КАКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НЕОБХОДИМА КРЫМУ И УКРАИНЕ?

07.04.2008

Организаторы Международной конференции по вопросам региональной политики Украины, которая проходила в Ялте 3—4 апреля, провели пресс-конференцию. На вопросы журналистов отвечали Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко, президент Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Явуз Милдон, министр регионального развития и строительства Украины, почетный член Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Василий Куйбида.

Местом проведения международной конференции Ялта была избрана не случайно. «Это не только желание показать нашим коллегам из Совета Европы всю палитру Украины и такую уникальную жемчужину, как Крым, но и услышать в первую очередь мысли крымчан относительно новой концепции государственной региональной политики», — пояснил Василий Куйбида.

По его словам, такие обсуждения пройдут во всех регионах. А после того, как концепцию примет Кабинет Министров Украины, на ее основании разработают законопроект о государственной региональной политике и представят на утверждение в Верховную Раду Украины.

Каковы же перспективы Украины и Крыма в вопросах региональной политики? Их оценил по просьбе журналистов Явуз Милдон. Прежде всего он отметил, что Конгресс местных и региональных властей Совета Европы активно сотрудничает с представителями украинской власти и делегацией Украины в Конгрессе, мониторинговые отчеты относительно положения местных региональных демократий готовятся регулярно.
«Нет идеальной демо­кратии. Украина — одна из немногих стран Европы, которая без каких-либо оговорок ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Мы с пониманием относимся к трудностям, которые существуют в Украине, поэтому уже в четвертый раз организуем конференции по тематике регионального развития Украины», — сказал президент Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

По его словам, проблемы, которые возникают перед такой большой по территории и населению страной, как Украина, отличаются от проблем более маленьких в этом отношении стран Европы. Понимая это, в Совете Европы с вниманием отнеслись к процессу разработки новой концепции государственной региональной политики Украины и по просьбе профильного украинского министерства уже готовят экспертизу этого документа.

«Мы всегда уважали и уважаем те особенности в организации публичной власти на местном и региональном уровнях, которые существуют в Украине, — сказал Я. Милдон. — Готовы углубить наше сотрудничество с Автономной Республикой Крым и, при вашем обращении в Совет Европы, рассмотреть его формы».

Президент Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей отметил, что Советом Европы признается разнообразие организации самоуправления в странах и не навязывается какая-то одна система. Единственный принцип, о котором он сказал, — региональные органы власти должны брать на себя полномочия не муниципалитетов, а определенные компетенции центральной власти. Также прозвучало мнение, что украинскому правительству следует воспользоваться географическим положением своей страны и, учитывая то, что она граничит с Европейским Союзом, развивать с ним сотрудничество.

Не стал Явуз Милдон прямо отвечать на вопрос, может ли федерализация решить проблемы Украины. Он напомнил, что среди стран, входящих в Совет Европы, есть федеративные — Испания, Италия, Германия, Российская Федерация. Регионы в них имеют широкие полномочия, в своих парламентах принимают региональные законы, а где-то даже и конституции. Однако не стоит вопрос о распространении этой системы везде, подчеркнул он, этот выбор каждая страна делает самостоятельно, и есть много факторов (экономических, социальных; наличие национальных меньшинств), которые на него влияют.

По поводу того, есть ли у европейцев намерение помогать слабым регионам, Я. Милдон пояснил, что у Совета Европы три главных принципа: демо­кратия, права человека, правовое государство. А вот система экономической помощи не предусмотрена. Но, по его мнению, выполнение этих принципов гарантирует экономическое развитие.

Свою точку зрения по каждой из затронутых тем высказал также министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида. В частности, он отметил, что цель государственной региональной политики для любой страны — это стремление детенизировать экономическое, политическое, социальное, информационное, культурное пространства и создать такие условия, чтобы каждый гражданин мог себя реализовать и получить определенные публичные услуги на уровне государства или местных органов самоуправления.

В. Куйбида считает, что Украина сейчас не только не может достичь этой цели, но даже и движется не в том направлении. «Статистика показывает, что мы, наоборот, отдаляемся от этой цели, а это не способствует ни консолидации нации, ни пониманию друг друга. Значит, необходимо менять концепцию этой региональной политики». Это и стало причиной того, что была начата работа над новой концепцией с привлечением экспертов Совета Европы и лучших отечественных специалистов, пояснил он.

По мнению В. Куйбиды, в Украине нет противоречий между регионами, а есть диспропорция социально-экономического развития регионов, которую надо выравнивать. Нет и «бедных» территорий, для каждой надо искать механизмы саморазвития, базируясь на природных преимуществах, развивая их. «Сделать регион привлекательным — дело в первую очередь региональной власти — не Центра, но ответственность за это мы не можем возложить только на региональную власть, потому что у нее недостаточно полномочий и ресурсов, — сказал В. Куйбида. — Потому сегодня стоит задача по децентрализации власти и ресурсов. Это означает проведение не только административно-территориальной реформы, но и бюджетной, и налоговой. Разумеется, в таком государстве, как Украина, должны быть и фонды выравнивания».

Крымское видение новой региональной политики озвучил Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко, подчеркнув, что следует четко придерживаться принципов, которые заложены в Европейской хартии местного самоуправления, и четко разграничить полномочия между органами местного самоуправления и государственной власти. Он привел ряд примеров из практики, когда полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления переплетаются, в том числе и при принятии бюджета, при управлении объектами коммунальной собственности, земельными отношениями. Необходима и четкая административно-территориальная реформа, считает А. Гриценко. В качестве примера он напомнил, что в Ялтинский городской совет депутаты избираются жителями всей Большой Ялты, а в ее состав входят сельские и поселковые советы, которые имеют точно такие же полномочия, как и город, из-за чего возникают противоречия.

Глава крымского парламента видит развитие регионов, прежде всего, в децентрализации финансовых ресурсов, чтобы местные советы могли реализовывать собственные полномочия и те, что делегированы им государством.

Сегодня, привел А. Гриценко еще один пример, в Автономной Республике Крым практически все 14 сельских регионов, независимо от размера своих территорий, дотационные, потому, решая проблему финансирования, надо пересмотреть вопросы отчисления в государственный и местный бюджеты, чтобы финансовая обеспеченность местных советов была гарантирована законодательством Украины, чтобы этих ресурсов было достаточно каждому сельскому совету для решения на своей территории проблем социально-экономического развития, жилищно-коммунального хозяйства.

Говоря о применяемом сейчас принципе централизованного сбора средств и перераспределения их по регионам, А. Гриценко отметил, что автономия смогла освоить только 3% из этих финансовых ресурсов, а почти 30 млн были возвращены в бюджет. Причина — Закон о госзакупках, который не позволяет органам местного самоуправления оперативно и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, а также из-за невозможности самостоятельно их перераспределять. Это происходит только после внесения корректировок в Киеве. Такую практику спикер крымского парламента считает неправильной: «Если региону дали полномочия и ресурсы, то каждый регион должен ими самостоятельно распоряжаться».

А. Гриценко обратил также внимание на то, что районные советы лишены возможности формировать свои исполнительные органы власти, а с назначаемыми районными администрациями у них постоянно возникают конфликты из-за того, что их функции дублируются.

Корректируя модель управления, надо использовать накопленный опыт, считает А. Гриценко, и адаптировать законодательство к реальным жизненным условиям. Тогда будет меньше противоречий, проблем, тогда каждый регион будет развиваться, и лозунг «Сильные регионы — сильное государство!» будет реализовываться через новую модель и новую законодательную базу Украины.

В ней, по его мнению, должны быть усилены и позиции автономии. Что касается приоритетов, то Анатолий Гриценко сказал: «Безусловно, Крым — привлекательный регион, и проблемы его развития не должны решаться лишь на уровне региона. Например, курортно-рекреационный комплекс требует не только значительных инвестиционных финансовых ресурсов, но и нормативно-правовой базы и серьезной поддержки Украинского государства. Это та база, на которой может развиваться не только Крым, но и вся Украина».

"Крымские известия"