Анатолий ГРИЦЕНКО: «ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ РЕСПУБЛИКИ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»

12.11.2008

После парламентских слушаний, посвященных основным направлениям и перспективам развития транспортного комплекса Автономной Республики Крым, Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко прокомментировал по просьбе журналистов некоторые из затронутых в ходе обсуждения проблем.

В частности, поясняя, за счет каких средств должна развиваться транспортная  отрасль республики, глава крымского парламента сказал, что речь идет о консолидированном финансировании из бюджета Украины в соответствии с Государственной программой социально-экономического развития АРК до 2017 года, бюджета автономии и инвестиционных финансовых ресурсов. Такой финансовый баланс, по его мнению, позволит  в перспективе развивать транспортные коммуникации в Крыму с учетом рекомендаций, высказанных руководителями отраслей транспортного хозяйства во время слушаний.  Они также предлагали, что необходимо сделать в автономии, чтобы работали коммуникации, чтобы все виды транспорта выполняли свои функции, были безопасными, а обслуживание пассажиров соответствовало мировым  стандартам.

Чтобы реализовать в Крыму то, о чем шла речь на слушаниях, необходим длительный период времени, подчеркнул А. Гриценко. На данный момент не существует программ развития транспортной отрасли автономии, хотя некоторые надо было бы принимать уже в этом году, считает крымский спикер. Некоторые из них должны быть рассчитаны на пять лет, другие на долгосрочную перспективу до 25 лет, поскольку для их реализации требуется большой объем финансовых ресурсов, которых нет ни в бюджете Крыма, ни в бюджете Украины.

Хотя, напомнил А. Гриценко, в Программе социально-экономического развития Крыма до 2017 года предусмотрены объемы финансирования как раз для строительства и реконструкции таких объектов. Так, в 2008 году согласно этой программе автономия должна была получить порядка 738 млн грн, а получила всего 50 млн, что, конечно не дает возможности начинать серьезные проекты по строительству и реконструкции инженерных коммуникаций.

«Мы бы хотели, — сказал А. Гриценко, — чтобы Кабинет Министров Украины еще раз внимательно посмотрел программы, которые им утверждены, и невзирая на проблемы в финансово-кредитной системе, начал финансировать Автономную Республику Крым в полном объеме».

И все же, по мнению крымского спикера, значительную часть средств, особенно в отношении автомобильного транспорта, будут составлять привлеченные инвестиции, кредитные ресурсы, которые придется брать Укравтодору для строительства и реконструкции дорог.

«Автомобильные дороги – очень дорогое удовольствие, – отметил, А. Гриценко, — и требуются законодательные изменения, чтобы создать условия и для привлечения инвестиций, а  самое главное, для гарантий этих ресурсов».

В качестве примера крымский спикер привел ветку Керчь – Симферополь, которая не электрифицирована. Ведь 1 км проводов стоит около 1,5 млн, столько же примерно — и километр дорожного полотна. При осуществлении такого проекта только бюджетными средствами не обойтись.

А. Гриценко сказал также  и о необходимости принятия закона о концессиях, чтобы была возможность на альтернативной основе строить платные дороги. И о том, что тарифная политика должна обеспечивать баланс интересов, когда и предприятие не несет убытки, и цена билета соизмерима с зарплатами и пенсиями наших граждан.

«Мы знаем, как должны выстраиваться транспортные грузо- и пассажироперевозки с учетом развития портовых сооружений, автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. – сказал А. Гриценко. – Например, невозможно сегодня построить переход через Керченский пролив, увеличив транспортный поток с Кавказа, Краснодарского края в сторону Европы через Керчь, Симферополь, Джанкой, и не сделав при этом эту дорогу первой категории. Сегодня нам легко обсуждать эту тему, поскольку мы утвердили Схему планировки территории Автономной Республики Крым, где увязаны все проблемы, но без инвестиций, без консолидированного бюджета все это останется благими намерениями, хотя очень серьезные работы  в этом направлении уже проводятся».

Строительство моста через Керченский пролив, по мнению главы крымского парламента, остается актуальным. По его словам, все технические вопросы решены, но возникла проблема с делимитацией границ Украины и России, и на уровне Министерства иностранных дел Украины есть по этому поводу одно замечание. Остальные министерства согласовали все вопросы строительства перехода через Керченский пролив.

«Я не вижу проблему, поскольку керченский переход не меняет существенно государственную границу, но Министерство иностранных дел Украины записало замечание, поэтому мы не можем двигаться дальше в этом направлении», — отметил А. Гриценко. Выход он видит в том, чтобы комиссия Ющенко—Медведев рассмотрела на своем заседании этот вопрос, были даны рекомендации Кабинету Министров Украины и Правительству Российской Федерации совместно включиться в реализацию этого проекта.

Касаясь перспектив Крыма в свете подготовки к футбольному чемпионату Евро-2012 А. Гриценко выразил сожаление, что автономия не входит в перечень территорий, задействованных во время его проведения.  Тем не менее, отметил он, по реконструкции дорог и остановке оползневых процессов на Южном берегу Крыма в минувшем году выполнен значительный объем работы.

Была затронута  и тема финансового кризиса. Анализируя его влияние на экономику АРК, А. Гриценко отметил, что коммерческие проекты не заморожены и продолжается возведение объектов жилого фонда подрядными организациями, которые работают на полуострове. И хотя финансовый кризис не так сказался на строительной отрасли Крыма, как крымского парламента в Киеве, но и у нас проблемы возникают,  сказал спикер.

По просьбе журналистов глава Верховной Рады АРК прокомментировал и новость, не касающуюся темы парламентских слушаний, — о том, что состоится заседание суда по… лишению Украины Крыма.

«Удивляюсь тем судебным инстанциям, которыеприняли на рассмотрение этот вопрос, — сказал А. Гриценко. — Не думаю, что будет какое-то решение суда, связанное с изменением границ Украины. Это абсурдно и наивно, чтобы Административный суд города Симферополя принял решение об изменении территориальных  границ государства Украина по иску каких-то маргинальных организаций. Есть законодательная база, которая предусматривает решение таких вопросов — общеукраинский референдум, который надо провести в соответствии с украинским законодательством. Все остальное — чистейшей воды популизм, желание отдельных политических сил поучаствовать в будущей избирательной кампании в Верховную Раду Украины».

"Крымские известия"