В постоянных комиссиях

РЕШАЯ НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

16.04.2008

На минувшей неделе председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по науке и образованию Анатолий Жилин провел очередное заседание. Повестка дня касалась непосредственно полномочий комиссии. Депутаты заслушали отчет министра образования и науки республики Валерия Лаврова о работе министерства за истекший период. В докладе, в частности, было сказано: в 2007-м и начале 2008 года особое внимание уделялось внедрению действующих республиканских программ, координации деятельности органов управления образованием, осуществлению контроля над проведением государственной политики в отрасли. По итогам минувшего года намеченный план выполнен полностью, сохранена и получила дальнейшее развитие сеть учебных заведений, и они функционируют стабильно. Министр подробно остановился на ситуации в дошкольном, внешкольном, среднем, специальном и высшем образовании, указал на существующие проблемы, касающиеся кадрового и материально-технического обеспечения учреждений.

      Обсуждение доклада Валерия Лаврова получилось далеко не бесстрастным. Члены комиссии подвергли критике недостаточно эффективную, по их мнению, деятельность министерства по ряду направлений, в том числе по таким, как борьба с ростом наркомании среди школьников, защита конституционного права учащихся получать образование на родном языке. Вспомнили о письме, направленном в начале этого года министерством республики в крымские школы, где во исполнение Указа Президента Украины предлагалось рассмотреть вопрос присвоения отдельным учебным заведениям имени Романа Шухевича. Было поставлено на голосование два решения: признать работу министерства за отчетный период неудовлетворительной и принять отчет Валерия Лаврова к сведению. После долгих споров мнения депутатов разделились.

Дискутировали члены комиссии и по поводу вопроса о языках преподавания в вузах, который обсуждался на коллегии Министерства науки и образования Украины. В марте этого года руководителям крымских высших учебных заведений пришло письмо из Министерства науки и образования Украины с просьбой «представить краткий анализ причин, почему преподавание учебных дисциплин осуществляется не на государственном языке, если такие факты имеют место». Депутаты выразили обеспокоенность тем, что этот документ послужит началом перевода вузов на украинский язык обучения. «Как можно это допустить, если восемьдесят процентов профессорско-преподавательского состава высшей школы русскоязычные?», «крымские вузы тем и привлекательны для иностранцев: здесь можно учиться и на русском, и на украинском», «Верховная Рада и Совет министров автономии должны занять жесткую позицию в этом вопросе», говорили участники заседания. Приводилось множество аргументов в защиту конституционного права крымчан получать образование на родном языке. Члены комиссии рекомендовали работникам Министерства образования и науки автономии провести опрос среди студенческой молодежи: на каком языке они хотят обучаться? Подчеркивалось: чтобы все без исключения учебные дисциплины преподавать «державною мовою», не искажая ее, нужны соответствующие навыки и знания.

Второй вопрос повестки дня незаметно перешел в третий: о готовности к проведению тестирования в республике. В информации директора Симферопольского регионального центра оценивания качества образовании Юрия Ильина прозвучали цифры, имеющие непосредственное отношение к состоявшемуся разговору: всего для участия в независимых экзаменах зарегистрировалось 23538 выпускников — это на пятнадцать процентов больше, чем показывали предварительные подсчеты. 98 процентов абитуриентов изъявили желание проходить тестирование на русском языке!

В этой связи депутаты заострили внимание на том, что внешнее независимое оценивание в Крыму следует проводить на языке обучения не только в течение двух лет после его введения (как это было предписано Киевом), но и все последующее время. Члены комиссии намерены продолжить работу над решением вышеназванных проблем.

"Крымские известия"