ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Р Е Ш Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) статьи 3 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым"

г. Киев
18 сентября 2008 года
№ 17-рп/2008

Дело № 1-36/2008

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Стрижака Андрея Андреевича – председательствующего,
Баулина Юрия Васильевича,
Брынцева Василия Дмитриевича,
Вдовиченко Сергея Леонидовича,
Головина Анатолия Сергеевича,
Джуня Вячеслава Васильевича,
Дидковского Анатолия Александровича,
Домбровского Ивана Петровича,
Кампо Владимира Михайловича – докладчика,
Колоса Михаила Ивановича,
Лилака Дмитрия Дмитриевича,
Маркуш Марии Андреевны,
Мачужак Ярославы Васильевны,
Никитина Юрия Ивановича,
Овчаренко Вячеслава Андреевича,
Стецюка Петра Богдановича,
Ткачука Павла Николаевича,
Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) статьи 3 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" от 23 декабря 1998 года № 350-ХІУ (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 5-6, ст. 43).
Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статями 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление 50 народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела согласно статье 75 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спора народных депутатов Украины каксубъектов права законодательной инициативы в Верховной Раде Украины и Верховной Рады Автономной Республики Крым относительно полномочий по внесению изменений в Конституцию Автономной Республики Крым.

Заслушав судью-докладчика Кампо В.М. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины

у с т а н о в и л:

1. Субъект права на конституционное представление – 50 народных депутатов Украины – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать не отвечающей Конституции Украины (являющейся неконституционной) статью 3 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" (далее – Закон), в которой установлено, что изменения в Конституцию Автономной Республики Крым принимаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и утверждаются законом Украины.

По мнению авторов ходатайства, даннойстатьей Закона Президент Украины, народные депутаты Украины и Кабинет Министров Украины лишены права законодательной инициативы, предусмотренного статьей 93 Конституции Украины, по внесению изменений в Конституцию Автономной Республики Крым.

2. Свои позиции по вопросам, поднятым в конституционном представлении, высказали Президент Украины, Представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым, Председатель Верховной Рады Украины, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Ассоциация народных депутатов Украины, Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского.

3. Конституционный Суд Украины, решая поднятые в конституционном представлении вопросы, выходит из следующего.

3.1. Украина в соответствии с частью второй статьи 2, частью первой статьи 133 Конституции Украины является унитарным государством, в состав которого входит Автономная Республика Крым, статус которой определен, в частности, разделом X Основного Закона Украины.

Автономная Республика Крым имеет Конституцию Автономной Республики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым, вносит в нее изменения, и которую утверждает законом Верховная Рада Украины не менее чем половиной от ее конституционного состава (пункт 37 части первой статьи 85, часть первая статьи 135 Конституции Украины). Конституционный Суд Украины в подпункте 2.2 пункта 2 мотивировочной части Решения от 27 февраля 2001 года № 1-рп/2001 (дело о правовых актах Верховной Рады Автономной Республики Крым) и в подпункте 1.3 пункта 1 мотивировочной части Решения от 16 января 2003 года № 1-рп/2003 (дело о Конституции Автономной Республики Крым) определил Конституцию Автономной Республики Крым основным нормативно-правовым актом, имеющим высшую юридическую силу среди правовых актов, которые принимают органы Автономной Республики Крым.

Конституция Автономной Республики Крым может изменяться вследствие регулирования закрепленных в ней полномочий автономии, для чего субъекты права законодательной инициативы в Верховной Раде Украины могут инициировать внесение изменений в Конституцию Украины в части этих полномочий, а также вследствие принятия отдельных законов Украины в пределах конституционных полномочий автономии, определенных статьями 134, 138 Конституции Украины.

3.2. Авторы ходатайства считают, что статья 3 Закона "лишает права законодательной инициативы Президента Украины, Кабинет Министров Украины и 450 народных депутатов Украины, оставляя только право за Верховной Радой Украины согласиться или не согласиться с принятыми Верховной Радой Автономной Республики Крым изменениями в Конституцию Автономной Республики Крым".

Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины и Кабинету Министров Украины (часть первая статьи 93 Конституции Украины), однако эти субъекты не наделены правом вносить в Верховную Раду Автономной Республики Крым проекты нормативно-правовых актов, в частности, по изменениям в Конституцию Автономной Республики Крым.

Конституция Автономной Республики Крым и изменения в нее утверждаются законами Украины, в отношении которых Конституция Украины предусмотрела особый порядок их принятия. Так, основанием для принятия Верховной Радой Украины таких законов Украины является принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции Автономной Республики Крым или изменений в нее. Как вытекает из содержания статей 85, 135 Конституции Украины, без соответствующих решений Верховной Рады Автономной Республики Крым такие законы Украины не могут быть приняты.

Следовательно, определенный в статье 3 Закона порядок внесения изменений в Конституцию Автономной Республики Крым не ограничивает право субъектов законодательной инициативы в Верховной Раде Украины, поэтому статья 3 Закона отвечает Конституции Украины (является конституционной). Данное заключение согласовывается с Решением Конституционного Суда Украины от 27 февраля 2001 года № 1-рп/2001, в котором указано, что статью 3 Закона принято в развитие положения части первой статьи 135 Конституции Украины (подпункт 2.3 пункта 2 мотивировочной части).

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 153 Конституции Украины, статьями 39, 40, 51, 61, 75, 77 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", § 30 Регламента Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины

р е ш и л:

1.  Признать отвечающей Конституции Украины (являющейся конституционной) статью 3 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" от 23 декабря 1998 года № 350-ХІУ.

2. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

Конституционный Суд Украины

Доставка суши кунцево

Поиск частных мастеров и бригад по специализации и региону. Меню, цены.

rublevrest.com