Анатолий ГРИЦЕНКО: «ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НАДО НАЙТИ ТАКУЮ ФОРМУ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВОМ, КОТОРАЯ НЕ ВОЗМУЩАЛА БЫ ЛЮДЕЙ»

21.05.2009

После окончания пленарного заседания Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко ответил на вопросы журналистов ведущих крымских СМИ. Как всегда, затрагивались наиболее обсуждаемые крымчанами темы: от начавшейся вступительной кампании в вузы до сложения депутатских полномочий некоторыми известными политиками.

— Анатолий Павлович, Верховная Рада АРК проголосовала за сложение полномочий депутата Эдуарда Гривковского, а вот вопрос о сложении депутатских полномочий Александром Бартеневым, избранным мэром Феодосии, не рассматривается в течение полугода. Нарушается законодательство Украины. Как вы прокомментируете подобный факт?

— Думаю, на следующей сессии будут рассмотрены вопросы как по Александру Бартеневу, так и по депутату Александру Грессу, который также написал заявление с просьбой освободить его от депутатских полномочий. Действительно, регламент соблюден не безупречно, но речь в данном случае идет о решении фракции, партии, приведшей депутатов в парламент автономии, поэтому там должен решаться вопрос, кому где работать.

— Началась вступительная кампания в украинские вузы. И вновь зазвучали упреки из стен Министерства образования и науки Украины, что в Крыму слишком много школ с русским языком обучения, в университетах и институтах преподавание (вопреки министерским требованиям) ведется на русском языке. Крымчан обвиняют в сепаратизме. Почему эта тема педалируется именно тогда, когда абитуриенты должны сосредоточиться на тестировании?

— Всем, кто делает громкие заявления (по разным вопросам), необходимо почаще открывать Конституцию Украины, читать, что в ней написано, и заниматься реализацией ее положений. Всем структурам и органам власти надо найти такую форму диалога с обществом, которая не возмущала бы людей, не вызывала раздражения. Хотел бы напомнить, что государственным языком у нас является украинский, но Конституция гарантирует развитие и функционирование и русского языка. Власть обязана работать так, чтобы дети, поступающие сегодня в учебные заведения, чувствовали себя комфортно, имели право сдавать тесты на том языке, на котором учились. Я не вижу в этом желании никакого сепаратизма. Все они — граждане Украины. Недопустимы спекуляции вокруг вопроса, на каком языке сдавать экзамены. Если абитуриент хочет сделать это на греческом, надо предоставить ему такую возможность. Ограничивать сферу общения, образования, СМИ недопустимо. И не чиновникам определять, кому и на каком языке следует говорить. Это всегда вызывает волну протестных настроений. А потом те же чиновники трактуют их как сепаратизм. Надо сначала определить, кто вызвал негативную реакцию. Авторы необдуманных провокационных высказываний должны нести ответственность.

— Сегодня в сессионном зале вновь звучали слова о том, что Крым теряет полномочия. Но конкретные примеры не приводились. Что имелось в виду?

— До выборов еще далеко, а поговорить уже хочется. И когда не знаешь о чем, рассуждаешь о полномочиях. Конкретные примеры действительно не приводились, хотя мы имеем проблемы с центральными органами власти в Киеве при реализации полномочий Автономной Республики Крым в части назначения на руководящие должности. Известно, что вышел уже третий Указ Президента Украины, который подкорректировал предыдущие указы. В нем, в частности, говорится о необходимости согласования руководителей органов центральной власти с Советом министров Автономной Республики Крым. Накануне сессии я был в командировке в Киеве, задал представителю Секретариата президента вопрос — как вы контролируете выполнение указа президента? Ведь в нем написано, что руководители органов центральной власти назначаются с обязательным согласованием с Советом министров Крыма, чего в реальности не происходит. А если какой-то из руководителей назначен без согласования с правительством Крыма, в течение года получает заработную плату, надбавки, премии, доплаты за ранг, выслугу и так далее, что в этом случае нужно сделать? Я думаю, послать к нему сотрудников Контрольно-ревизионного управления, зафиксировать факт незаконного получения бюджетных денег, возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности. В равной степени должны отвечать и лица, направившие чиновника на ту или иную должность без согласования с правительством автономии. Тогда в стране будет порядок. Мы подали 23 иска в различные судебные инстанции и судимся за соблюдение прав во всем, что касается полномочий автономии. Что до экономических полномочий, то Крым сегодня не является самодостаточным регионом с точки зрения наполнения бюджета и расходования средств на содержание социальной инфраструктуры. Если собрать на территории Крыма все налоги, нам все равно не будет хватать 2,5 млрд гривен. И это с учетом того, что на ремонт социального объекта, к примеру, мы закладываем 30 процентов от необходимой суммы. А если посчитать по полному нормативному обеспечению (стопроцентному), то понадобится еще большая сумма. Наша главная задача — консолидировать усилия политических партий, общественных организаций и направить их не на демагогию, а на решение конкретных задач и предложений по улучшению экономического состояния предприятий и учреждений Автономной Республики Крым. Когда кто-то сокрушается, что, дескать, урезаются полномочия в этом направлении, хотелось бы услышать конкретные предложения, которые бы позволили выйти на формат отношений между центром и автономией, способствующий выделению средств на содержание бюджетных учреждений, поддержку промышленного и аграрного комплексов. Но ведь этого нет! Так о чем тогда говорить?

— Зимой аналитики прогнозировали углубление кризиса. Но все-таки обвала цен не происходит, ситуацию критической не назовешь.

— Не соглашусь с такой точкой зрения. Проблема серьезно усугубляется, у нас есть определенные сложности с наполнением республиканского бюджета. Мы неоднократно говорили о том, что до настоящего времени Кабинет Министров Украины так и не предложил обществу план антикризисных действий. Единственная программа была разработана Партией регионов, но Верховная Рада Украины не удосужилась ее рассмотреть. Приближаются президентские выборы, возрастает конкуренция. Действующая власть заинтересована, чтобы Партия регионов не стала участницей процесса вывода страны из кризиса. Хотя в предыдущие годы эта политическая сила показала эффективность своей работы и в правительстве, и в парламенте. В 2004 году рост промышленного производства составил 14 процентов. Именно с такими показателями власть была передана другой команде. А теперь мы живем в условиях кризиса, которого, конечно, не удалось избежать и Крыму. Наши предприятия переходят на сокращенный режим работы, снижение заработной платы. Как я уже упомянул, есть проблемы с наполняемостью бюджета. Сегодня стараниями народных депутатов Украины прекратил свое существование игорный бизнес. Так вот, только на этом виде деятельности Крым потерял 14 млн гривен бюджетных поступлений. Игорные заведения, безусловно, нужно закрывать. Но в таком случае Кабинету Министров надо предложить такие антикризисные мероприятия, которые помогли бы компенсировать потери. Есть стабилизационный фонд, в котором якобы хранятся 20 млрд гривен. Но где они? Крым не получил ни копейки! Давайте посмотрим и определим, какие предприятия нуждаются в стабилизационной поддержке, какие могут сохранить конкурентоспособность и при финансовых вливаниях выйти на докризисный уровень производства продукции, отчислять налоги и не сокращать рабочих. Банкам на денежные махинации деньги даются, а тем, кто производит товары, выплачивает заработную плату людям, содержит инфраструктуру, финансовая помощь не предоставляется. Наверное, это неправильно. Сегодня надо искать такие механизмы поддержки промышленных предприятий, которые позволили бы им удержаться на плаву.

— Кстати, об игорном бизнесе. На днях Верховная Рада Украины приняла Закон «О запрете игорного бизнеса в Украине». В Крыму к этому отнеслись по-разному. С одной стороны, меньше соблазнов для молодежи. С другой — пострадает бюджет.

— И Верховная Рада, и Совет министров Автономной Республики Крым делали и делают все возможное, чтобы игорный бизнес на полуострове работал в цивилизованных рамках. Правительство автономии разработало совершенно новые порядок и положение о размещении предприятий игорного бизнеса на территории Крыма. К сожалению, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики отклонил, не учел наши предложения. Как поступили в Российской Федерации, решая аналогичный вопрос? Определили четыре зоны: Хабаровский, Алтайский, Краснодарский край, граница Саратовской и Ростовской областей и прописали в законе, что с 1 июня 2009 года игорный бизнес выносится в эти зоны. У нас такого решения пока нет. Верховная Рада Украины находится в поиске. Как действовать завтра? Вынести игорный бизнес за пределы населенных пунктов? Но в Украине нет мощных игорных бизнес-структур, которые могли бы на ровном месте не только создать инфраструктуру игорного бизнеса, но и проложить коммуникации. Поэтому, думаю, предприятия игорного бизнеса останутся в городах. Мне кажется, целесообразно было бы поднять плату за лицензию, возможно, до 5 миллионов гривен, чтобы мелкие владельцы, устанавливающие игровые автоматы в неприспособленных помещениях, рядом с учебными заведениями, на остановках, прекратили существование. А в крупных заведениях был бы установлен цивилизованный режим их посещения. Крым может стать территорией для размещения игорного бизнеса, но только вдали от небольших населенных пунктов. Этот вопрос обсуждается в том числе с депутатами Верховной Рады АРК.

«Крымские известия»