Депутатские слушания по вопросу об основных направлениях и перспективах развития транспортного комплекса Автономной Республики Крым

12.11.2008

12 ноября в Верховной Раде АРК были проведены депутатские слушания по вопросу об основных направлениях и перспективах развития транспортного комплекса автономии.

Открывая слушания, Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко сказал, что они проходят в соответствии с решением Верховной Рады автономии: «Мы впервые собираемся в таком составе, впервые хотим проанализировать состояние дел в транспортной инфраструктуре автономии, послушать мнения специалистов для того, чтобы Совету министров АРК, постоянным комиссиям можно было разработать перспективы развития транспортной коммуникации автономии».

Председатель постоянной комиссии Верховной Рады АРК по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Виктор Агеев в своем докладе подчеркнул, что транспортный комплекс – это связующее звено экономики, без которого невозможно функционирование ни одной отрасли хозяйства и жизнедеятельность населения. В Крыму в этой сфере работает 42 тысячи человек, а транспортная отрасль занимает 13 процентов в общем объеме валового продукта региона.

В.Агеев сообщил, что общий объем грузовых перевозок имеет постоянную тенденцию роста: от 11,8 млн. тонн в 2005 году до 13,5 млн. тонн в 2007 году. Основная доля в структуре грузоперевозок  приходится на железнодорожную дорогу – 56,2% . На автомобильный и морской транспорт приходится 24,5 % и 7% соответственно. Трубопроводный и авиационный транспорт в структуре занимают 11,3% и 0,05%. Также постоянно растут и пассажирские перевозки. С 2005 года по 2007 год они возросли почти на 10 млн. человек и составили в прошлом году 243 млн. человек. Больше половины в структуре перевозок (55,6%) приходится на автомобильный транспорт, а на железнодорожный, троллейбусный и трамвайный – соответственно 9,8%, 28,6% и 5,3 %.

Реализуя программы социально-экономического развития, органы власти автономии создавали условия для устойчивой работы транспорта и ее совершенствования, подчеркнул В.Агеев. Он проанализировал состояние дел  во всех видах транспортного комплекса Крыма и отметил, что постоянно принимаются меры, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения и  ремонт дорог. Особое внимание было уделено  реконструкции ОАО «Международный аэропорт «Симферополь» и созданию условий для привлечения инвестиций в реконструкцию и развитие аэропорта. В.Агеев отметил, что техническое состояние подвижного состава, отличающегося большим износом,  как и состояние автодорожной, железнодорожной и троллейбусной сетей,  в значительной степени не отвечают  современным требованиям.  На развитии транспортного комплекса негативно сказывается наметившаяся в стране тенденция по расширению круга льготников без соответствующего финансового обеспечения. Вместе с тем, анализ социально-экономического развития транспортного комплекса автономии показывает, сообщил В.Агеев, что отрасль является инвестиционно привлекательной и дальнейшее ее развитие может осуществляться на основе максимального использования инвестиционного потенциала на базе новых современных технологий. Для реализации этих условий необходимо законодательное и нормативное обеспечение этих процессов. Давно назрела  и необходимость принятия государственной программы развития транспорта в Украине. По мнению специалистов транспортной отрасли, существующие в Украине правовые основы государственной политики в транспортной сфере не дают возможности в полной мере обеспечивать поступательное развитие транспорта на региональном уровне. Это касается и нерегулярных перевозок, которые по сути регулярные, но вне зоны контроля. Законодательно не урегулированы и массовые перевозки междугородным такси. У местных советов должно быть право регулировать деятельность городских такси по их численности и регистрации. Также не урегулированы вопросы взаимодействия заказчика пассажирских перевозок с субъектами хозяйственной деятельности, оказывающими автостанционные услуги. «Все, что сегодня не урегулировано, это среда для злоупотреблений и большой резерв дополнительных бюджетных поступлений», - подчеркнул В. Агееев.

Руководители транспортных служб и предприятий Крыма в своих выступлениях подробно остановились на конкретных проблемах отрасли и путях их решения.  Депутат Верховной Рады АРК, председатель правления ОАО «Международный аэропорт «Симферополь» Владимир Ануфриев ознакомил участников слушаний с текущим состоянием и перспективами развития авиационного транспорта в Крыму. Эту тему продолжил Виктор Трусов – генеральный директор Крымского госпредприятия «Универсал-авиа». О проблемах и перспективах развития железнодорожного транспорта в Крыму, который занимает ведущее место в транспортных перевозках, проинформировал  Николай Гудым – заместитель начальника Приднепровского железной дороги – начальник  Крымской дирекции железнодорожных перевозок. Теме развития сети автомобильных дорог в Крыму и противооползневым работам  было посвящено выступление начальника службы автоперевозок АРК Валентина Завойчинского. О возможном появлении нового поколения электрического транспорта – электробуса, говорил в своем выступлении генеральный директор КРПП «Крымтроллейбус» Петр Кащавцев. Троллейбусная трасса в Николаевку станет реальностью, если для ее строительства будет выделено 469 млн.грн. А прокладка троллейбусных маршрутов в Хошкельды и на улицу Героев Сталинграда планируется в Симферополе уже в ближайшем будущем.

В обсуждении также приняли участие Александр Коцарь – заместитель начальника Керченского морского торгового порта, Сергей Мериц – председатель правления ОАО  «Бахчисарайское АТП -14340», депутат Верховной Рады АРК, первый заместитель  Председателя Совета министров АРК Азиз Абдуллаев, депутаты Верховной Рады АРК Сергей Бейм, Людмила Копаенко, Сергей Раскин, Николай Черевков.

Подводя итоги слушаний, Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко подчеркнул, что развитие транспортной отрасли, особенно сети автомобильных дорог, должно быть тесно увязано со Схемой планировки территорий АРК. Он обратил внимание на необходимость резервирования земель коммунальной собственности, чтобы исключить возможность бездумной раздачи земельных участков для однодневных коммерческих проектов. Все высказанные в ходе слушаний пожелания специалистов должны быть учтены Советом министров АРК при разработке региональной программы развития транспортного комплекса АРК.

А.Гриценко также предложил Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу доработать рекомендации депутатских слушаний с учетом высказанных замечаний и предложений.

Пресс-центр Верховной Рады АРК