Анатолий Гриценко: «В нашей стране до сих пор отсутствуют и политический консенсус, и политический компромисс…»

29.12.2009

Интервью Председателя Верховной Рады АРК А. Гриценко газете "Международный курьер"

1. Что для Вас, как коренного крымчанина, отдавшего многие годы работы всестороннему развитию полуострова и укреплению благосостояния жителей автономии, означает сегодня понятие Крым?

Крым – это действительно очень емкое, очень многозначное понятие. Для каждого Крым воспринимается в соответствии с его судьбой, с его представлениями. Для меня Крым – это Родина и этим сказано все. Сегодня, уже в зрелом возрасте, я понимаю, что человека формируют первые годы жизни – время его становления как личности. А именно с Крымом связаны мои детские годы, а также юность с ее ожиданиями и надеждами. Здесь я узнал и понял многие, важные для каждого человека вещи: и дружбу, и любовь, готовность отвечать за свои поступки и умение держать удар. Многое дала служба на Черноморском Флоте. Неоценимой школой жизненного опыта стали первые шаги в трудовой деятельности. А когда был избран депутатом, вначале местного уровня, а затем и Верховной Рады Крыма, то впервые осознал, что такое ответственность, что такое политическая борьба. Я понял, в чем смысл принципиальности, когда нужно, отстаивая свои позиции и права своих избирателей, порой идти на очень серьезные шаги. Сегодня, уже во второй раз, находясь на должности главы крымского парламента, я хорошо усвоил, что только жесткая и последовательная позиция в отстаивании интересов автономии может привести к желаемому результату. Это, прежде всего, связано с тем, что не прекращаются попытки центральных властей снивелировать полномочия автономии. Центральные министерства и ведомства порой забывают или делают вид, что забывают, о самом существовании автономного образования в составе государства Украина. Поэтому на каждом уровне центральной власти приходится преодолевать сопротивление чиновников. В этой связи я очень надеюсь, что предстоящие президентские выборы, которые, по моему убеждению, должны во многом изменить восприятие Крыма на киевских холмах, приведут к тому, что Крым, используя свой автономный статус, начнет интенсивнее двигаться к своему процветанию.

2. С какими результатами автономии удалось пережить первую волну экономического кризиса? В чем слабые стороны, а в чем кроется потенциал для роста экономики АРК?

Прежде всего нужно отметить, что практически до конца прошлого года экономика Крыма динамично развивалась. За сравнительно небольшой срок, с марта 2006 года, когда был избран нынешний состав Верховной Рады автономии, Крым, который находился по основным показателям социально-экономического развития на последних местах среди регионов Украины, по итогам 2008 года занял 15-е место, а по отдельным показателям входит в первую пятерку. За последние три с половиной года в республике были разработаны и начали действовать 44 целевые программы по наиболее актуальным направлениям экономической, социальной и гуманитарной политики. При этом хочу сказать, что и сегодня, несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, из бюджета республики продолжают финансироваться 26 республиканских программ. Важную роль в достигнутых успехах сыграло принятие Кабинетом Министров Украины в 2007 году Государственной программы социально-экономического развития АРК на период до 2017 года, когда Кабинет Министров возглавлял В.Ф. Янукович. А если говорить о конкретных результатах и показателях, то следует отметить, что объем реализованной промышленной продукции за 2006-2008 годы увеличился в 1,7 раза по сравнению с предыдущим трехлетним периодом. Точно такой рост отмечен и в строительной отрасли, а в цифрах – это свыше 1,3 млн. квадратных метров жилой площади. Удалось завершить многие долгострои, в частности ввести в эксплуатацию Крымскую республиканскую универсальную научную библиотеку им. И. Франко, строительство которое длилось более 16 лет, и многие другие объекты. Всего же за счет бюджетных средств было закончено строительство 640 объектов.

Одной из важнейших задач, которые мы перед собой поставили еще в 2006 году, стала газификация сельских районов Крыма. За счет различных источников было построено более 750 км газопроводов, что позволило дать газ в дома десятков тысяч людей. Тем самым уровень газификации в сельской местности автономии удалось довести почти до 60 процентов от потребности, тогда как на начало 2006 года этот показатель равнялся лишь 24 процентам, и Крым занимал 24-е место среди регионов Украины.

Существенные позитивные перемены произошли и в аграрном секторе. Последние два года в республике выращиваются высокие урожаи зерновых – свыше 1млн. 700 тысяч тонн зерна.

Положительная динамика достигнута также в производстве продукции животноводства, растениеводства, вовлечении в оборот пахотных земель. За этот период заложено 7,3 тыс. га новых садов и виноградников. Поэтому не случайно республика по темпам развития сельскохозяйственного производства в 2008 году заняла первое место в Украине, а сегодня продолжает входить в число лидеров.

Существенным подспорьем в стимулировании производственной сферы в автономии явилась принятая в 2006 году Республиканская программа по поддержке промышленных предприятий через механизм удешевления кредитов, которая позволила им сформировать финансовый ресурс в сумме 650 млн. грн. Участвовавшие в программе предприятия на 20 процентов увеличили отчисления в бюджет, на 12-14 процентов – объемы производства. Позднее такая практика поддержки была распространена и на сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности.

Учитывая очень сложную экономическую ситуацию нынешнего года, крымским парламентом было принято на основе имеющихся у автономии полномочий решение о стимулировании деятельности местных производителей подакцизных товаров с тем, чтобы увеличить поступление акцизного сбора в доходную часть республиканского бюджета и тем самым не только избежать его дефицита, но и направить дополнительно полученные средства на удовлетворение первоочередных нужд – оплату энергоносителей, финансирование бюджетных учреждений, социальных программ.

Этим решением мы сумели поддержать крымские предприятия, производящие винно-водочную продукцию, такие как "Массандра", "Новый свет", "Коктебель", "Магарач" и др. Надо сказать, что необходимый эффект был достигнут. В результате, нам удалось в октябре - декабре текущего года (по состоянию на 09.12.09) привлечь173,3 млн. грн. в бюджет автономии.

Хотел бы отметить, в какой-то степени, вынужденность данной меры. Ведь если в 2007 году мы получили из Киева на финансирование Программы социально-экономического развития республики 251 млн. грн., в 2008 году – 51 млн. грн., то в нынешнем году – ни копейки. Несмотря на это обстоятельство, предпринятые нами меры не нашли поддержки в Кабинете Министров Украины, и мы были вынуждены обратиться в суд, который признал действия Кабмина Украины в данном вопросе незаконными. Вот так в очередной раз автономии приходится отстаивать свои полномочия перед центральной властью.

Также хочу сказать, что все более ощутимый вклад в экономику автономии вносит малый бизнес. По его развитию и финансовой поддержке автономия находится в первой пятерке регионов, а по количеству малых предприятий на 10 тысяч человек занимает второе место в стране. Как результат, поступления налогов в бюджеты всех уровней от деятельности этого сектора экономики за последние два года увеличились на 78 процентов и достигли 22 процентов от всех поступлений в бюджеты всех уровней.

На основе достигнутых позитивных результатов в реальном секторе экономики нам удалось кардинально улучшить финансирование важнейших отраслей социальной сферы. Так, за последние три с половиной года на образование из всех источников финансирования было направлено почти 4 млрд. 934,7 млн. грн., что на 3 млрд. 405,3 млн. грн. больше, чем за предыдущие три года.

То же можно сказать о здравоохранении, на нужды которого за это же время было выделено 2 млрд. 778,7 млн. грн., что также существенно больше, чем за предыдущие три года. В кризисном, 2009 году, отрасль здравоохранения профинансирована из республиканского и местных бюджетов в сумме 1 млрд. 100 млн.грн.

3. Какие преимущества для Крыма дает автономный статус республики и в чем Вы видите главные направления повышения эффективности взаимодействия между Симферополем и Киевом?

Автономный статус республики позволяет Верховной Раде формировать правительство – Совет министров АРК и назначать Председателя Совета министров по согласованию с Президентом страны. И если во многих регионах страны облсоветы и администрацию возглавляют представители разных политических сил, то у нас Верховная Рада и Совет министров выступают как единая сила. А команде единомышленников удается достичь гораздо больших успехов, потому что не приходится тратить силы на борьбу друг с другом или выяснение отношений. И прежде всего это касается воплощения в жизнь полномочий автономии в сфере социально-экономического развития. Продолжая предыдущий вопрос, хочу сказать, что в Крыму была принята уникальная программа (аналогов в Украине нет) "Здоровье крымчан". Рассчитанная до 2012 года. Благодаря ей в соответствии с направлением лечащего врача крымчане могут бесплатно проходить диагностические исследования, причем с каждым годом их перечень расширяется. На реализацию программы в 2008 году направлено 23 млн. грн., в 2009 году – 29,8 млн.грн. Кроме того, эта программа включает в себя и заботу о медицинских кадрах: за два года мы подняли оплату труда сельских медиков почти вдвое, предусмотрев различные надбавки за стаж и оказание материальной помощи.

Крым является единственным регионом в Украине, где, несмотря на финансовые трудности, сохранены льготы инвалидам общего заболевания по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Особое место в проводимой в республике социальной политике занимают ветераны Великой Отечественной войны. В рамках Программы жизнеобеспечения, реабилитации, социальной защиты пожилых граждан и инвалидов из бюджета автономии было направлено 6 млн. грн. на реконструкцию и капитальный ремонт Республиканского госпиталя ветеранов войны. И сегодня этот, обеспеченный всем необходимым, госпиталь является одним из лучших медучреждений такого типа в Украине. Ежегодно 600 ветеранов войны за средства бюджета автономии имеют возможность отдохнуть и поправить здоровье в курортно-оздоровительном комплексе "Россия" в Ялте.

Решением Верховной Рады автономии 2010 год объявлен в Автономной Республике Крым Годом ветеранов Великой Отечественной войны. В ходе подготовки к празднованию 65-летия Великой Победы мы проведем депутатские слушания, на которых обсудим дальнейшие шаги по улучшению социального, медицинского, курортного, бытового, транспортного обеспечения крымских ветеранов, что считаем своим святым долгом перед поколением победителей.

Верховная Рада нынешнего созыва внесла серьезные изменения в систему поощрения добросовестного и самоотверженного труда крымчан, стремления молодежи к учебе и творчеству.

Учреждено по 25 премий автономии лучшим педагогам и медицинским работникам по 10 тысяч грн. каждая. По решению депутатского корпуса 50 студентам вузов автономии за отличную учебу и научную деятельность ежемесячно выплачиваются именные премии автономии в размере 1484 грн. каждая.

За научные достижения в сфере приоритетных направлений развития Крыма студенты крымских вузов также получают 10 премий по 10 тысяч грн. каждая. Учреждены 10 грантов в размере 1250 грн. в месяц молодым ученым Крыма, а более 500 лучших школьников (то есть по одному из каждой школы автономии) за успехи в учебе ежемесячно получают по 140 грн.

Кроме того, 10 стипендий АРК (в размере 2 тыс. грн. в месяц) установлены ведущим спортсменам и их тренерам и 10 стипендий АРК получают ведущие спортсмены-инвалиды.

7 ежегодных премий имени А. Караманова в размере 2500 грн. каждая учреждены для студентов Крымского республиканского высшего учебного заведения "Симферопольское музыкальное училище имени П. Чайковского".

4. Для большинства жителей Украины и ближнего зарубежья Крым – это прежде всего отдых и туризм. Традиционными в то же время остаются нарекания гостей полуострова на высокие цены и недостаточное качество сервиса. За счет чего, по Вашему мнению, Крым сможет выдержать конкуренцию с другими курортами и сохранить статус самого популярного места отдыха на просторах СНГ?

Нынешнее состояние крымского курорта и все, связанное с его инфраструктурой, серьезно отстает от возросших потребностей прибывающих сюда гостей. Нисколько не снимая ответственности за нерешенность этой проблемы с самих крымчан, в особенности с тех, кто руководит этой отраслью в масштабах автономии, и тех, кто является владельцами или менеджерами крупных курортно-рекреационных учреждений и предприятий, все-таки должен отметить, что многие курортные проблемы крымского региона отражают те уродливые перекосы, которые существуют сегодня в украинской экономике в целом и в налоговой сфере в частности. Очень трудно конкурировать крымским здравницам с аналогичными предприятиями ближнего и дальнего зарубежья. Курортный бизнес буквально задавлен непрекращающимися проверками и, как правило, в разгар сезона. А подзаконные акты, регламентирующие деятельность курортной сферы в Крыму, растут, словно снежный ком. С другой стороны, многие насущные проблемы курортной отрасли не решаются в связи с отсутствием необходимых для этого законодательных актов. В качестве одного из примеров могу привести практику деятельности так называемых частных гостиниц и мини-пансионатов, которые, находясь в более выгодных условиях конкуренции, не только не приносят никаких доходов ни крымской, ни государственной казне, но и остаются вне поля зрения тех структур, которые должны регулировать деятельность этих предприятий. Наши неоднократные обращения в Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины о легализации деятельности указанных объектов остаются без ответа. Принятый в 2000 году Закон Украины "О курортах" определяет сложную, требующую вложения больших финансовых средств процедуру придания природным территориям статуса курортных. Это в нынешних кризисных условиях не по силам органам местного самоуправления и, в итоге, не защищает перспективные курортные территории от застройки непрофильными объектами. Кроме того, Закон Украины "О курортах" не определяет пути и механизмы совершенствования курортной сферы. Очень надеюсь, что в ближайшее время у новой центральной власти дойдут руки и до реформирования курортной отрасли. Крымчане готовы в этом участвовать. Тем более что у нас имеются серьезные наработки.

5. В последние годы Вы являлись сторонником широкого компромисса между политическими силами в Украине. Как Вы оцениваете шансы достижения долгосрочного компромисса между ведущими партиями в Украине после президентских выборов?

 К сожалению, о достижении какого-либо компромисса между политическими силами в Украине сегодня говорить не приходится. А сейчас, когда до президентских выборов остается совсем небольшой срок, ведущие политические силы вступили на тропу холодной войны, войны компроматов и черных пиар-технологий. После падения Советского Союза на волне эйфории от слома однопартийной системы политические партии стали появляться, как грибы после дождя. И многим тогда казалось, что это достижение свободы и демократии. Сегодня с сожалением можно констатировать, что период общегосударственного партийного строительства недопустимо затянулся. Многие надеялись, что в этом процессе выкристаллизуются крупные политические игроки на политической арене, а мелкие, слабые перестанут существовать. В украинской действительности такого не произошло. На сегодняшний день, например, в Крыму зарегистрировано 157 отделений различных партий. Следовательно, пока невозможно говорить о политической структуризации общества. И именно это, на мой взгляд, является основной причиной того, что до сих пор в нашей стране отсутствуют и политический консенсус, и политический компромисс по тем или иным вопросам.

6. Часто приходится слышать утверждение, что именно в Крыму находят электоральную поддержку отдельные маргинальные в масштабе страны политические силы. В чем, на Ваш взгляд, причина этого явления и в чем вы видите отличительные черты крымского избирателя?

Во-первых, я должен сказать, что крымский избиратель, на мой взгляд, в последние годы проявляет достаточную выдержку, мудрость и последовательность в своем выборе. Я убежден, что в безвозвратное прошлое канули те политики, которые пытались (а порой эти попытки достигали цели), спекулируя на понятных чувствах избирателя, потешить собственные политические амбиции. Периодически получая власть в автономии в недалеком прошлом, эти политики полностью скомпрометировали себя, потому что были способны только последовательно утрачивать завоеванные автономией полномочия и сдавать занятые позиции. Остатки данных политических сил и сегодня действуют в автономии, но я с вами согласен, они перешли на уровень маргинальных объединений, пользующихся минимальной электоральной поддержкой. Эксплуатируя заезженные политические формулы и высасывая из пальца надуманные проблемы, эти деятели не способны объединить крымское общество, а лишь вносят в него раздрай и ожесточение. Я убежден, что предстоящие выборы в крымский парламент и местные органы власти автономии окончательно покажут всю бесперспективность подобных подходов в крымской политике.

7. Раскол в крымской Партии регионов стал информационным событием общеукраинского масштаба. Не секрет, что политические оппоненты выдвигает против Вас довольно серьезные обвинения. Мы также помним августовские демонстрации с требованиями Вашей отставки. Что, по Вашему мнению, лежит в основе этого скандала и каковы перспективы его урегулирования?

 Я неоднократно говорил и могу повторить вновь, что никакого раскола в Крымской организации Партии регионов не было и сегодня не существует. Партия нашла в себе силы очиститься от тех деятелей, в том числе и в руководстве Крымской организации, которые использовали партию в качестве стартовой площадки для реализации своих непомерных амбиций. Василий Киселев, стремившийся создать в нашей организации режим личной власти, нарушавший элементарные нормы внутрипартийной демократии, искоренявший любые проявления инакомыслия, получил строгую партийную оценку, и сегодня, уже не скрывая своего политического лица, продолжает клеветать на партию и ее лидера Виктора Януковича. Излечившись, так сказать, хирургическим путем от этого нарыва, партийный организм сегодня пребывает в полном здравии и активно участвует в предвыборной президентской кампании. Ну, а в том, что последыши так называемой киселевщины, до сих пор не смирившиеся со своим поражением на партийном уровне, попытались внести раздрай и на парламентский уровень, нет ничего странного. Войдя в альянс с теми силами, которые традиционно противостоят Партии регионов в Крыму, они перенесли противостояние в парламент автономии. Они уже дважды затевали мини-путчи в Верховной Раде Крыма, которые тут же проваливались, а сами путчисты понесли серьезные потери своих властных полномочий. Я далек от мысли, что крымскую власть не за что критиковать, что в моей работе и в работе моих единомышленников не было недостатков и ошибок. Тем не менее нам есть о чем сказать избирателям, прямо глядя им в глаза. И мы войдем в предстоящую предвыборную кампанию по выборам в Верховную Раду АРК и местные советы с серьезным багажом добрых дел и реализованных планов.

8. Готовы ли Вы найти позитивные моменты в деятельности начальника крымской милиции Геннадия Москаля или рассматриваете его активность исключительно в предвыборном ключе?

Я абсолютно убежден, что деятельность в Крыму народного депутата Украины Г. Москаля в ближайшее время станет предметом серьезного расследования. Оказавшись в этом кресле в нарушение требований Конституции Автономной Республики Крым, которые предусматривают предварительное согласование назначения с Верховной Радой автономии, он цинично и публично на протяжении нескольких месяцев плюет и на Конституцию, и на действующее законодательство, каждый раз находя какие-то оправдания для того, чтобы незаконно сидеть в двух креслах – в Верховной Раде Украины и Главном управлении МВД Украины в Автономной Республике Крым. Дело в прецеденте, который выходит за рамки крымского региона. До Г. Москаля никто не решался так нагло использовать свое служебное положение в чисто политических целях. Выполняя политический заказ, Г. Москаль не страшится наказания за свои незаконные действия, потому что закрыт, как броней, депутатской неприкосновенностью. Кстати, именно группа "Народная самооборона", в которую входит Г. Москаль, на всех перекрестках кричала о необходимости скорейшего лишения депутатов иммунитета, а лидер этой группы и нынешний министр внутренних дел Украины Юрий Луценко не уставал повсеместно провозглашать лозунг о том, что закон один для всех. В крымской ситуации выходит, что закон для Г. Москаля ничего не значит, а теми, кого он политически преследует, должен выполняться безукоризненно. Подобные двойные стандарты в правовом обществе недопустимы. Как известно, именно соблюдение базового принципа презумпции невиновности является отличительной чертой демократических государств в отличие от тоталитарных режимов, где этот принцип вообще не используется. Поэтому нельзя не видеть чудовищного несоответствия заявленного в украинской Конституции статуса нашей державы как правовой и демократической и той борьбы, которую ведет с принципом презумпции невиновности господин Москаль. Возомнив себя этаким капитаном Жегловым наших дней, отставной генерал Москаль без суда и следствия, а лишь на основании то ли политических, то ли своих личных предпочтений направо и налево навешивает ярлыки воров и бандитов, обещает закрыть и посадить именно тех крымчан, которые являются политическими оппонентами БЮТа и вошедшей с ним в альянс "Народной самообороны". Опасность для общества такой позиции состоит еще и в том, что все силы крымской милиции по указанию Г. Москаля брошены на выполнение этих политических заказов. В то же время мы наблюдаем в Крыму значительный рост тяжких преступлений и других правонарушений, которые остаются нераскрытыми, а виновники этих преступлений не понесли наказания. В связи с этим я поддерживаю мнение народного депутата Бориса Колесникова, который недавно заявил, что действия Г. Москаля в ближайшее время получат жесткую правовую оценку.

9. Является ли недавний инцидент, связанный с покушением на жизнь председателя меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева, свидетельством реальной угрозы радикализации межэтнической и межрегиональной ситуации в Крыму?

Продолжая предыдущую тему, хочу сказать, что никаких законных оснований говорить о якобы покушении на жизнь народного депутата М. Джемилева на сегодняшний день обществу не представляется возможным. Конечно, в крымской межэтнической ситуации не все так просто и гладко, тем более, что постоянно находятся желающие в угоду своим политическим целям эту ситуацию обострить. Однако мудрость и толерантность крымчан, представителей всех национальностей и народностей, проживающих на полуострове, являются залогом того, что мы не позволим экстремистам разрушить наш общий дом. Крымская власть сделала и продолжает делать многое для того, чтобы ранее депортированные народы, другие этносы чувствовали себя комфортно в автономии. Оказывается содействие тем крымским народам, которые еще недавно были на грани исчезновения. Я имею в виду крымчаков и караимов. Восстанавливаются святыни крымских народов, такие как армянский монастырь Сурб-Хач и караимская кенасса в Евпатории. Обобщая сказанное, можно сказать, что никаких реальных оснований для радикализации крымской межэтнической ситуации сегодня не существует.

10. Какие ожидания и планы руководство автономии связывает с грядущим годом?

У меня, как и у остальных граждан нашей страны, главные ожидания в будущем году связаны с итогами президентских выборов. Ситуация, сложившаяся в нашей стране в экономической, политической и социальной сферах, в вопросах военной реформы, системы судебной власти, достигла такого предела, за которым появляется угроза самого существования государства. Поэтому новый глава украинской державы должен взять на себя огромный груз ответственности за дальнейшее развитие независимой Украины, идущей по пути всеобъемлющих преобразований. С этим же связаны и надежды на улучшение ситуации в крымской автономии. Я убежден, что единственное автономное образование в составе государства Украина требует большего внимания со стороны центральной власти. Я бы даже усилил этот тезис и сказал так: острейшим образом стоит вопрос реализации уже имеющихся полномочий автономии, к которым современный украинский истеблишмент порой относится не только неуважительно, но и полностью ими пренебрегает. Убежден, что в будущем году должны произойти качественные изменения в отношениях между центром и крымской автономией. И власть, наконец, поймет, что процветающий, политически, экономически и межэтнически стабильный Крым – веский аргумент в дальнейшем продвижении Украины в семью цивилизованных государств.