Председатель Верховной Рады АРК Анатолий ГРИЦЕНКО

ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА — СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА ЕГО ГРАЖДАН

28.06.2008

Принятие Конституции Ук­раи­ны 28 июня 1996 года явилось этапным событием в современной истории и политической жизни страны. Этот важнейший государственный акт стал убедительным подтверждением стремления украинского народа встать на путь необратимых демократических преобразований и социального прогресса.

Конституция как нормативный документ высшей юридической силы заложила фундамент для создания государства, способного гарантировать и защищать права и свободы своих граждан.
Мировая история свидетельствует, что конституции многих стран утверждались в сложные, подчас кризисные периоды их формирования и становления.

Конституция 1996 года, во­бравшая в себя мировой опыт и лучшие образцы нормо­творчества, во многом способствовала стабилизации политических процессов, происходивших в стране в тот период, достаточно четко определила контуры государственного устройства Украины и векторы ее дальнейшего позиционирования в мировом сообществе. Поэтому никак нельзя согласиться с теми, кто ратует сегодня за радикальное переписывание действующего Основного Закона страны.

Другое дело, что на современном этапе конституционного процесса в Украине существует объективная потребность дальнейшей разработки и углубления демократического содержания Конституции, а также обеспечения ее действенности, особенно заложенных в ней принципов законности, приоритета прав человека, разделения властей.

Анализ политико-правовой ситуации в стране показывает, что одна из главных причин переживаемых ею политических кризисов состоит не столько в содержательной стороне текста Конституции, сколько в отсутствии в обществе традиций законопослушания и уважения к своему Основному Закону, механизмов, побуждающих не выходить за рамки правового поля.

По-видимому, это неизбежная плата за слабость существующей в стране политической системы и демократических институтов. Требуется определенное время для накопления молодым независимым государством необходимого опыта организации своего нормального, цивилизованного функционирования.
Постоянно напоминает о себе также и тот факт, что Украина обрела суверенитет, прежде всего, в результате благоприятного стечения внешних обстоятельств. Именно этим во многом объясняется сложность и противоречивость происходящих политических процессов в стране.

Не будет преувеличением сказать, что хотя «точка возврата» к прошлому пройдена, тем не менее наше государство все еще находится на перекрестке траекторий своего возможного развития. Ситуация усугубляется тем, что Украина объективно вынуждена быть участником происходящих в мире политико-экономических процессов, катализируемых глобализацией, и не может не зависеть от них. Более того, основываясь на уже приобретенном страной за годы независимости опыте, можно предвидеть усиление влияния внешних факторов в определении ее будущего.

Отсутствие в обществе единого мнения о направлениях дальнейшего развития Украины, политическая неструктурированность, неэффективная система власти и довлеющая над страной необходимость внятно заявить миру об окончательном и бесповоротном выборе своего пути постоянно порождают внутри нее социальную напряженность и кризисные явления.

Создается, таким образом, своего рода «замкнутый круг». Незавершенность начатых в стране реформ, в первую очередь конституционной, является одной из причин политической нестабильности. В то же время ведущие политические силы, органы власти медлят с их практическим осуществлением, нередко ограничиваются полумерами и зачастую оказываются не готовы к принятию консолидирующих общество решений.

Говоря о сегодняшнем дне, нужно прямо констатировать, что ныне конституционный процесс в Украине проходит в условиях очередного острого противостояния политических сил.
Одни связывают его с трудностями проведения конституционной реформы 2004 года, которая привела к смене формы правления с президентско-парламентской на парламентско-президентскую.

Другие считают, что эта реформа повлекла за собой дисбаланс власти, в результате чего вместо сотрудничества ветвей власти наступил период перманентных политико-правовых «военных» действий между ними, который угрожает перерасти в более масштабный социально-политический кризис.

Третьи утверждают, что сегодня в украинском обществе идет объективный процесс оценки и переоценки конституционных ценностей постсоветской эпохи, который должен завершиться формированием новодемократической платформы конституционного развития государства.
Уважая любое мнение по этому более чем актуальному вопросу, хотел бы сказать следующее.

Безусловно, Конституция Украины не может быть набором «вечных истин», хотя бы потому, что она должна отражать понимание того, что представляет собой страна и какое время она переживает. Данное требование абсолютно справедливо и для нового Основного Закона. Это должен быть живой документ, отвечающий главным ожиданиям граждан своей страны, в котором на основе критического и непредубежденного осмысления будет представлена современная демо­кратическая Украина.

Поэтому высшая миссия всех активных участников конституционной реформы — всесторонне содействовать этому процессу, конечная цель которого — сформулировать обновленное видение страны и ее перспективы. Направленность общих усилий заинтересованных сторон на достижение данной цели — залог результативного взаимодействия между властью и оппозицией, президентом и парламентом, политическими силами и народом. Лишь в таком случае общество может быть уверено в создании политической системы, которая будет укреплять и развивать Украину как современную европейскую державу.

Видимо, необходимо до конца пройти этот непростой и во многом тернистый путь, позволяющий с помощью внесения изменений в Конституцию устранить имеющиеся на данном этапе противоречия, цивилизованно разрешить накопившиеся политико-правовые конфликты, найти и законодательно закрепить точки консолидации общества.

К этому подталкивает и ряд объективных причин. По сути, вопрос стоит так: или нам общими усилиями удастся на основе обновленной Конституции создать эффективную политическую, административную, социально-экономическую систему страны и обеспечить, тем самым, ее конкурентоспособность в глобальной гонке на выживание, или она потонет в бездне нескончаемых кризисов и конфликтов и будет отброшена на периферию современных мировых процессов.

Одной из важнейших задач здесь, безусловно, является формирование эффективной политической системы, учитывающей специфику региональных различий в Украине. Общественно-политическая практика последних лет показала очевидную слабость конституционного урегулирования общественных отношений, нестабильность функционирования всего государственного механизма. В течение последних лет наши граждане неоднократно становились невольными свидетелями не только «коалициад» и «премьериад», но и попыток отдельных политических субъектов, руководствуясь принципом политической целесообразности, идти в обход Конституции и законов.

Подобные негативные явления недвусмысленно говорят о том, что существующая в Украине политическая система далеко не совершенна и требует пересмотра.
Хотел бы особо подчеркнуть необходимость усиления в этом процессе роли народа как единственного источника легитимной власти, гаранта соблюдения принципа, гласящего, что никто не должен обладать монополией на власть или посягать на ее узурпацию. Не столько объемы полномочий высших органов государственного управления и их распределение, сколько проблемы реализации власти народа должны найти свое оптимальное отражение в обновленной Конституции.

Особенно актуальной в свете событий последних лет выглядит проблема законодательного уточнения полномочий Президента, парламента и Кабинета Министров Украины и их взаимоотношений. Между ними должна быть выстроена четкая и понятная система взаимоотношений и ответственности.
Не менее важно преодолеть фактическое двоевластие в системе исполнительной власти.

Поистине наболевшей является проблема реального, а не декларативного расширения прав местного самоуправления, перенесения рычагов руководства к местным советам, обеспечения их финансовой и ресурсной самодостаточности.
В обществе существует большой запрос на расширение полномочий местного самоуправления. По мнению людей, власть на местах лучше знает и понимает возникающие проблемы, а главное — способы более оперативно их решать.

Продуманно и последовательно осуществленная децентрализация власти стала бы реальным шагом на пути европейской интеграции Украины. Опыт Европы убедительно свидетельствует, что укрепление региональной системы управления отнюдь не ослабляет государственные устои. Скорее наоборот. Когда местным общинам не препятствуют обустраивать свою жизнь так, как они считают это наиболее целесообразным, — уважение к центральной власти лишь растет.

Мы исходим из того, что сильное местное самоуправление — основа демократии, необходимый шаг к созданию эффективной, пользующейся доверием народа системы власти в стране. Поэтому реформа местного самоуправления, основанная на базовых положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, должна быть осуществлена как можно скорее, а его ключевая роль в системе институтов государства — тщательно прописана в обновленной Конституции Украины.

В той же плоскости демо­кратизации политической жизни общества, поворота ее к интересам и чаяниям граждан лежит и совершенствование действующей избирательной системы.
Опыт проведения выборов в Украине на пропорциональной основе оказался далеко не во всем удачным.
Во-первых, принятие Закона о пропорциональных выборах по партийным спискам фактически лишило возможности многие территории иметь своих представителей в парламенте Украины и Верховной Раде автономии, а граждан — права быть избранными посредством самовыдвижения.

Во-вторых, политические силы — субъекты выборного процесса по нынешнему Закону о выборах превратились в закрытые, непрозрачные для электората системы.
Поэтому принцип пропорциональности, лежащий в основе большинства избирательных систем демократических государств, необходимо наполнить открытостью и подлинно европейским содержанием. Дальнейшее совершенствование политической системы и обеспечение конституционных прав граждан требуют не столько отказа от пропорциональности, сколько приведения его к европейским стандартам и нормам мировой демократической практики.

Анализируя нынешнее состояние конституционного процесса в Украине, хочу отдельно остановиться на месте и роли в нем Автономной Республики Крым.
Не будет преувеличением сказать, что на этапе вызревания государственности Украины, формирования ее политической системы и развития институтов гражданского общества опыт становления Крымской автономии является поистине бесценным. Он убедительно свидетельствует о том, что придание Крыму статуса автономной республики было исторически обоснованным и политически оправданным.
При этом следует отметить важнейшую роль Основного Закона Украины, который конституционно закрепил волеизъявление крымчан, высказавшихся за автономный статус полуострова на референдуме 20 января 1991 года.

За годы своего существования, пройдя через немалые испытания и сложности роста, Автономная Республика Крым на деле доказала правильность избранного пути, сумела обеспечить политическую и экономическую стабильность на полуострове, решение в интересах крымчан многих насущных для них социальных вопросов.

Сегодня Крым входит в десятку наиболее развитых регионов Украины, и это еще раз подтверждает наличие у Крымской автономии огромного потенциала.
Поэтому невозможно понять и оправдать действия некоторых «деятелей от политики», пытающихся игнорировать или ограничить полномочия Автономной Республики Крым. Вот и сейчас на волне подогревания общественного мнения о необходимости конституционных изменений в парламент страны подаются проекты законов, направленные фактически на ликвидацию государственных гарантий и существенное урезание полномочий Автономной Республики Крым, предоставленных ей Конституциями автономии и Украины.

Думаю, нельзя согласиться и с авторами того проекта Закона Украины, которым предлагается наделить глав областных и районных государственных администраций, а также Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым правом единолично приостанавливать действие нормативно-правовых актов Верховной Рады автономии и органов местного самоуправления. Надо ли говорить, какой социальный негатив могут вызвать в обществе подобные инициативы.

 Те, кто добивается их реализации, называют себя демократами. Однако встав на знакомый всем нам из недалекого прошлого путь ограничений и запретов, они поступают как типичные ретро­грады, всеми силами препятствующие осуществлению столь необходимых для страны подлинно демократических преобразований. Подобные действия не только не приносят добра Отечеству, но и наносят непоправимый вред, значительно тормозя его движение вперед.

Скажу более. Это прямой путь к дестабилизации обстановки не только на полуострове, но и в Украине в целом. Амбиции отдельных политиков могут дорого стоить нашему государству и народу. Поэтому мы не допустим, чтобы судьба Крымской автономии была поставлена на карту в чьих бы то ни было нечистоплотных играх и сумеем заставить всякого уважать действующий закон и право.
На самом деле опыт существования Автономной Республики Крым заслуживает того, чтобы быть использованным в качестве модели регионального самоуправления в ходе дальнейшей конституционной реформы в стране.

Больше внимания и доверия к возможностям самоуправления регионов и самоорганизации территориальных громад, больше предоставленных им прав, полномочий и финансовых ресурсов — вот те критерии, которыми должны руководствоваться органы власти государства.
Наша позиция состоит в том, что власть, исходя из высших государственных интересов, должна постоянно находиться в диалоге с обществом, учитывать в своей политике региональные особенности страны. Ее задача — своими решениями постоянно подтверждать тезис о том, что держава является выразителем и защитником экономических, социальных, политических устремлений всего народа, а не отдельных политических сил и группировок.

В контексте сказанного с большой долей уверенности можно утверждать, что эффективность идущего в Украине конституционного процесса во многом будет определяться тем, насколько успешно в течение ближайших лет удастся осуществить задуманные реформы, цель которых — модернизировать страну.
Решив первоочередные задачи построения институционных основ рыночной экономики и в основном обеспечив макроэкономическую стабильность, Украина, с одной стороны, сегодня имеет возможность выработки долговременной стратегии своего развития, а с другой — оказалась перед необходимостью постоянного поиска адекватных ответов на вызовы быстро меняющегося мира. Вступление во Всемирную организацию торговли, желание приблизить перспективы европейской интеграции, российский и евроатлантический векторы отношений, внутренние проблемы, обусловленные обстоятельствами исторического характера — вот далеко не полный перечень поистине судьбоносных для страны вопросов, результативность решения которых так или иначе будет непосредственно влиять на ее будущее.

Особо следует сказать об отношениях с Россией. Ведь это не просто отношения двух соседних стран, которые могут быть теплее или холоднее, более развитыми или менее. За ними стоит многовековая общая история, жизненный уклад, судьбы десятков миллионов людей, связанных между собой тесными, зачастую кровными узами.

Поэтому невозможно понять и согласиться с действиями тех сил в стране, которые целенаправленно делают все для ухудшения украинско-российских отношений. Такая безответственная и авантюрная политика не отвечает интересам и чаяниям двух братских народов и обречена на провал.
Все вышеназванные проблемы, безусловно, не имеют простых и однозначных решений. Но в обществе есть осознание того, что только стремление к высшим стандартам мирового опыта может привести к успеху на пути ускоренного роста конкурентоспособности украинской нации.
При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что при всей приоритетности и чрезвычайной важности конституционного процесса он является лишь этапом в череде столь же значимых шагов по переустройству и обновлению нашей страны.

Судебная и административно-территориальная реформы, переход от экономики потребления к экономике знаний и инноваций, системная и последовательная политика интеграции украинского общества на основе постепенного решения назревших внутрихозяйственных, социальных и гуманитарных проблем — по всем этим направлениям предстоит проделать огромную работу, рассчитанную не на один год и требующую от каждого гражданина Украины упорства, настойчивости и терпения.
Но только идя по этому пути, можно не отстать от стремительно мчащегося локомотива мирового прогресса, стать успешным, современным, процветающим, демократическим государством, для которого высшая ценность — счастливая судьба его граждан.

Украина переживает сегодня переломный период в своей истории. Находясь в процессе собственного государственного переустройства и не излечившись от болезней роста, характерных для молодых демократий, она пытается найти свое место среди тех стран, которые идут в русле развития мировой цивилизации. В этом — сложность переживаемого страной момента и в этом ее исторический шанс.
Конституция Украинского государства призвана стать мощным стабилизирующим общество фактором, созидательной и интеграционной силой, мобилизующей всех его граждан на участие в осуществлении столь высокой и ответственной миссии.

Пусть же осознание важности переживаемого страной периода сплачивает и объединяет каждого из нас вокруг общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, демократии и гуманизма, пробуждает в наших душах высокие гражданские чувства верности своему долгу и патриотизма, настраивает на вдохновенный и плодотворный труд во имя благополучия и процветания Крыма и Украины!

"Крымские известия"