Прямой эфир с участием Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым ГРИЦЕНКО А.П. в программе «Прямая связь» на телеканале «ИТВ»

30.10.2008

Ведущий программы – Ижболдин В.Н.

ВЕДУЩИЙ.   Добрый вечер, уважаемые телезрители! В эфире, как всегда, в понедельник – еженедельная программа «Прямая связь». Заканчивается октябрь, и самое время подвести итоги общественно-политической и социально-экономической жизни полуострова за этот непростой период времени. Мы сделаем это сегодня вместе с Председателем Верховного Совета Крыма Анатолием Гриценко. Добрый вечер!

ГРИЦЕНКО А.П. Добрый вечер!

ВЕДУЩИЙ.   Анатолий Павлович, ситуация, в которой сейчас оказалась не только наша автономия, но и вся страна, достаточно сложная. Разразившийся политический, а за ним и экономический кризисы вызывают глубокую озабоченность не только у общественных деятелей и политиков, но и у рядовых граждан. Каждый задается справедливым вопросом о том, что же вокруг все-таки происходит и в какую экономическую «яму» мы можем попасть. Анатолий Павлович, насколько Вам и Верховному Совету Крыма удается сегодня «держать руку на пульсе», и как Вы оцениваете ту кризисную ситуацию в Украине, которая уже сложилась и продолжает развиваться?

ГРИЦЕНКО А.П.   Спасибо за вопрос. Но я, пользуясь случаем, в самом начале передачи хотел бы поздравить в прямом эфире всех автомобилистов Автономной Республики Крым с прошедшим праздником - и тех, кто профессионально водит автомобиль, и тех, кто его имеет в частной собственности, а также дорожников, которые обеспечивают безопасность движения и работников Государственной автомобильной инспекции. Поздравляя с Днем автомобилиста, я хотел бы всем пожелать здоровья, удачи и терпения, а главное, надежды на то, что наши дороги будут лучше, чем они есть сегодня. Возвращаясь же к затронутой Вами, Владимир, теме, я хочу сказать, что сегодня это один из очень болезненных и острых вопросов, тем более с учетом той ситуации, которая сложилась в нашей стране в связи с досрочным прекращением полномочий Верховной Рады Украины. Должен заметить, что, к большому счастью, Автономную Республику Крым происходящие в Киеве события пока касаются поскольку-постольку. Автономия живет и работает в нормальном режиме. Нормально работают и все ее органы власти.

ВЕДУЩИЙ. …Подавая хороший пример киевским коллегам…

ГРИЦЕНКО А.П.   Совершенно верно, подавая им хороший пример, а также лишний раз подтверждая, что органы власти Автономной Республики Крым работают исключительно в рамках и пределах тех полномочий, которые были определенны главным документом автономии, ее Конституцией. Стабильно работает Верховная Рада Крыма, стабильно работает Совет министров АРК, все органы местного самоуправления, а также районные, городские советы и госадминистрации. Иными словами, общественно-политическая и социально-экономическая ситуация на полуострове развивается положительно, а главное, несмотря на все те проблемы, с которыми столкнулась сегодня Украина.

Безусловно, новые парламентские выборы сегодня не нужны ни бюджету Украины, ни народу Украины, ни ее политической элите. Но, с другой стороны, сегодня это, наверное, единственный, выход из той ситуации, которая сложилась в парламенте страны. Поэтому, если выборы будут назначены, то, безусловно, и Верховная Рада Крыма, и все органы местного самоуправления будут готовиться к избирательной кампании.

ВЕДУЩИЙ.   Но, пока что перспективы этих выборов тоже еще очень расплывчатые…

ГРИЦЕНКО А.П.   Пока что выборы откладываются…

ВЕДУЩИЙ.   То, что в последние дни происходит в украинском парламенте – я имею ввиду систематическое блокирование трибуны, саботаж, эти скрепки, которые вставляются в систему Рада, - все это наводит на мысль, что существует определенная сила (а мы знаем, какая это сила), которая абсолютно не заинтересована, чтобы эти внеочередные выборы состоялись.

ГРИЦЕНКО А.П.   На мой взгляд, вот как раз из того, что происходит, должны извлечь суровый урок наши избиратели. Пусть, посмотрев на этот бедлам, который творится в Верховной Раде, на те политические силы, которые сегодня спровоцировали ситуацию, электорат серьезно подумает: как голосовать на предстоящих и последующих выборах, какие силы поддерживать и каких народных депутатов.

Сегодня в мире разразился очень серьезный финансовый кризис, Украина - в числе пострадавших. В считанные дни население нашей страны обнищало  буквально в 2 раза, потеряв на сбережениях, на повышении курса доллара и падении национальной валюты – гривны. До этого кризиса у людей была хоть какая-то уверенность в завтрашнем дне, наметилась хоть какая-то стабильность…

Произошедший финансово-кредитный обвал нанес, конечно, серьезный удар по карману каждого украинца и экономике страны в целом. И я Вам скажу: это только начало большой трагедии в Украине. Пока в цейтноте оказался только один банк, но, мне видится, что основные проблемы, связанные с ухудшением ситуации, нас ждут уже в самое ближайшем будущем. Что необходимо сделать для того, чтобы выйти из этой ситуации? Необходимо очень серьезное инвестирование финансово-кредитной системы в объеме 50-60 млрд. долларов США. Только эта сумма может спасти положение и всю банковскую систему Украины. Сегодня парламенту Украины необходимо в срочном порядке принять ряд серьезных законов, а также ряд соответствующих нормативных документов, которые могли бы вывести экономику Украины и ее финансово-кредитную систему из того коллапса, в который они попали. Необходимо привлечь заемные средства.  На одних разговорах, знаете, далеко не уедешь.

ВЕДУЩИЙ.   На сегодняшний день это, ох, как сложно сделать…

ГРИЦЕНКО А.П.   Сегодня глядя на то, что происходит в украинском политикуме, отчетливо понимаешь – об этом просто никто не думает. И в этом смысле, ситуация, действительно, более чем критическая.

Но самое удручающее то, что очень многие из тех политиков, которые сегодня блокируют трибуну или просто ходят вокруг нее, так или иначе, а все-таки пройдут в парламент на следующих предстоящих выборах. Они от экономического кризиса много не потеряют, подумаешь, миллионом больше – миллионом меньше. А вот простой народ, простой избиратель, - потеряет. Сегодня из-за стремительно прогрессирующей инфляции гривна обесценивается. А это означает снижение уровня пенсий, уровня зарплат, покупательской способности населения.

Поэтому я крайне негативно отношусь к тем событиям, которые происходят сегодня в Киеве.

ВЕДУЩИЙ.   Прежде чем я задам следующий вопрос, я хочу напомнить нашим телезрителям, что мы работаем в прямом эфире, и у нас работает в студии не один, а целых два телефона. Позвонив по этим телефонам, вы можете задать интересующие вас вопросы Председателю Верховной Рады АРК Анатолию Гриценко.
Телефоны в студии: 62-07-63 и 54-11-83.

В течение всей передачи вы можете увидеть эти номера телефонов на экране. Звоните нам, задавайте ваши вопросы. Ну, а у нас следующая тема.

Несколько дней назад Европарламент все-таки дал оценку Голодомору в Украине, назвав его преступлением против украинского народа и против человечества. Мы, конечно, должны чтить нашу историю, здесь все понятно, но сейчас в Крыму, извините за каламбур, грядет наступление настоящего холодомора. Не голодомор, а холодомор 2008 года. Уже сейчас, когда, слава Богу, температура воздуха на улице еще не зашкаливает, еще не критическая, не минусовая, - в крымских клиниках замерзают больные, в школах и в детсадах мерзнут дети, в роддомах - новорожденные и молодые мамаши. Да и в жилом секторе – довольно холодно. На Ваш взгляд, как может разрешиться эта ситуация не только в Крыму, а вообще в Украине? И кто в ней виноват?

ГРИЦЕНКО А.П.   Я скажу, это тоже одна из тех проблем, которую сегодня должен урегулировать Киев. Загвоздка в Кабинете Министров Украины. Все, что касается технической подготовки  к отопительному сезону, то ни у жилищно-коммунальных предприятий, ни у органов власти на местах, в принципе, проблем нет. Автономная  Республика  Крым готова к отопительному сезону. Но сегодня есть проблема подачи газа и проблема выделения лимитов для Автономной Республики Крым. Кстати, та же проблема и в  других регионах Украины.

Ни население не виновато, ни бюджетная сфера не виновата, что в стране ежемесячно повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на газ. Мы предугадывали еще в 2006 году, что такая ситуация обязательно возникнет. Тогда мы обращались в Кабинет Министров Украины с тем, чтобы весь газ, добываемый на территории Автономной Республики Крым, на шельфе Черного и Азовского морей, оставался в Автономной Республике Крым. Предприятие «Черноморнефтегаз» может в полном объеме обеспечить «голубым топливом»  не только все жилищно-коммунальные предприятия Крыма, но и население, и всю социальную инфраструктуру…

ВЕДУЩИЙ.   Это было бы замечательно…

ГРИЦЕНКО А.П.   Газ сегодня не поступает не потому, что его нет, а потому что в Украине никак не могут сложить схему, где зарубежный газ, где туркменский газ, а где российский газ. Идет отчаянная борьба с операторами, но кто это будет  - «Росукрэнерго», «Нафтогаз» или другие структуры, население Украины не должно интересовать. У каждого человека в доме должна быть горячая вода и теплые батареи, а что касается схем обеспечения, то эту проблему правительство должно было урегулировать давно.

Подача газа и существующая проблема отсутствия лимитов связаны с тем, что сегодня в Автономной Республике Крым разница между теми тарифами, которые были ранее утверждены и теми, которые сложились в течение этого года, составляет на сегодняшний день уже 186 миллионов гривен. Весь этот долг должен быть погашен через схему, которую утверждал Кабинет Министров Украины своим постановлением. И Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко давала поручение министру финансов Украины Виктору Пинзенику вместе с «Нафтогазом» разобраться в этой ситуации, зачесть долги. Но тут возникает проблема налоговых обязательств, то есть, сначала нужно заплатить, потом вычесть налоги, а затем уже списывать эти долги.

Разве это проблема власти Крыма или его населения? Нет, это проблема Кабинета Министров Украины. И поэтому мы надеемся, что в той политической неразберихе, которая сегодня происходит в Киеве,  все-таки найдут время для того, чтобы сесть и урегулировать эту проблему. Она сегодня характерна для всей Украины.

ВЕДУЩИЙ.   Анатолий Павлович, то, что вы сейчас сказали, это, на самом деле, называется «перекладывать с больной головы на здоровую». То есть больная голова у правительства, а перекладывается это все на население, на простых людей…

ГРИЦЕНКО А.П.   Население, между прочим,  расплачивается за тепло своевременно. Даже при тех высоких тарифах, которые сегодня есть. А при той инфляции, которую мы с вами в последние дни  наблюдаем, тарифы, скорее всего, придется повышать еще. Но инфляционные проблемы создала тоже не крымская власть, не население Автономной Республики Крым.

Действующее правительство не предприняло никаких превентивных мер для упреждения развивающейся инфляции. Нужные рычаги для обеспечения  нормальной жизнедеятельности страны могли бы быть найдены через механизм принятия законодательных актов – а парламент не работает…

ВЕДУЩИЙ   Понятно. Замкнутый круг.

ГРИЦЕНКО А.П.   Людей жалко, которые сегодня остались без тепла, социальную сферу, школы, садики... А главное, нам никто не может сказать, когда решится проблема – завтра, послезавтра? Меня одна наша крымская телекомпания, которая активно пиарит действующее украинское правительство и его главу, пытается постоянно укусить: вот Гриценко в начале осени пообещал, что отопительный сезон начнется вовремя - не начинается. Так вот я хочу, чтобы этот вопрос эта крымская телекомпания переадресовала Кабинету Министров Украины, а потом рассказала телезрителям честно и откровенно, почему, на самом деле, в их домах давно уже нет горячей воды и в перспективе – холод и ледяные батареи.

Крымскому руководству тоже очень хочется знать, когда, наконец, хоть кто-нибудь в официальном Киеве вспомнит о насущных государственных проблемах, об ответственности перед электоратом и о том, что на пороге зима со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ВЕДУЩИЙ.   Анатолий Павлович, мне давно уже сигнализируют, что у нас есть телефонный звонок. Если наш телезритель еще на связи, то мы его с удовольствием послушаем. Алло, мы Вас слушаем.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Алло, добрый вечер.

ГРИЦЕНКО А.П.   Добрый вечер.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Я, конечно, не специалист в области экономики, но, мне кажется, что сейчас страна на гране серьезного экономического краха. И этот самый экономический крах больнее всего ударит именно по самым бедным. Вопрос такой. Есть ли у крымской власти какие-то рычаги, чтобы сделать, скажем, этот удар менее болезненным, и если есть, то, что это за рычаги?

ГРИЦЕНКО А.П.   Крымская власть никаким образом не располагает ни правом принятия законов, ни контролем за финансово-кредитной системой в Украине и в Крыму. Поэтому эта проблема правительства, Кабинета Министров Украины.

Другое дело, что через те социальные программы, которые были приняты крымским парламентом и действуют только в Автономной Республике Крым, мы пытаемся смягчить и упредить удар. Взять, например,  программу «Здоровье крымчан», которая действует с начала этого года. Мы заложили в республиканский бюджет расходы на обеспечение минимальных медицинских гарантий крымчанам на бесплатные услуги при оказании им экстренной медицинской помощи и при проведении таких диагностических исследований, как флюорография, клинические анализы, рентген, электрокардиография и УЗИ.

ВЕДУЩИЙ.   Это именно наши крымские деньги?

ГРИЦЕНКО А.П.   Да, это именно наши крымские деньги. Сегодня крымчане уже прошли более 5 млн. бесплатных исследований. Кроме того, программой предусмотрена надбавка к заработной плате нашим медикам, работающим в сельской местности. Мы посчитали, что, проходя диагностические исследования бесплатно, население сэкономило порядка 50 млн. грн.

Крымское руководство не может сегодня из бюджета дать 50 млн. на материальную поддержку нашему населению. У нас нет таких прав и полномочий. Но через программу, допустим, социальной поддержки оказать эту самую поддержку и материально, и морально - можем…

ВЕДУЩИЙ.    То есть, косвенно эти деньги свою социальную задачу выполняют?

ГРИЦЕНКО А.П.   Конечно. Посчитайте сами: если человек проходит бесплатно УЗИ, которое стоит 150-160 грн., и за которое еще год назад приходилось платить, он эти деньги экономит. Они уже пойдут на другие нужды – на питание, одежду, что-то еще. Мы говорим о том, что сегодня Крым - единственный регион в Украине, где действует социальная программа по поддержке инвалидов общего заболевания. Из крымского бюджета им погашается 50-процентная льгота на жилищно-коммунальные услуги. Такого нет ни в одном регионе Украины.

Это и есть полномочия Автономной  Республики Крым, возможность хоть каким-то образом оказать помощь людям, которые не имеют достаточных средств к существованию.

ВЕДУЩИЙ.   Телезрители перехватывают инициативу. Еще один телефонный звонок. Радует, что у нас сегодня такое живое общение с нашими телезрителями. Алло, мы вас слушаем.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ.   Добрый вечер.

ГРИЦЕНКО А.П.   Добрый вечер.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Анатолий Павлович, вот Леонид Иванович Грач критиковал крымскую власть и Вас лично за то, что Вы не отстаиваете Конституцию Крыма. Почему? Спасибо.

ГРИЦЕНКО А.П.   Грач не был бы Грачом, если бы он не критиковал Гриценко.
Мне бы, честно говоря, не хотелось вступать в полемику по тем бессмысленным обвинениям или высказываниям, которые делает Леонид Иванович Грач в мой адрес, но, учитывая, что вопрос задан, я, конечно, на него отвечу. Хочу Вам сказать, что больше, чем действующий сегодня Верховный Совет Крыма, никто никогда не отстаивал утвержденных Конституцией полномочий Автономной Республики Крым.

Леонид Иванович Грач обвиняет меня в том, что я не голосовал за ту Конституцию, которую сейчас поддерживаю. Да, действительно, я не голосовал за Конституцию в той редакции, которая сегодня действует в Автономной Республике Крым. Почему? Отвечаю. Вот Конституция Автономной Республики Крым(показывает), которая была принята Верховным Советом Автономной Республики Крым 1 ноября 1995 года и утверждена Законом Украины от 4 апреля 1996 года… В ней 136 статей и только 22 были не утверждены в новой редакции. Нужно было просто доработать эту Конституцию, включить эти 22 статьи Конституции и утвердить ее в полном объеме. Кстати, в этой Конституции было записано, и мы отстаивали это право, что государственными языками в Автономной Республике Крым должны являться русский, украинский и крымскотатарский.

Я выступал в 1998 году на сессии Верховной Рады Украины с просьбой утвердить выброшенные из новой редакции названные мной 22 статьи Конституции, но возникла полемика. Конституцию приняли, но обрезанную. Поэтому я за нее не голосовал. Но поскольку Конституции АРК уже 10 лет, она работает, там прописаны полномочия автономии, альтернативы нет, то я, конечно, отстаиваю и намерен впредь отстаивать положения действующей Конституции АРК, а вместе с ней и утвержденные полномочия Автономной Республики Крым.

Я недавно слышал, как Леонид Иванович критиковал нынешнее руководство автономии за то, что Автономная Республика Крым не выполняет своих конституционных полномочий, не зачисляет в бюджет 100-процентные доходы, которые формируются на территории Автономной Республики Крым. Хочу задать вопрос телезрителям: а где же был Леонид Иванович Грач, все те четыре года, будучи Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым? Почему при его руководстве ни одной копейки не было зачтено в бюджет автономии в соответствии с его сегодняшними высказываниями?

Почему 4 года не зачитывались в бюджет все налоги, собираемые на территории Автономной Республики Крым? Более того, я скажу, что такой бюджет на 2000 год Верховная Рада даже утвердила…Но появился Указ Президента Украины, который приостановил действие постановления Верховной Рады, потому что оно не соответствовало Конституции…

ВЕДУЩИЙ   Это тогда его называли одноканальный бюджет?

ГРИЦЕНКО А.П.   Ну за одноканальный бюджет мы воевали еще в 94-ом году, в 95-ом году, когда был закон о разграничении полномочий, который предусматривал такие полномочия у Автономной Республики Крым. Я хотел напомнить, что после появления Указа Президента Украины, приостановившего постановление Верховного Совета Крыма, Леонид Иванович Грач к этому постановлению никогда больше не возвращался. И так и не реализовал на практике полномочия автономии. Я вот тут взял специально сегодня один документ, как чувствовал, что будут подобные вопросы. Это выписка из стенограммы  заседания Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым, я прочту прямую речь Леонид Ивановича Грача.

ВЕДУЩИЙ   Да-да, пожалуйста, конечно.

ГРИЦЕНКО А.П.   Прямая речь: «У нас малообеспеченных в пенсионном смысле почти 412 тысяч человек, те, кто получает по 37 гривен так называемой пенсии. Это категория  тех, кто воевал в том числе. Мы ставим для себя задачу, которую, если бы не рассуждали и не спустили одноканальный бюджет в этом году, мы бы в этом году и решили. Для того, чтобы…» - я читаю, как написано здесь…

ВЕДУЩИЙ   Ну понятно…

ГРИЦЕНКО А.П.   читаю дальше: «Для того, чтобы нам по 100 гривен, а такую задачу на 2001 год сегодня мы официально ставим перед собой, ставим по 100 гривен добавить к пенсии каждому, мы за счет бюджета в соответствии с 9-ой статьей Конституции Автономной Республики Крым заработаем, вложим и выймем 200 миллионов на эти нужды на 2001 год, то 400 тысячам крымчан добавим по 100 гривен пенсии. Так давайте, чтобы этого не было, такую задачу поставим, и реально будем доказывать, что мы пришли для того, чтобы сделать конкретное дело, а не вести разговоры. Тогда хоть 400 тысяч крымчан почувствуют, что их брали (неразборчиво) люди, и люди занимались делом».

Так вот, я хочу сказать, что, во-первых, на тот период было не 400 тысяч,- а 513  тысяч крымчан-пенсионеров. А, во-вторых, хочу задать вопрос, почему же Леонид Иванович Грач, будучи 4 года Председателем Верховного Совета Крыма, так и не сумел найти по 100 гривен для каждого пенсионера и не выполнил полномочия, которые предусмотрены Конституцией Автономной Республики Крым? А сегодня, думая, что об этом все забыли, можно попиариться и обвинить крымскую власть в том, что она не реализует полномочия. Мы как раз-то и реализуем конституционные полномочия автономии. Я уже называл наши программы – это  и программа «Здоровье крымчан», и программа поддержки инвалидов общего заболевания. Кроме того, у нас есть программа по онкозаболеваниям, по туберкулезу, по больным с почечной недостаточностью, по СПИДу, по сахарному диабету. Все они финансируются из бюджета Автономной Республики Крым.

Когда сегодня говорят о том, что давайте все налоги, собираемые на территории Автономной Республики Крым, оставлять в бюджете Крыма, для этого нужно, как минимум, две вещи. Первая: чтобы не было известной поправки Ивана Зайца, которая была принята впопыхах. Сегодня все нормативные акты, принимаемые Верховной Радой АРК, должны соответствовать Конституции Украины. И второе: необходимо, чтобы доходы, которые мы собираем, превышали расходы, которые мы планируем.

ВЕДУЩИЙ   Ну, да, чтобы не жить в убыток и не ходить с протянутой рукой по миру…

ГРИЦЕНКО А.П. Совершенно верно. Я приведу только две цифры по прошлому году. Вот если собрать все налоги, которые собираются у нас на территории Автономной Республики Крым (это налог на прибыль, это НДС, акцизные сборы, пошлина таможенная, это многие местные налоги), мы могли бы в прошлом году саккумулировать 3 млрд. 800 млн. гривен. А расходы наши составили 4 млрд. 600 грн. То есть не хватило 800 миллионов. По итогам работы 10 месяцев этого года расходы местных советов и органов государственной власти уже превысили наши доходы на 1 млрд. 600 млн.

Поэтому все разговоры, о том, что Гриценко отдает налоги в Киев, а потом едет и что-то там выпрашивает, не вписываются ни в какие нормы поведения, нормы морали.

ВЕДУЩИЙ   То есть, мы не самодостаточны на сегодняшний день?

ГРИЦЕНКО А.П.   Сегодня пока нет источников тех доходов, которые могли бы покрыть наши расходы, содержание органов власти, органов местного самоуправления, социальной инфраструктуры, школ, садиков, университетов и так далее. Сегодня разница составляет 1,5 млрд. Что бы ее не было, мы должны очень серьезно поработать - привлечь инвестиции, поддержать экономику.

Кстати, используя наши конституционные полномочия, мы приняли программу поддержки промышленного производства в Автономной Республике Крым. Она предполагает выделение из бюджета денег на 100-процентное погашение учетной ставки банка при получении промышленным предприятием кредитов для реализации инновационных проектов, которые предусматривают совершенно новые технологии, создание рабочих мест, конкурентоспособность, снижение себестоимости продукции, а также энергосберегающие технологии. За 2 года мы сформировали пакет инвестиционных предложений или кредитных ресурсов, которые предприятия промышленного производства взяли в банках при поддержке бюджета Автономной Республики Крым. Эта сумма составила 500 млн. грн. Это серьезные инвестиции в экономику Крыма. И это, между прочим, есть реализация полномочий  Автономной Республики Крым в действии.

Кроме того, у нас есть программа поддержки среднего и малого бизнеса, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым принято решение о поддержке наших сельхозтоваропроизводителей. Им дали возможность со скидкой приобретать технику -  20-процентная скидка за счет бюджета Автономной Республики Крым.

ВЕДУЩИЙ   Анатолий Павлович, Ваша аргументация более чем убедительна…Но мне давно уже сигнализируют, что у нас есть еще один телефонный звонок, и телезритель ждет…

ГРИЦЕНКО А.П.   Я подведу только под сказанным черту: мы сегодня достойно защищаем Автономную Республику Крым и ее Конституцию с теми полномочиями, которые есть, поэтому абсолютно не нуждаемся ни в каких там комитетах общественного спасения по защите конституционных прав автономии.

ВЕДУЩИЙ   Слушаем нашего телезрителя. Алло, мы Вас слушаем…

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Добрый вечер, Анатолий Павлович!

ГРИЦЕНКО А.П.   Добрый вечер.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Скажите пожалуйста, почему у крымской власти пытаются отнять конституционное право согласовывать назначение руководителей силовых структур в автономии. Например, начальника Главка внутренних дел?

ГРИЦЕНКО А.П.   Это тот правовой нигилизм, который продолжает укрепляться и развиваться в нашем государстве. Сегодня ведь не только начальник Главного управления МВД Украины в Крыму назначен с нарушением Конституции Автономной Республики Крым. Я хочу напомнить, что Конституция Автономной Республики Крым была принята в 98-ом году. И с 98-го года все начальники Главного управления МВД Украины в АРК проходили процедуру согласования с Верховной Радой автономии - независимо от того, как этот начальник назывался. Был заместитель министра внутренних дел Селезнев, был Паламарчук, был Хоменко. И все они проходили согласование. Опять же независимо от того, какую нагрузку начальнику Главного управления МВД Украины в Крыму давало Министерство внутренних делУкраины. Я имею в виду еще и совмещение с должностью заместителя министра внутренних дел Украины.

Если бы речь шла об Одессе, Херсоне или Николаеве и так далее, тогда можно было бы как-то еще рассуждать. Но в Законе о милиции очень четко написано: в Автономной Республике Крым руководит милицией заместитель министра внутренних дел – начальник Главного управления. А в Конституции АРК черным по белому прописано – руководитель Главка МВД Украины в Крыму проходит согласование в Верховной Радой автономии. О какой дискуссии вообще может идти сегодня речь?

Сегодня начальника Пенсионного фонда, Николая Ивановича Ткаченко, человека, который профессионально и грамотно исполнял свои обязанности, заставили написать заявление об уходе по собственному желанию…На должность директора Центра занятости АРК назначили… директора порта. А рейдерский захват, непосредственно касающийся Республиканского Комитета АРК по лесному хозяйству – все это прямое нарушение полномочий Автономной Республики Крым…

ВЕДУЩИЙ   И как будто бы ничего нет. Никто ничего не замечает...

ГРИЦЕНКО А.П.   А я объясню, почему. Комитет по лесному хозяйству Украины своим приказом от 13 октября 2008 года подчинил себе Ялтинский горно-лесной заповедник, хотя Положение о Ялтинском горно-лесном заповеднике утверждает Министерство охраны окружающей среды. Так вот нужно было сначала внести изменения в Положение, которое подписывают власти Крыма, а потом уже проводить процедуру переподчинения. Почему сегодня, например, Леонид Иванович Грач не защищает Ялтинский горно-лесной заповедник и не защищает полномочия Автономной Республики Крым? А ларец очень просто открывается - потому что руководит комитетом господин Тимошенко, член Компартии Украины. Получается, что тогда, когда «свои» занимаются беспределом, можно и промолчать. И так по многим другим вопросам.

На мой взгляд, критиковать власти Крыма сегодня просто несправедливо. На 1 января 2006 года в рейтинге среди регионов Украины Автономная Республика Крым занимала 24-е место. Сегодня мы занимаем уже 10-е место, а по ряду показателей занимаем 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е места. По уровню средней заработной платы (она составляет сегодня уже 1 тыс. 600 гривен) мы вышли на 11-е место в Украине. Эти показатели говорят сами за себя.

Почему-то с 1998 по 2002 год в Крыму никто даже и не помышлял о разработке и реализации социальных программ для населения, не было программы «Здоровье крымчан», не было программы поддержки промышленного производства, не принимались другие программы по поддержке наших молодых ученых, не начислялись стипендии школьникам, стипендии студентам, премии работникам. А мы сегодня из бюджета АРК выделяем ежегодно по 25 премий – по 10 тыс. каждая работникам медицины и образования. У нас сегодня работает Программа «Школьный автобус». Это, к слову, о защите конституционных полномочий АРК. Сколько было выделено с 1998 по 2002 год на молодежное жилищное кредитование( то, что мы сегодня финансируем из бюджета)? Ничего, ни копейки. Везде баранки, везде нули.

Кстати, вот эти все мои так называемые протоколы о коррупции, а суд прекратил делопроизводство за отсутствием в моих действиях правонарушений, как раз связаны с тем, что мы отстаиваем полномочия Автономной Республики Крым , и очень многим не нравится наша позиция. Таким способом на меня  пытались оказать давление, чтобы Председатель Верховной Рады Крыма был более гибким, более послушным.

Вы помните, когда народный депутат Украины Виктор Шемчук подал представление, пытаясь через Верховную Раду Украины изменить полномочия, прописанные в Конституции Автономной Республики Крым, Конституционный Суд страны встал на нашу сторону и определил, что только Верховная Рада Автономной Республики Крым имеет право вносить изменения и дополнения в Конституцию. Поэтому, в этом смысле, Конституционный Суд защитил те полномочия, которые уже есть. И мы не просим дополнительных полномочий от Украины.

ВЕДУЩИЙ   Дайте возможность хотя бы эти реализовать…

ГРИЦЕНКО А.П.   Не дайте возможность, а, будьте добры, соблюдайте, уважаемые господа политики, министры, члены Кабинета Министров Украины, те полномочия, которые предусмотрены Конституцией Автономной Республики Крым.

ВЕДУЩИЙ   Потому что это основной Закон государства.

ГРИЦЕНКО А.П.   Это специальный закон. Конституция Крыма утверждена Законом Украины, а Конституция Крыма гарантирована Конституцией Украины, и полномочия Автономной Республики Крым гарантированы Конституцией Украины.

ВЕДУЩИЙ   Понятно. У нас времени остается совсем мало, и еще есть телефонный звонок вот в студию, и есть развитие темы. Послушаем телефонный звонок?

ГРИЦЕНКО А.П.   Давайте.

ВЕДУЩИЙ   Алло, мы вас слушаем.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Алло, добрый вечер.

ГРИЦЕНКО А.П. Добрый вечер.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   Скажите пожалуйста, Вы предложили составить один реестр, в котором были бы отражены потребности депортированных в земле. Это позволило бы раз и навсегда решить проблему самозахватов. Как идет работа в этом направлении? Спасибо.

ГРИЦЕНКО А.П.   Я скажу, что это сегодня единственная возможность поставить точку в вопросах дискуссии о том, кому, действительно, нужна земля в Крыму из числа депортированных. До тех пор, пока мы не составим реестр, в котором один раз и навсегда определимся, кто из жителей Автономной Республики Крым был депортирован, кто вернулся на родину, кому из них государство уже выделило деньги на строительство жилья, либо построило жилье, либо выделило квартиру, или кто получил земельные участки.

Сегодня у нас, так или иначе, почти 72 тысячи крымских татарских семей имеют земельные участки. Когда будет реестр, составленный пофамильно, и в компьютер будут занесены те, кто конкретно, персонально получил земельные участки, - отпадет проблема дискуссии. Работа, к сожалению, продвигается не так быстро, как хотелось бы. Сегодня уже около 80 тысяч из числа крымских татар включены в этот реестр.

ВЕДУЩИЙ   Я знаю, что есть люди, которые противятся этому, в частности господин Чубаров. Такое впечатление, что он очень не заинтересован.

ГРИЦЕНКО А.П.   Чубаров по многим вопросам противится, совершенно необоснованно. Это тоже, я считаю, своя пиар-технология, способ найти свое место в политической жизни Крыма. Он на 8 лет выпал из этой жизни, находился в Киеве, очень многие проблемы в Крыму знает поверхностно, но пытается, имея необъективное представление  о предмете со «знанием дела» о нем дискутировать.

Реестр мы будем доводить до конца. И потом, крымское руководство не раз уже подчеркивало, что в Крыму нет проблемы по выделению земельных участков. У нас есть Раздольненский, Первомайский, Нижнегорский, Ленинский, Красноперекопский, Красногвардейский районы. Давайте там будем выделять земельные участки. Проблемы же никакой нет. Но, если люди хотят сегодня получить землю обязательно возле Симферополя или на Южном берегу Крыма, то давайте посмотрим, кто из этих людей уже получил земельный участок и где он его получил. Чтобы у нас не вышло так, что один гражданин Украины будет иметь два или три земельных участка, - на каждом самозахвате по одному. Наша цель и задача: всего лишь упорядочить земельные отношения. Потому что есть, действительно, крымские татары, которые нуждаются. Кстати, есть и славяне, которым не выделяли землю последние 15-20 лет в Симферопольском районе и в городе Симферополе. Эти люди тоже собираются в сообщества по защите своих законных прав на получение земельного участка. Мы не разделяем сегодня никого по национальности. Мы говорим о том, что органы власти Автономной Республики Крым должны действовать в рамках действующего законодательства, любое заявление должно быть рассмотрено, а проблема о выделении земли, если человек в ней нуждается, решена. Другого подхода быть не может.

ВЕДУЩИЙ   В этой связи как раз есть вопрос, касающийся и предыдущей, и самой  последней темы разговора - и земли, и силовых структур. Всех очень волнует и беспокоит ситуация, которая складывается в Бахчисарайском районе – в селах Вилино, Песчаное и Береговом. Использование силовых структур для репрессий (я по-другому это назвать не могу), для подавления мирных и достаточно справедливых акций, которые проводит местное население -  как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию, и как, вообще, можно к этому относиться?

ГРИЦЕНКО А.П.   Я, во-первых, хочу поддержать жителей – пайщиков этого хозяйства. Люди не виноваты ни в чем. А, во-вторых, я знаю, что на этом митинге был даже Леонид Иванович Грач, который приехал поддержать участников акции протеста. Так я могу рассказать, почему он приехал.

Грачу нужно было ехать туда в 2000 году, когда он был Председателем Верховной Рады. Тогда руководителем хозяйства был его визави - Авидзба Валико Мканович, который и занимался распаеванием земель… Дораспаевались до того, что люди перекрывают сегодня дороги.
Почему, когда делили основные средства производства, распаевывали землю, не отдали виноградники людям вместе с землей? Виноградник – это основное средство производства. Дали кусочек земли - отдайте виноградники. Нет, людям отдали одну землю… Помните, как в сказке «Вершки-корешки»?

Когда не нужны были корешки, их отдали людям, а себе забрали вершки и думали, что будут очень долго управлять этим процессом - собирать сладкие вершки, с людьми рассчитываться по 700 гривен за земельный пай, а остальную прибыль будет делить между собой непонятно кто.

Сегодня люди совершенно правильно требуют: «Господа «Агрофирма», вы взяли землю, вырастили на ней виноград, вы же с нами рассчитайтесь,  земля-то наша. А если не хотите рассчитываться, то не убирайте виноград».
Я осуждаю любые перекрытия дорог любыми группами людей, какие бы акции и во имя каких интересов не происходили. Но я ни коим образом не оправдываю действия работников милиции, которые спровоцировали конфликт. Раз люди вышли в отчаянии защищать свои права и интересы, с ними нужно было вести адекватный диалог, на упреждение ситуации. А что в результате получили органы правопорядка? Столкновение милиции и гражданского населения.

ВЕДУЩИЙ    Анатолий Павлович, осталось еще несколько вопросов, оставшихся без ответа, но времени катастрофически мало. Поэтому, буквально, очень коротко, предлагаю ответить на всего один, последний вопрос.
Решением Национального совета по телевидению и радиовещанию 1 ноября 2008 года у нас будут отключены российские телеканалы. Для многих крымчан это станет просто катастрофой, - я по-другому назвать это не могу…

ГРИЦЕНКО А.П. Я хочу порекомендовать операторам кабельного телевидения – сегодня необходимо > строго выполнять свои лицензионные условия. В каждой лицензии у каждого оператора  кабельного телевидения написано, сколько времени на украинском, а сколько на русском языке ему положено вещать.  Сегодня следует в таком режиме и продолжать работать. А параллельно необходимо организованно подать иск в суд и добиться отмены  незаконного решения Национального совета по телевидению и радиовещанию.

Сейчас Верховная Рада АРК готовит конституционное представление в Конституционный суд о правомочности решения Нацсовета, который требует, чтобы украинские кабельщики действовали в соответствии с Европейской конвенцией о трансграничном телевидении. Курьез заключается в том, что Украина не ратифицировала этот важный международный документ, он не является субъектом украинского законодательства. Следовательно, требование исполнять его выходит за рамки правового поля. Мы стоим на защите интересов телезрителей, операторов кабельного телевидения и будем всячески их поддерживать, если нужно, то и в судебных инстанциях.

ВЕДУЩИЙ   Спасибо большое. Времени, как всегда, не хватило, поэтому я надеюсь на то, что в ближайшем будущем вы снова станет нашим гостем здесь в студии.
Еще раз напомню телезрителям, что сегодня в передаче «Прямая связь» принимал участие Председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым Анатолий Павлович Гриценко.