В постоянных комиссиях ВР АРК

Вложили гривну - получили десять

04.06.2009

Вложили гривну — получили десять — так можно определить формулу Республиканской программы финансовой поддержки промышленных предприятий, реализующих инновационные (инвестиционные) проекты, которая уже три года работает в Крыму. Делается это за счет средств бюджета Автономной Республики Крым через механизм удешевления кредитов. Неоднократно заявлялось об эффективности и уникальности этой программы — пожалуй, единственной для регионов Украины. Смогла ли она защитить участвовавшие в этих проектах предприятия от финансово-экономического кризиса и следует ли в связи с ним менять условия льготного кредитования?

Заседание Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу, на котором рассматривались эти вопросы, было выездным. Депутаты и журналисты, побывав в ОАО «Завод «Фиолент», где при поддержке из бюджета автономии реализовывался инновационно-инвестиционный проект «Внедрение прогрессивного оборудования при производстве электроинструмента», имели возможность воочию увидеть результаты программы финансовой поддержки промышленных предприятий.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ СОЗДАВАТЬ

Знакомство с предприятием началось с музея трудовой и боевой славы. В 95-летней истории «Фиолента» действительно много славных страниц. А самое главное его богатство — люди, не устает повторять Александр Баталин. Именно благодаря тому, что удалось сохранить трудовой коллектив, предприятие смогло пережить все предыдущие кризисы и, уверен его директор, выстоит и в нынешнем. Обидно только, что государство не использует потенциал «Фиолента» в полную силу. Заказы чаще поступают из России, чем из Украины. Появилась было в прошлом году надежда, что ситуация изменится, когда центральные власти объявили о решении построить первый отечественный корвет. Собрали лучших специалистов страны, в том числе и из «Фиолента», но до финансирования дело не дошло.

— Оснащение для кораблей на заводе способны делать по самым современным технологиям, в соответствии с европейскими стандартами, но нашей стране это не нужно, — говорит А. Баталин. — Стоит ли этому удивляться, если всего 15% украинских грузов перевозится отечественными кораблями, а остальные Украина фрахтует за рубежом. Между тем у нас все еще есть специалисты, способные создавать суда на мировом уровне. Наше предприятие, например, сертифицировано по европейским стандартам.

Системы управления для кораблей, которые производит «Фиолент», по словам А. Баталина, имеют высочайший уровень интеграции. Крымчане в этом никому не уступают и хотели бы быть полезными своему Отечеству. Обращались к командованию с предложением поменять старое оборудование. Новое — даже по цене ниже, чем то, что давно устарело. Но отклика, увы, пока нет.

И несмотря ни на что, на «Фиоленте» надежды не теряют. Светлые умы завода продолжают разрабатывать новые системы управления, которые могут быть использованы где угодно: от боевого корабля до линии плодоовощного производства, ею может быть оснащен даже трактор с тем, чтобы обеспечивать экономию горюче-смазочных материалов.

— В принципе можно автоматизировать любую систему управления, любой процесс, — говорит А. Баталин, — главное, что на заводе владеют этими технологиями, специалисты сохранены. Здесь работают высокие профессионалы, в том числе кандидаты наук. И это главное богатство «Фиолента» — люди, которые умеют создавать.

Приходится самим искать способы заработать, занять коллектив. Сепараторы, автоответчики, швейные машины и оверлоки, аппараты для лечения парадонтоза… Что только не брались производить, чтобы выжить, но приходилось отказываться от этих идей, когда не удавалось найти рынки сбыта в нужных объемах.

Сейчас на заводе налажено производсто электроинструментов. Это очень сложные изделия, говорит А. Баталин. И приводит такой пример: какова должна быть степень балансировки, чтобы при скорости в 28—32 тысячи оборотов фрезерная машина не вырывалась из рук? Фиолентовцам удалось решить эту задачу.

Качество — один из главных принципов в работе «Фиолента». Во время знакомства с производством А. Баталин заостряет на этом особое внимание. Каждая деталь, говорит он, проходит паспортизацию перед тем, как попасть в серийное производство.

Крымское качество оценили на Западе. Но и с ним пока не удается наладить сотрудничество. Проблема в том, что не знают о «Фиоленте» западные покупатели. Они готовы переплачивать за продукцию фирмы «Bosch» в два раза лишь потому, что ее бренд хорошо «раскручен». И она продолжает вкладывать от 10 до 15 млн евро в год на рекламу. А «Фиоленту» согласно финансовому плану, который утверждает государство (завод находится в его собственности), на рекламу разрешается тратить всего 500 тыс. грн.

Да что говорить о европейцах, если даже в Крыму мало кто знает о возможностях «Фиолента». Некоторые депутаты не скрывали, что о многом услышали впервые, благодаря проведенной лично директором экскурсии по заводу.

Сегодня на «Фиоленте» работает около 1800 человек. Сохранен не только коллектив, но и все производственные площади, в аренду ничего не отдано.

А. Баталин показал оборудование, которое было куплено с помощью средств из крымского бюджета. И хотя оно стоит 800 тыс. евро, а возмещено было всего 250 тыс. грн, все равно, по его словам, это было неплохое подспорье и главное — сильная моральная поддержка.

Таких станков в Украине всего 4—5 комплектов. Без него шлифовка деталей доводилась вручную. А он, работая круглосуточно, не только высвобождает руки, а еще и позволяет добиваться более высокого качества. Его обслуживает один наладчик — специалист с высшим образованием. Каждый такой станок заменяет 10—12 рабочих. Но делается это не для того, чтобы сократить людей, подчеркивает А. Баталин, а потому что требуется обеспечить высокую точность при производстве таких деталей. Человек может сделать их в таком высоком качестве до 10 штук за смену, а автомат — 1000. Он работает в одном режиме, в одинаковых фазах. Так что в данном случае приходится учитывать человеческий фактор.

Получаемые детали нельзя трогать руками. Они изготовлены по технологии будущего, уверяет директор «Фиолента», и в этом смысле крымский завод опережает время. Его специалисты уже закладывают основу для того, чем будет заниматься коллектив в 2010—2013 годах.

Сегодня, несмотря на финансовые трудности, социальная помощь фиолентовцам по-прежнему выплачивается исправно. Она предусмотрена для мам при рождении ребенка и когда он идет в школу. Выделяются также материальная помощь к юбилейным датам, лечебное пособие при уходе в отпуск, 13-я и 14-я зарплаты.

Каждый молодой специалист, приходя на «Фиолент», действительно вливается в большую трудовую семью. Работа эта перспективна и хорошо оплачивается, особенно для тех, кто обладает хорошими знаниями, умеет и любит трудиться.
ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, И НЕ ТОЛЬКО ФИНАНСОВАЯ

Механизм льготного кредитования предприятий разработан в Крыму еще в 2001—2002 годах. Кстати Александр Баталин, являясь тогда депутатом Верховной Рады АРК, был одним из инициаторов такой финансовой поддержки предприятий. Однако реальные средства стали закладываться в республиканский бюджет на эти цели только при нынешнем составе крымского парламента и правительства.

Предприятия, которые благодаря полученной из бюджета помощи смогли провести реконструкцию и модернизацию своих производств, внедрить новые технологические процессы и энергосберегающие технологии и оборудование, увеличили объемы производства на 12—15% и соответственно — платежи в бюджет на 10—20%. За это время в экономику республики привлечено более 200 млн грн кредитных ресурсов, создано свыше 650 новых рабочих мест, а затраты на топливно-энергетические ресурсы сократились почти на 12 млн грн.

Называя эти цифры, председатель профильной комиссии Виктор Агеев привел также в качестве примера ряд предприятий, которые, благодаря финансовой поддержке из бюджета, смогли сделать значительный шаг вперед. Международный аэропорт «Симферополь» завершил модернизацию аэровокзального комплекса и повысил качество оказываемых услуг пассажирам; ОАО «Пивобезалкогольный комбинат» создало собственную ТЭС с использованием современных энергосберегающих технологий; ОАО «Шархинский карьер» ввело в эксплуатацию дробильно-сортировочный завод.

Вместе с тем, отметил В. Агеев, в проекте, к сожалению, не участвуют предприятия теплоэнергетики, водоканализационного хозяйства, которые остро нуждаются во внедрении энергосберегающих технологий. Известно ведь, что в соответствии с решениями Кабмина Украины до конца года необходимо на 25% сократить потребление природного газа.

Такая же ситуация, по словам председателя постоянной комиссии, в сфере производства строительных материалов, в легкой промышленности. В. Агеев считает, что необходимо расширять круг предприятий, которые получают поддержку из бюджета, и во многом это зависит от профильных министерств. Вместе с тем председатель комиссии отметил, что финансово-экономический кризис оказал негативное влияние и на те предприятия, которые участвуют в республиканской программе, предложил обсудить, необходима ли корректировка действующего порядка оказания финансовой поддержки в связи со сложностями по наполнению бюджета.

За ужесточение критериев отбора выступил А. Баталин. Он считает, что за основу надо брать соотношение полученной помощи и перечислений в бюджет. «Фиоленту», например, удалось на каждую полученную в помощь гривну дать 112 грн в бюджет. А в среднем этот показатель составляет 1 к 10—12, то есть каждая гривна, вложенная республикой в предприятия, участвовавшие в программе, дала как минимум десятикратный доход. А это очень эффективно. Поэтому первый вице-премьер крымского правительства Азиз Абдуллаев предложил в данном случае забыть слово «ужесточить». Главное достоинство программы финансовой помощи предприятиям он видит в том, что промышленники почувствовали поддержку автономии и каждая гривна, отданная им в виде помощи, вернулась в бюджет со значительной прибылью, которая позволила реализовать ряд социальных программ. По мнению А. Абдуллаева, благодаря этой программе финансовой помощи, найдена уникальная формула наполнения бюджета, и надо убедить депутатов сохранить ее и развивать.

По информации первого заместителя министра промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса АРК Николая Черевкова, в нынешнем году заявки на участие в программе подали 10 предприятий автономии, среди которых «Крымтеплица», «Крыммолоко», Сакский комбикормовый завод, «Поливтор», евпаторийские рыбный и винный заводы. Пока в бюджете автономии на эти цели предусмотрено только 1,5 млн грн, а для компенсации кредитных ставок согласно представленным документам необходимо в 10 раз больше.

В обсуждении темы также участвовали заместитель министра аграрной политики АРК Николай Полюшкин, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства автономии Анатолий Павлов, заместитель начальника управления Министерства строительной политики и архитектуры АРК Наталья Тенетюх, а также члены комиссии. И речь шла не только о продолжении программы финансовой поддержки предприятий, увеличении бюджетных средств на эти цели и совершенствовании положения, регламентирующего эти вопросы. Депутаты обсудили меры по развитию промышленности в целом. Было отмечено, что в период кризиса целесообразно изучить возможность предоставления предприятиям налоговых льгот (отсрочка платежа, налоговые каникулы и т. д.). Прозвучали также предложения о необходимости привлечения малого и среднего бизнеса в промышленную сферу. Мировая практика показывает, что заводы-гиганты далеко не всегда себя оправдывают и гораздо эффективнее оказываются малые предприятия (часто семейные), специализирующиеся на производстве отдельных деталей.

Говорилось о том, что на основе возможностей крымских предприятий по изготовлению продукции и оказанию услуг должен быть сформирован республиканский заказ для промышленности.

Отмечалось, что продукция крымчан могла бы быть востребована на активно строящихся объектах предстоящих Олимпийских зимних игр в Сочи в рамках реализации Соглашения между Автономной Республикой Крым и Краснодарским краем, но для этого необходимо лоббирование крымских интересов республиканскими властями.

Все это нашло отражение в решении комиссии.

«Крымские известия»