нас всё было спокойно. И вот, что называется, под занавес, практически такой же политический кризис в стенах крымского парламента. Почему?

- Боюсь вас разочаровать, но у нас нет никакого парламентского кризиса. У нас есть парламентское большинство, сформированное сразу после избрания парламента, и Верховный Совет Крыма работает в нормальном режиме. На прошлой пленарной неделе возникли  некоторые разногласия по предложенным в повестку дня проектам. Отдельные представители разных фракций захотели представить это как кризис в парламенте. На самом деле был обычный парламентский рабочий день, просто давно не было таких ситуаций, которые могли бы вызвать оживление среди СМИ.

- То есть это всё было для нас?

- А для кого ещё? Сколько было телекамер, сколько внимания, как только почувствовали, что, возможно, будет какая-то сенсация.

- Хорошо, сенсации не получилось. Но какие цели ставили перед собой те, кто хотел сенсации или кризиса? Какие силы за этим стоят?

- Я не знаю. Никакая фракция не заявила, что цель и задача того, что происходило, - это смещение президиума или Совмина, или другое какое-то переформатирование Верховного Совета.

- Как вы думаете, причины несостоявшегося путча внутри нашего парламента, или бацилла нестабильности занесена нам извне?

- Я думаю, что есть определённые проблемы в симферопольском горсовете. Часть вопросов, которые входят в компетенцию этого совета, не решаются так, как представителям отдельных фракций хочется. Как сказал один из организаторов затягивания нашего пленарного заседания, они просто хотели таким образом обратить внимание на проблемы, которые есть в городском совете.

- Пресловутый экономический кризис не обойдёт и нас. В Крыму есть ряд важных социальных программ. Что будет с ними?

- Да, в Крыму есть социальные программы, которых нет ни в одном другом регионе. Они финансируются из республиканского бюджета. Безусловно, одна из самых важных - это программа «Здоровье крымчан». Она даёт право каждому жителю Крыма пройти бесплатное обследование, диагностику во всех республиканских и коммунальных медицинских учреждениях.. Это целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья наших граждан. Есть программа по инвалидам общего заболевания. На неё из бюджета Крыма выделено более десяти миллионов гривен. К сожалению, из-за политического кризиса, который произошёл и происходит в Киеве, до сих пор не принят бюджет на 2009 год. Мы до сих пор не знаем параметров, которые будут утверждены для Крыма. Безусловно, от этого будет зависеть и дальнейшее финансирование наших социальных программ. Вопрос в том, будет ли государство выполнять свои обязательства перед гражданам или нет. Вместе с тем, я думаю, что программа «Здоровье крымчан» будет финансироваться в полном объёме и в 2009 году.

- За счёт средств Крыма?

-Мы в течение двух лет очень плотно работали с органами местного самоуправления, райгосадминистрациями, налоговыми органами? налогоплательщиками для того, чтобы сегодня в бюджете саккумулировать средств на 39 процентов больше предусмотренного. Профицит бюджета в этом году составил более пятидесяти миллионов гривен. Поэтому мы надеемся, что ряд мер, принятых в Крыму, сработал на упреждение финансового кризиса, и позволил создать какую-то стабильность работы предприятий. По итогам работы за десять месяцев рост промышленного производства составил 107,3 процента. Рост объёма производства в сельском хозяйстве составил 122, 7 процентов. Республиканская программа по оказанию финансовой помощи промышленным предприятиям из бюджета автономии в размере 100% ставки НБУ посредством удешевления банковских кредитов за два с половиной года позволила создать 650-ти рабочих мест, создать пакет инвестиций более трёхсот миллионов, и мы надеемся, что это позволит всё-таки не так резко сократить поступления налогов в бюджет. Я думаю, что мы сократим расходы на содержание органов местного самоуправления, на приобретение техники, расход горюче-смазочных материалов, наложим мораторий на проведение ремонтных работ и так далее.

- То есть, по вашим прогнозам нас кризис коснётся в меньшей степени, чем другие регионы?

- Думаю, что у нас он будет всё-таки мягче, чем, например, в Донецкой, Луганской областях. У нас же ярко выраженный аграрный регион. Мы в этом году получили высокий урожай зерновых культур, цена сегодня пшеницы 3-го класса - 1200-1300 грн. за 1 тонну. К тому же у нас активно развивается курортная индустрия, имеющая довольно сильную инфраструктуру. Поэтому, я думаю, что в следующем году к нам курортник поедет обязательно, и доходная часть бюджета будет пополняться.

- Давняя история - взаимоотношения с Киевом. Чего удалось добиться? Есть ли положительные изменения в этом плане?

- Вы знаете, на уровне отношений с президентом, Кабмином, ситуация достаточно стабильная. Что касается отдельных чиновников, то они принимаемыми решениями создают нестабильную ситуацию не только в Крыму, но и в других регионах. Давайте вспомним ряд решений, которые принимались министерством образования по тому же тестированию исключительно на государственном языке. Сегодня принимается решение о переводе преподавания в вузах на украинский язык. Господин Вовкун велел в кинотеатрах транслировать фильмы только на украинском языке. Господин Тимошенко своим указом перевёл ялтинский горно-лесной заповедник из подчинения республиканского комитета по лесному хозяйству в подчинение госкомитета. Примеры эти можно множить бесконечно. Всё это не способствует нормальным отношениям республики с органами власти в Киеве. Давайте вспомним ещё назначения, которые проводятся в автономии с грубейшими нарушениями Конституции Украины. Это и назначение начальника Главного Управления МВД Украины в Крыму, и его заместителей, начальника таможенной службы и его заместителей, замначальника КРУ и так далее. Просто невозможно создать нормальные взаимоотношения с людьми, которые позволяют себе нарушать Конституцию, преследуя какие-то свои меркантильные интересы и цели.

- Вы видите пути улучшения этих отношений? Каждый год будете договариваться о том, чтобы тесты сдавались на русском языке?

- Ну, мы договорились по тестам на два года. Приняли ряд постановлений, обращая внимание Кабмина  и президента на необходимость принятия решений в строгом соответствии с законами Украины. Мы урегулировали ситуацию по ялтинскому заповеднику, Тимошенко отменил свой приказ о переподчинении его. Мы подали конституционное представление на соответствие приказа Нацсовета по телевидению и радиовещанию о том, что в нарушение закона Украины, которая не присоединилась к конвенции о трансграничном вещании, были приняты решения отключить трансляцию некоторых российских каналов. Так вот, Верховный Совет Украины принял решение о присоединении к этой конвенции.

- То есть, теперь они закроют каналы на законном основании?

- Я думаю, наоборот, ратификация конвенции даст чёткие правила игры. И право этих каналов уже сегодня в случае нарушения договорных отношений обращаться в международные инстанции.

- Когда кадровые назначения происходят без согласия Крыма, как вы поступаете?

- Мы судимся.

- Вы знаете, что ведутся разговоры о том, что автономия не нужна вообще. Заявления эти исходят от представителей диаметрально противоположных политических сил. Как вы к этому относитесь?

- Я вам скажу, что это демагогия. Есть Конституция Украины, которая гарантирует нашей территории статус автономии, это право определено на Всекрымском референдуме. Я исключаю любую перспективу ликвидации автономии. Думаю, что политические силы, которые здраво мыслят и хотят, чтобы в Крыму были мир и покой, чётко будут соблюдать конституционные положения. Механизмов ликвидации автономии я не вижу. Что даёт сегодня автономия? Мы уже говорили о социальных программах, которые действуют у нас и больше нигде. Нам позволяет наша конституция принимать решения, направленные на улучшение жизни крымчан. Хочу, чтобы ваши читатели на минутку представили, что нет сегодня Совмина Крыма, а есть областная администрация. И кто в этой ситуации будет главой администрации, и какие будут приняты кадровые решения?

- Ну, нас же не спрашивают, когда полуостров милитаризируют. Все эти учения, размещения новых военных формирований…

- Это тоже из области разговоров, мифов. Просто так Минобороны не станет ничего делать.  Нарисовать на карте размещение тех или иных воинских объектов просто. Гораздо сложней найти средства, чтобы эти планы осуществить. К счастью, Крым вышел из того милитаризованного состояния, которое было при СССР, когда территория была просто напичкана воинскими частями, все районы и города были военными крепостями. Что касается учений, то я не вижу ничего предосудительного в том, что Минобороны проводит на своей территории учения. Конечно, когда принимаются решения о проведении совместных учений с участием иностранных представителей, надо учитывать особенности региона, не проводить их в курортный сезон. Болезненно принимают решения генштаба Украины наши граждане, значит, надо учитывать их мнение.

- Это, кажется, из области благих пожеланий. Пока не учитывают?

- Нет, по накатанной принимаются такие решения, и крымчане активно возражают. Хотя в России в этом году было проведено разных совместных мероприятий более восьмисот. И не видели мы никаких массовых акций протеста по этому поводу.

- Сами же сказали, что Крым – регион особый. И у вас нет рычагов влияния на эти процессы?

- Только волеизъявление граждан, законодательных функций у нас нет.

Ваше отношение к пребыванию в Крыму Черноморского Флота Российской Федерации?

Я считаю, что сегодня, безусловно, необходимо соблюдать все договорные обязательства, которые взяла на себя Украина в рамках Большого договора о базировании Черноморского Флота России на территории крымского полуострова. И, безусловно, Черноморский Флот РФ должен и, конечно, будет находиться до 2017 года в городе Севастополе. Я вообще не вижу никаких серьезных предпосылок для ухода российских кораблей из севастопольских гаваней и после 2017 года. Но для этого должна быть достигнута политическая договоренность между двумя государствами – Россией и Украиной.

- Вопросы, оставшиеся нерешенными с прошлого года, это, конечно, земельные. С одной стороны, нет новых самозахватов. С другой, и старые не освободили. Далее захватчики будут обустраиваться и требовать узаконить захваченное?

- Нельзя сказать, что совсем не выполняются судебные решения. Освобождаются участки, могу привести в пример Ай-Петри. Верховным Советом принят ряд решений, направленных на расширение границ населенных пунктов для увеличения земли, которая будет отдаваться под жилищное строительство. Речь идёт не только о депортированных гражданах, у нас много людей, которые хотят получить участки. В этом году мы выделили из бюджета более трёх миллионов гривен, почти все деньги освоены, заключены сельсоветами с проектными институтами договора на планы генеральной застройки, и после этого сельсоветы в строгом соответствии с законодательством должны рассмотреть заявления и выделить земельные участки нуждающимся. А чтобы не было спекуляций на теме земли, мы сегодня заканчиваем составление реестров или базы данных, кто из депортированных нуждается в выделении земли. Очень много дискуссий идёт по этому поводу – надо ли такой реестр составлять, не является ли это ущемлением прав, и так далее. Думаю, что когда мы приведём в соответствие желаемое и действительное, тогда земли хватит всем, кому она положена. И каждый реализует своё право на получение земли.

- Вы упомянули Ай-Петри как пример того, что можно эффективно бороться с самозахватами. Но на месте пяти снесённых шалманов вырастают пятнадцать новых.

- Мы провели серьёзную работу по упорядочению тех процессов, о которых вы говорите. Только нынешний состав Совмина утвердил план генеральной застройки Ялты, до этого же никто не решался. Сегодня мы поставили задачу сделать инвентаризацию и утвердить границы ялтинского горно-лесного заповедника. Уже прошли все согласования. В границы заповедника включены и те участки, на которых размещены все эти незаконные строения. Мы утвердим границы, и тогда там будет другой режим, заповедный.

- Крым застраивается хаотично. И не только города, но и заповедники, пляжи, парки превратились в стройплощадки. Это объясняется тем, что привлекаются инвестиции. Но кто ж сюда поедет, если вместо благодатной природы будут бетонные заборы?

- Вы подняли очень интересный вопрос. Проблема в том, что сегодня органы местного самоуправления имеют право давать разрешение на застройку. И то строительство, которое мы видим сегодня, происходит по разрешениям, выданным ранее. Чтобы упорядочить строительство, было принято постановление, которое обязывало всех заказчиков согласовывать в министерстве строительства объекты, сметная стоимость которых превышала пятьсот тысяч гривен. В 2006 году, до постановления, было двадцать восемь обращений, после принятия за разрешением обратились более 150-ти организаций. Прокуратурой это постановление было опротестовано. Я задаю вопрос: мы в одной лодке плывём? Как мы будем наводить порядок? Конечно, мы протест отклонили.

- В этом году было много громких дел, связанных с коррупцией, со взятками в особо крупных размерах. Как Верховный Совет борется с этим общественным злом?

- Я хочу сказать следующее. Давно уже пора перестроить идеологию работы органов правопорядка в нашей стране. Отбросить тень того образа милиции, который был в тридцатых-сороковых годах, когда боролись с бандами, когда все силы были направлены на подавление преступного мира. Сегодня милиция должна защищать права и свободы каждого конкретного гражданина. Те сенсации,  которые озвучиваются в прессе, планируются заранее, даются задания, сколько нужно возбудить дел в этом квартале, какие перспективные, сколько протоколов на чиновников какого ранга по коррупции нужно составить. Часть материалов не доходит до суда, потому что не всегда планы могут быть реализованы. Я поддерживаю и буду поддерживать органы правопорядка в борьбе с преступностью, с коррупцией, но при этом уважая и защищая права каждого жителя автономии. Нельзя кого-то называть преступником, коррупционером, пока нет решения суда или вообще отсутствуют какие либо предпосылки даже для составления протокола о коррупции. Вместо того чтобы действительно защищать права и свободы граждан, Милиция должна заниматься не поисками компромата, а, действительно, защищать права и свободы граждан.

-А коррупция в природе вообще существует?

-Покажите мне статистику, сколько живущих на Украине осуждено за коррупцию? Я таких не знаю.

- Наших южнобережных мэров обвиняли в получении взяток.

- Если в строгом соответствии с законодательством были задержаны подозреваемые в получении взятки, их нужно довести до суда и в суде определить меру наказания. Здесь, на мой взгляд, нужна серьёзная национальная программа борьбы с коррупцией, но реальная. А сейчас неподтверждёнными заявлениями о коррупции мы Украину занесли в список самых коррумпированных стран, что отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность, на подписание каких-то соглашений, на отношение стран Европы.

- Вы остро и гневно комментировали события во Львовской области, имеется в виду осквернение памятников и могил павших в боях воинов. У нас памятники не громят, но и не ухаживают за ними должным образом. Да и живым защитникам Отечества живётся несладко. Наша газета недавно писала о бывшей подпольщице, живущей сегодня в центре Симферополя просто в нечеловеческих условиях. Не кажется ли вам, что эти явления одного порядка – кощунственного?

- Президиум Верховного Совета Крыма первым принял решение о праздновании 65-летия освобождения Украины от фашизма, мы приняли региональную программу «Найти солдата». Мы требуем от органов местного самоуправления бережно относиться к памятникам, которые есть на их территории. Раньше памятники строили и сохраняли предприятия и организации, потом, в связи с разрухой, они стали ничейными. Сегодня необходимо сделать реестр памятников, определить балансодержателей, выделить под них землю, и в бюджете предусматривать ежегодное выделение средств на поддержание памятников в пристойном виде. Это святое дело. То, что сделали во Львове нелюди, не имеет оправдания. К счастью, мы не теряем память, мы восстанавливаем имена погибших воинов. Вот опять нашли имя прежде безымянного солдата, сейчас ведем переписку с родственниками красноармейца Быкова. И старушке, о которой писала ваша газета, обязательно поможем. То, что до сих пор она живёт в таких условиях, безусловно, цинизм. И пусть не оправдывают чиновники своё бездействие каким-то там кризисом и прочими трудностями.

- Вам не кажется, что когда вас благодарные граждане в сёлах встречают хлебом-солью, песнями и плясками, а вы всё время что-то открываете, зажигаете факелы, это как-то не очень современно? Знаете, что журналисты уже называют вас факельщиком?

- Я категорически возражаю против всех этих торжественных встреч, ругаю глав районов за них. Но есть и другая сторона. Газификация населённых пунктов стала обыденным явлением, вот и клички уже придумывают. Пусть, от меня не убудет. А вспомните, три года назад подвести газ хотя бы к одному населённому пункту – это событие было. Мы за эти годы вложили много средств в газификацию сёл. Вот недавно пускали газопровод в селе Сакского района. Люди просто со слезами на глазах организовали праздник, убрали, село стало чистым, люди вложили свои средства, ждали этого события четыре года. Сколько стоит уголь, дрова, где их купить, как можно этот уголь натаскать, в каких мучениях живут люди, которые поднимали Крым, а сегодня остались один на один со своей проблемой. Назову цифру. 24 процента была газификация в селе ещё три года назад. От хорошей жизни разве люди рубили деревья, которые сами же когда-то сажали и поливали? Сейчас более чем на сорок процентов газифицированы наши сёла. Более семидесяти миллионов гривен вложили только в этом году в газификацию села. Для нас газификация села сегодня – приоритет. Как и сельская медицина, как программа «Здоровье крымчан». Вот вы рассматриваете только одну сторону вопроса. А если посчитать экономическую выгоду от этих программ? Вот мы сели и посчитали, что благодаря программе наши граждане сэкономили более пятидесяти миллионов гривен. На обследование столько пошло бы. А как посчитать, во что бы вылилось лечение, если бы вовремя не прошел обследование? Эти деньги пойдут на питание, на улучшение жизненных условий. Вот это есть наша работа.

- Вы переживаете, если у вас что-то не поучается из задуманного?

- Для меня нет больших или малых дел. Я также ответственно подойду к этой истории со старушкой, как к письму, которое увидел в почте, о том, что люди четыре года ждут подключения газа, я всю почту читаю сам. А вот когда не получается что-то, всегда чувство недовольства собой. Но я не люблю, чтобы что-то не получалось. Если за что-то взялся, нужно сделать. И не сваливать на обстоятельства, на трудности.

- Это вы снова о кризисе?

- В каждой стране много разных событий. Вопрос в другом – с кем дружить, на кого рассчитывать. Надо, чтобы правительство имело чёткую позицию во внешнеполитическом векторе. Невозможно, когда многие производственные процессы тесно связаны с Россией, отказаться от стратегического партнёрства в угоду политическим амбициям, в ущерб своим гражданам. Вот Швейцария - маленькая страна, у которой ничего нет. А её любят все, и она не говорит, с кем бы она хотела дружить, а с кем – нет, и никакого политического чванства. И четыре государственных языка, и многое другое. Так вот и нам надо быть независимой страной, имеющей равные партнёрские отношения и с Россией, и со странами Европы. Надо быть попроще, и люди к вам потянутся. Без политического чванства.

«Крымская правда»