КАК ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ ДОХОДЯТ ДО ЧИТАТЕЛЕЙ?

18.04.2008

В одном из вопросов повестки дня заседания Постоянной комиссии Верховной Рады АРК мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и средствам массовой информации, которое прошло под руководством ее председателя Григория Иоффе, значилась информация ОАО «Крымсоюзпечать» и Крымской дирекции «Укрпочты» о состоянии подписки и розничной реализации средств массовой информации.

Кроме членов комиссии, на него были приглашены заместитель председателя правления ОАО «Крымсоюзпечать» Ирина Купчинская, руководитель ОАО «Крымсоюзпечать» в Симферополе Светлана Каплич, начальник отдела периодических изданий Крымской дирекции УГППС «Укрпочты» Валентина Янина, первый заместитель председателя комитета по информации АРК Татьяна Казанник.

В связи с чем обсуждался именно этот вопрос? Приближается курортный сезон. Подготовка к нему ведется по всем направлениям, в том числе и по линии доставки и распространения периодической печати.

Получилось так, что в конце 90-х годов «Крымсоюзпечать» — крупное государственное предприятие, которое занималось реализацией периодических изданий, тогдашняя крымская власть, как говорится, «прозевала». Ему позволили акционироваться, но при этом не оставили в собственности автономии ни одной акции. В дальнейшем акции работников предприятия были выкуплены некой крупной киевской структурой, которая и диктует политику в этом бизнесе. В результате крымская власть сегодня не оказывает никакого влияния на реализацию важнейшего права крымчан на доступ к информации. По мнению Григория Иоффе, ныне не только в городах и районах Крыма, но и на пляжах, в санаториях в сфере распространения печатных СМИ царит засилье псевдонаучных «доктрин», изданий эротического характера и низкопробной развлекаловки, что приносит немалые барыши новым хозяевам.

Не вступая в полемику, заместитель председателя правления ОАО «Крымсоюзпечать» Ирина Купчинская сообщила, что заказывая у издателя разовый тираж газет, в «Крымсоюзпечати» ориентируются на покупательский спрос. Если газета интересная, то реализуется без больших остатков (списания).
Первый заместитель председателя Республиканского комитета по информации Татьяна Казанник изложила свое видение работы «Крымсоюзпечати».

Через эту систему распространяется 70% всей крымской периодики, половина общеукраинских изданий. Далеко не все довольны сотрудничеством с этой структурой. Будь альтернатива, отказались бы от ее услуг. Основные причины — малые объемы заказов при хорошем читательском спросе, считают иные редакторы. А в отдельных киосках, особенно на окраинах городов, ряд газет вообще не продается.
Списание нереализованной продукции происходит без ведома СМИ.

Крымские издания не рекламируются в сети «Крымсоюзпечать», предпочтение там отдается отдельным газетам и журналам.

Отделения связи также занимаются распространением печатных СМИ и организовывают подписку на них. Начальник отдела периодических изданий Крымской дирекции УГППС «Укрпочты» Валентина Янина сказала, что монопольным правом на подписку периодики ее учреждение больше не обладает. Появились альтернативные частные подписные агентства, которые оформляют подписку для предприятий и организаций и сами осуществляют доставку в пределах го­рода.

Почему так происходит? Потому что из-за высокой оплаты предприятия почтовой связи не могут участвовать в тендерах по подписке.
Организация доставки влияет на количество подписанных периодических изданий, в част­ности, крупный жилой массив в Феодосии по ул. Челнокова не оборудован почтовыми ящиками, в связи с чем туда доставка периодики невозможна. По этому поводу руководство Феодосий­ского ЦПС неоднократно обращалось в исполком.

Из-за отсутствия денежных средств снизилась подписка у многих санаториев.

С 2005 года вообще ушли с рынка подписки журналы и газеты «Крымская Ривьера», «Голос молодежи», «По­плавок», «Абсолютно все», «Балалар дюньясы», «Новая крымская», «Своя газета», «Вестник Тавриды», «Таврические ве­домости», «Усадебка», «Южный курьер», всего 24 издания.

На 2008 год подписку не проводили журналы «Ералаш Таврический», «Крымуша», газеты «Пара-графъ», «Крымская юридическая газета», «Диалог».

Существуют проблемы по доставке газет и журналов. В новых микрорайонах нет табличек с указанием наименований улиц и номеров домов. Оставляет желать лучшего освещение подъездов, улиц в осенне-зимний период, расчистка дорог зимой для проездов почтовых машин. На почтальонов часто нападают бродячие собаки.

Вместе с тем отрадно отметить, что по реализации периодических печатных изданий среди областных дирекций Украины Крым занимает первое место.
Более 587 наименований газет и журналов продается на полуострове.
Общий товарооборот составил за 2007 год 10333,9 тыс. грн, что больше, чем в 2006 году. Наибольшим спросом пользуются издания Украины — 72,9 %, далее Крыма — 19,6%, городов и районов автономии — 7,02%, России — 0,4%.

Члены комиссии приняли заслушанную информацию к сведению. Решено обратиться в антимонопольный комитет, чтобы проверить исполнение законодательства в сфере подписки и доставки периодики.

"Крымские известия"