Морские ворота Крыма: проблемы и перспективы

22.12.2009

Трудно переоценить значение Керченского морского транспортного узла. Керчь действительно является морскими воротами нашего полуострова, обеспечивая транспортное сообщение с Российской Федерацией, да и всей Евразией. Грузовой и пассажирский поток обслуживают Керченский торговый порт, паромная переправа и частная компания ДП «ТИС-Крым». Как справляются они со столь важной, поистине стратегической задачей, каковы перспективы развития транспортных структур? Эти вопросы были поставлены еще на депутатских слушаниях «О развитии транспортного комплекса Автономной Республики Крым», которые прошли в Верховной Раде АРК. И Постоянной комиссии ВР АРК по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу, которую возглавляет Виктор Агеев, было поручено детально изучить ситуацию и выработать предложения по развитию морского транспорта, вынести их на рассмотрение Верховной Рады автономии, подготовить рекомендации органам местного самоуправления.

По словам В. Агеева, комиссия уже получила соответствующую информацию Министерства промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса АРК. Был сделан запрос о государственных планах по развитию Керченского морского узла и в Министерство транспорта и связи Украины.

Несмотря на кризис, в этом году перевозки и обработка грузов в порту возросли, и это, по мнению В. Агеева, говорит о наметившихся перспективах увеличения грузопотоков. Однако, отметил он, ситуация на транспортных предприятиях Керченского региона во многом зависит от того, насколько слаженно они будут сотрудничать с портами и другими службами Российской Федерации. Не секрет, что антироссийская политика центральных органов власти Украины приводит к демпинговым процессам, а это сказывается на работе предприятий не лучшим образом.

Согласно государственной концепции развития морского транспорта, в том числе портов, отрасль стоит на пороге реформирования. Председатель постоянной комиссии напомнил также об обращении Верховной Рады АРК к правительству Украины по поводу создания транспортного коридора в связи с планированием строительства Черноморской окружной дороги. В нее целесообразно было бы включить и участок Херсон—Керчь, так как это даст импульс развитию железнодорожного и морского транспорта в автономии.

О том, как выглядит ситуация в самой Керчи, депутатам рассказали участвовавшие в заседании начальник государственного предприятия «Керченский морской торговый порт» Александр Котовский, начальник службы грузопассажирских перевозок ГСК «Керченская паромная переправа» Владимир Савотин, директор ДП «ТИС-Крым» Сергей Ходько, начальник Крымской таможни Евгений Самсонов, заместитель начальника тыла Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины Владимир Карпиза.

ПОРТ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА. УДОБНО? НЕТ — БЕСПЕРСПЕКТИВНО

Керченский торговый порт, который основан в 1821 году, — старейшее транспортное предприятие. Несмотря на солидный возраст, выглядит вполне современно, имеет всю необходимую для приема грузов технику: 34 портальных крана грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, два автомобильных крана, 50 автопогрузчиков, 6 тягачей.

Общая длина причальной линии составляет 2,650 км. Порт может принимать суда с осадкой до 8 м, а на рейде — без ограничений.

Здесь трудится около двух тысяч керчан. Результаты работы коллектива за девять месяцев текущего года довольно высокие. Все плановые показатели выполнены, нет никаких задолженностей, а уплаченные во все уровни бюджета налоги составили 38 млн грн, из них в местный — 7 млн.

Однако есть у Керченского порта один существенный недостаток: он находится в центре города, в окружении жилых массивов, и это делает невозможным дальнейшее его расширение на суше. Как сообщил А. Котовский, в поисках путей развития был взят в аренду целостный имущественный комплекс бывшего завода «Югсудоремонт». Полностью сделана реконструкция причальных стенок, подведены железнодорожные пути, обновлены и построены складские площади, как открытые, так и закрытые. Вложено около 30 млн грн, и работы продолжаются. Здесь еще планируется создание комплекса по переработке светлых нефтепродуктов мощностью более 0,5 млн тонн в год и сжиженного газа (около 1 млн тонн). Этот проект будет осуществляться до 2017 года. Но уже сейчас аренда имущественного комплекса позволила увеличить грузопоток на 600 тыс. тонн в год.

Ныне проектная пропускная способность Керченского порта — 2,4 млн тонн в год. И предприятие работает на полную мощность, пропуская до 2,6 млн тонн грузов. По словам А. Котовского, задействован каждый метр причала и складской площади.

В нынешнем году после завершения реконструкции морского вокзала в порт стали заходить и круизные лайнеры. Более тысячи иностранных туристов посетило Керчь этим летом.

В 2009-м также реализованы проекты по открытию паромного комплекса Керчь — порты Грузии (Поти и Батуми). В марте началась перевозка железнодорожного состава, а в сентябре — автофур и пассажиров. Сейчас паром делает в Грузию два рейса в неделю.

Продолжается работа с администрацией портов Тамани (Российская Федерация) по возобновлению существовавших прежде пассажирских рейсов. Весной-2010 они должны начать действовать.

Эти проекты завершены, и, можно сказать, возможности для развития порта исчерпаны. Остается вариант его расширения в сторону моря за счет старого мола. Не нарушая правил судоходства, его можно продлить на 180 м, что позволит создать дополнительно 23,5 тыс. кв. м площади и увеличить пропускную способность порта на 0,6—1,0 млн тонн грузов. Однако проект этот очень дорогостоящий — 800 млн грн, а срок его окупаемости — 8,8 лет, что не очень рентабельно.

Более перспективен другой вариант — оставить в черте города на нынешнем месте только Керченский пассажирский порт, а торговый — построить в районе бывших хранилищ железорудного комбината, где выход в море близко, необходимая глубина есть, железнодорожные пути и энергетические сети подведены, да и город не так далеко — с рабочей силой проблем не возникнет.

По словам А. Котовского, они уже обратились к властям с просьбой зарезервировать данный участок для этих целей, но ответа пока не получили. Депутаты решили поддержать эту просьбу и в свою очередь дать такие рекомендации, чтобы не лишить морской порт Керчи перспектив.

СЕГОДНЯ — НАШ, А ЗАВТРА?..

Паромная переправа в Керчи существует 55 лет. Сейчас из четырех судов, которыми она располагает, два работают на линии, а два — в… отстое. И одна из проблем как раз и состоит в том, чтобы списать эти физически и морально устаревшие суда. Они не просто висят на предприятии мертвым грузом, а еще и обходятся ему в 1 млн грн в год расходов на содержание. Но Минтранс Украины, увы, вопрос этот не решает.

Возможности парома-ледокола «Керченский-2», который остается в строю, ограничиваются 215 пассажирами и 31 легковым автомобилем, а автопарома «Ейск» — 175 пассажирами и 17 автомобилями. Но в курортный сезон, когда наплыв пассажиров увеличивается, очереди образуются не из-за малых объемов, заверил В. Савотин. Причина в малой проходимости пропускных пунктов с российской стороны. Она и определила график движения паромов с интервалом в три часа, хотя керчане готовы отправлять их каждый час. Правда, в июле и августе удается договориться о вводе дополнительных рейсов, но только в дневные часы. В остальное время года пассажиропоток значительно снижается.

Несмотря на кризис, показатели паромной переправы по итогам десяти месяцев мало отличаются от прошлогодних: перевезено 397,6 тыс. пассажиров и 210 тыс. тонн грузов, что в сравнении с предыдущим годом составляет соответственно 98,9% и 100,6%.

Пункты пропуска содержатся за счет компании. При этом ей не разрешается вести капитальное строительство, можно только проводить реконструкцию. Несмотря на заманчивое предложение инвестора вложить 5 млн грн на возведение нового здания, в Киеве получить «добро» не удалось. Там отложили «на время кризиса» и уже запланированное строительство зала ожидания. Да и вся разработанная предприятием программа развития Минтрансом не финансируется.

На государственном уровне предстоит решать в скором времени вопросы обновления флота. Действующие паромы приближаются к «пенсионному» возрасту. «Если ничего не делать, то Украина может просто потерять эту линию, — предостерегает В. Савотин, — Россия возьмет инициативу на себя».

ПРЯМОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПАРОМНОЕ СООБЩЕНИЕ ВОССТАНОВЛЕНО

Предприятие «ТИС-Крым» создавалось в рамках соглашения о транспортном переходе, соединяющем Украину и Россию, которое подписали в 2003 году президенты Л. Кучма и В. Путин, а также межправительственного соглашения «Об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Крым (Украина) и Кавказ (Россия), заключенного в ноябре 2004-го.

Таким образом, «ТИС-Крым» реализует инвестиционный проект по строительству и эксплуатации комплекса морской железнодорожной переправы в порту Крым. Суть его состоит в полной реконструкции морально и физически изношенной ранее действовавшей железнодорожной переправы через Керченский пролив. Проект рассчитан на 6,5 млн долларов. Прямое железнодорожное паромное сообщение между Украиной и Россией было восстановлено 1 марта 2005 года. По состоянию на 1 ноября 2009 года перевезено уже 7,8 млн тонн грузов. Предприятие развивалось динамично, объемы перевозок стабильно увеличивались. Но так было только до прошлого года, пока, по словам директора «ТИС-Крым» С. Ходько, Минтранс его не «срезал», хотя никаких задолженностей, задержек по зарплате не было. Причину директор ДП видит в незаинтересованности «Укрзалізницi». Она получает больше прибыли, доставляя грузы в порты Николаева и Одессы, а не в Керчь. Отсюда и невыгодные тарифы, которые предложены «ТИС-Крым».

Изменить эту ситуацию С. Ходько самому не удается, потому он просит о поддержке в решении этого вопроса Верховную Раду АРК. По его словам, если не будут ставить палки в колеса, то вместо 50—100 тыс. тонн груза можно было бы привлекать в Украину до 1 млн тонн.

Остается под вопросом и развитие инфраструктуры предприятия. Обращение в Минтранс Украины о кредитовании строительства современного комплекса с вокзалом и помещениями для персонала осталось без ответа.

ЧТОБЫ ЗА ДЕРЖАВУ НЕ БЫЛО ОБИДНО

Что касается таможенной службы, то к ее работе замечаний нет. Депутат Сергей Бейм отметил, что представители такой всемирно известной компании, как «Бритиш петролеум», восхищались керченской таможенной службой, подчеркивая, что столь слаженной работы им не приходилось видеть.

Таможенная служба в морском порту, по словам Евгения Самсонова, была усилена путем перевода четырех служащих из других регионов Крыма. А проблема очередей на паромной переправе в пик курортного сезона действительно есть. И российская сторона согласилась обсудить ее и принять меры. Намечено российско-украинское совещание на эту тему.

Стараются с честью выполнять свой долг и представители Государственной пограничной службы Украины. Единственное пожелание, которое высказал от их имени Владимир Карпиза: развивая инфраструктуру транспортных предприятий, создавать нормальные бытовые условия и на пропускных пунктах, где несут службу таможенники и пограничники.

После подведения итогов заседания депутаты поддержали предложение председателя профильной комиссии Виктора Агеева рекомендовать Минис­терству промышленной политики, транспорта, связи и ТЭК АРК до 20 декабря подготовить предложения по улучшению работы и развитию морского транспорта и представить в комиссию для подготовки обращения от имени Верховной Рады АРК в Минтранспорта и Кабмин Украины.

«Крымские известия»