Заседание Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по науке и образованию

16.06.2009

На очередном заседании Постоянной комиссии крымского парламента по науке и образованию, которое провел ее председатель Анатолий Жилин, депутаты обсудили ход реформы сферы образования в Автономной Республике Крым, предварительные итоги проведения в Крыму внешнего независимого оценивания знаний выпускников общеобразовательных школ, а также уделили внимание вопросам профилактики наркозависимости среди молодежи. В работе комиссии приняли участие первый заместитель министра образования и науки АРК Владимир Каврайский и ряд специалистов министерств, заместитель директора Симферопольского регионального Центра оценивания качества образования Андрей Ночкин, а также внештатные консультанты-эксперты Постоянной комиссии – ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов и директор гимназии им. К. Д. Ушинского г. Симферополя, президент Крымского отделения ассоциации руководителей школ Украины Игорь Ковалев.

Открывая заседание, Анатолий Жилин проинформировал депутатов о том, что в комиссию поступили представления на присуждение в 2009 году премий Автономной Республики Крым педагогическим работникам общеобразовательных, профессионально-технических, дошкольных, внешкольных и высших учебных заведений, созданных на базе имущества, принадлежащего АРК.  А. Жилин подчеркнул, что кандидатуры на присуждение премий были представлены коллективами учебных заведениях, согласованы на коллегиях городских районных отделов образования, в профильных постоянных комиссиях городских и районных советов, городских и районных профсоюзных комитетах работников образования. Окончательное решение о присуждении премий будет принято на совместном заседании Постоянной комиссии крымского парламента по науке и образованию и коллегии Министерства образования и науки АРК в июне т.г.

Анализируя ход реформы сферы образования в Крыму, участники заседания отмечали, что приведение отечественных образовательных стандартов в соответствие с нормами мирового сообщества дало как положительные, так и отрицательные результаты. В частности, введение 12-летнего обучения в средней школе предполагало снижение чрезмерных нагрузок на ученика (продолжительность учебы для учащихся в старших классах снижена с 40 часов в неделю до 30). Однако в настоящее время, по мнению И. Ковалева, эта проблема не только не решена, но и усугублена тем, что содержание и объем учебного материала не пересмотрены и с каждым годом увеличиваются, а в условиях уменьшения учебных часов большая часть материала переносится на самостоятельную работу ребенка дома. Это фактор приводит к резкому снижению качества образования и активному распространению репетиторства. Кроме того, 12-бальная система оценивания знаний, хотя и более гибкая по сравнению с 5-бальной, но пока не до конца продумана и является одним из шагов к всеобщей малограмотности населения, поскольку критерии оценивания занижены, а разница в оценивании достижений ученика от 10 до 12 баллов сформулирована не четко, и объективность зависит только от отношения учителя.

Еще один аспект реформы образования – внешнее независимое оценивание (ВНО) знаний ученика также вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, педагоги приветствуют ВНО как один из способов борьбы с коррупцией в системе высшего образования и обеспечения равных возможностей для поступления в вузы выпускникам сельских и городских школ. С другой стороны, в данной системе есть проблемы, связанные с качеством тестов, формой организации проведения ВНО, а также большими затратами на его проведение. В ходе обсуждения процессов реформирования сферы образования участники заседания отметили актуальность поднятых вопросов и высказали ряд предложений, направленных на улучшение положение дел в отрасли. Ситуация в системе образования АРК более широко будет обсуждаться на общественных слушаниях «Реформа образования. Ее положительные и отрицательные стороны», которые совместно подготовят и проведут Постоянная комиссия Верховной Рады АРК по науке и образованию, ряд министерств автономии и Крымское отделение ассоциации руководителей школ.

В очередной раз члены комиссии уделили внимание вопросам профилактики наркозависимости среди молодежи. В частности, отмечалось, что профильными министерствами, районными, городскими управлениями образования в молодежной среде проводится значительная информационно-просветительская работа. При этом следует обратить внимание и на работу с родителями, не обеспечивающими необходимое обучение и воспитание детей. Кроме того, следует наладить межведомственное сотрудничество подразделений криминальной милиции по делам детей, служб по делам детей, правоохранительных органов и органов управления образованием в сфере социально-правовой защиты детей, из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. По итогам обсуждения комиссия рекомендовала Министерству по делам молодежи, семьи и гендерной политике АРК продолжать работу в данном направлении и особо обратить внимание на повышение информированности о вреде наркотических веществ и на пропаганду здорового образа жизни.

Депутаты также рассмотрели итоги работы Постоянной комиссии с обращениями граждан и представления к награждениям.

Пресс-центр Верховной Рады АРК