АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО: «ВСЕ ЭТИ ТРИ ГОДА МЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВОПЛОЩАЛИ В ЖИЗНЬ ТЕ ОБЕЩАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАВАЛИ СВОИМ ИЗБИРАТЕЛЯМ»

15.04.2009

Со времени последних выборов в Верховную Раду и органы местного самоуправления АРК прошло три года. О том, что удалось и что не удалось реализовать из намеченного нынешнему составу Верховной Рады, Совета министров и органов местного самоуправления автономии, а также о том, как выполняются программные обязательства Крымской республиканской организации Партии регионов, мы поинтересовались у лидера фракции крымского парламента «Блок «За Януковича!», Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым Анатолия Гриценко.

– Анатолий Павлович, прошло три года, как Вы руководите Крымом. Эта дата – удобный повод подвести некоторые итоги. Как за эти годы изменилась социально-экономическая ситуация в автономии?

– Прежде всего, следует отметить, что в марте 2006 года по основным показателям социально-экономического развития республика находилась на 24-27 местах среди регионов Украины. 43% предприятий были убыточными, из всех регионов Крыма только три работало с прибылью, задолженность по заработной плате составляла 51 млн. грн, долг по оплате за энергоносители достиг 773 млн. грн. Надо было в рамках имеющихся у автономии конституционных полномочий и с целью реализации программы Партии регионов принимать неотложные и действенные меры. При этом мы исходили из того, что право на автономию является не привилегией на получение каких-то льгот и преференций, а особой формой нашей общей ответственности за выбор путей развития полуострова. Планируя и организуя выполнение стоящих перед нами задач, мы также старались учитывать специфику Крыма как центра активной политической и социально-культурной жизни страны, региона, к которому по разным причинам приковано внимание миллионов людей из разных точек планеты. Результатом трех лет наших коллективных усилий в сфере нормотворческой деятельности, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в автономии, стало внесение депутатами - членами фракции "Блок "За Януковича" и Советом министров 606 проектов нормативно-правовых актов. Верховной Радой АРК утверждены 44 целевые программы по наиболее актуальным направлениям экономической, социальной и гуманитарной политики. При этом следует отметить, что, несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, из бюджета Крыма и сегодня продолжают финансироваться 26 республиканских программ. Важное значение в жизни автономии сыграло принятие Кабинетом Министров Украины, возглавляемым в тот период Виктором Януковичем, Государственной Программы социально-экономического развития АРК на период до 2017 года.

В результате предпринятых усилий нам удалось переломить негативные тенденции в социально-экономической ситуации, придать положительную динамику развитию многих отраслей экономики полуострова.

– В каких конкретно отраслях экономики были обеспечены темпы роста и на каком уровне?

– Стабильные и достаточно высокие темпы роста были обеспечены в промышленном производстве. Так, объем реализованной промышленной продукции за 2006–2008 годы увеличился в 1,7 раза в сравнении с предыдущим трехлетним периодом. Определенную роль в этом сыграла принятая в 2006 году Республиканская программа по поддержке промышленных предприятий через механизм удешевления кредитов. В результате, мы сформировали кредитный ресурс почти в 650 млн грн. Предприятия, которые участвовали в данной программе, на 20% увеличили отчисления в бюджет, на 12-14% – объемы производства. В ходе реализации программы было создано 665 новых рабочих мест.

В строительной отрасли за три года введено в эксплуатацию свыше 1,3 млн кв.м. жилой площади, что также в 1,7 раза больше, чем в соответствующем предыдущем периоде. Благодаря реальной помощи в 2007 году Кабинета министров Украины и личному вниманию к проблемам автономии со стороны Виктора Януковича удалось завершить многие долгострои. В том числе, было введено в строй действующих здание Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. Франко, строительство которой длилось более 16-ти лет, профинансированы и построены магистральный водовод и вторая очередь троллейбусной линии в Керчи. Всего же в течение трех лет за счет бюджетных ресурсов на территории автономии закончено строительство свыше 600 объектов. Осуществлен капитальный ремонт и реконструкция 91 школы, 25 детских садов, 22 больниц и поликлиник. Если на начало 2006 года в Крыму 28 школ оставалось без тепла или отапливалось "буржуйками", то к концу 2008 года эта проблема была полностью снята. Заканчивается строительство котельной в школе с. Изобильное Нижнегорского района.

– Какие перемены произошли в аграрном секторе хозяйственного комплекса полуострова?

– Последние два года в республике выращиваются высокие урожаи зерновых. По итогам 2008 года собран рекордный за последние 16 лет урожай – 1,78 млн тонн. Сегодня хлеборобы делают все возможное, чтобы хлебная нива и в наступившем году дала не менее весомый урожай зерновых, для этого посевной клин увеличен на 90 тыс. га. Вместе с тем надо отметить, что за эти годы площадь орошаемых земель увеличилась на 70 тыс. га или на 35%. А площадь пахотных земель расширена на 300 тыс. га. Достигнут рост показателей и в других отраслях сельского хозяйства. На 69,5% за три года возросло производство овощей, на 25,6% – мяса, на 16,9% – яиц. Больше произведено молока, шерсти, фруктов и винограда. Посажено 2 тыс. гектаров садов и виноградников. А всего за истекший период прирост сельхозпродукции составил 40,9%.

По инициативе депутатов – членов фракции «Блок «За Януковича!» в 2008 году ВР АРК приняла программу поддержки аграрного сектора, что дало возможность сельхозпредприятиям получать беспроцентные кредиты, по которым процентные ставки банков покрываются из бюджета автономии.

– Что сделано для обеспечения притока инвестиций в экономику Крыма?

– C этой целью разработан и введен в действие республиканский универсальный электронный реестр инвестиционных предложений и проектов Крыма, который содержит всю необходимую информацию об инвестиционных потребностях в регионах. В настоящее время реестр включает предложения крымских регионов и предприятий на сумму инвестиций более 2,5 млрд долл. США. С 2007 года мы ежегодно проводим в Ялте Международный инвестиционный форум «Будущее Крыма».

– Как бы вы охарактеризовали проделанную работу в части развития санаторно-курортного и туристического комплекса автономии?

Формирование условий для создания на территории полуострова современного, конкурентоспособного, высокоэффективного санаторно-курортного и туристического комплекса общегосударственного и международного значения остается приоритетным направлением. С этой целью завершаются работы по инвентаризации земель Южного и Юго-Восточного берегов Крыма. Впервые в Украине создается цифровая модель кадастровых планов данных регионов. Параллельно с этим идет подготовка к осуществлению ряда крупномасштабных проектов по освоению курортных территорий Западного и Юго-Восточного Крыма, развитию транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства. Мы рассчитываем, что принимаемые меры позволят значительно увеличить объемы обслуживания отдыхающих и повысить качество услуг, оказываемых курортно-туристической сферой автономии. Кроме того, завершается разработка генеральных планов городов и других населенных пунктов республики, что откроет перспективы к решению многих других накопившихся проблем. Важным событием, определяющим градостроительную политику в автономии на ближайшие 20-25 лет, явилось утверждение Верховной Радой автономии в сентябре прошлого года Схемы планировки территории республики, выполненной научно-исследовательским институтом проектирования городов «Гипроград» (г. Киев). Ведутся работы по созданию кадастров земельных, природных и других ресурсов полуострова.

– На каком уровне экономическая деятельность автономии обеспечила рост притока финансовых средств в бюджеты всех уровней?

К примеру, в прошлом году на бюджетные счета, открытые в казначействе, с учетом собственных доходов поступило 9 млрд. 324,2 млн. грн, что на 1 млрд. 855,8 млн. грн, или на 24,8%, больше, чем в 2007 году. А за три последних года собственные налоговые поступления и сборы увеличены на 4 млрд. 874 млн. грн или на 98,5% по сравнению с предшествующим трехлетием. Иными словами, в 2008 году собственные налоговые поступления возросли на 121,1% по сравнению с 2005 годом.

Все эти годы бюджет республики выполнялся с превышением доходов над расходами. Более того, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, по итогам двух месяцев нынешнего года в сводный бюджет автономии поступило на 6,1% больше доходов, чем за аналогичный период прошлого года.

Кроме того, автономия находится в первой пятерке регионов по развитию и финансовой поддержке малого бизнеса. А по количеству малых предприятий на 10 тыс. человек автономия занимает второе место в стране. Как результат, поступления налогов в бюджеты всех уровней от деятельности этого сектора экономики за два года увеличились на 78% и достигли 22% от всех поступлений в бюджеты всех уровней. На 11,7 тыс. человек выросло число людей занятых в этой сфере.

–Насколько получение данных позитивных результатов в реальном секторе экономики позволило улучшить финансирование отраслей социальной сферы?

Социальная сфера является объектом особого внимания депутатов Верховной Рады автономии. Впервые в современной истории Крыма за 2006 - 2008 годы на образование из всех источников финансирования было направлено 3 млрд. 773 млн. грн, что на 2 млрд. 158 млн. грн больше, чем за предыдущие три года. То же можно сказать о здравоохранении, на нужды которого за три последних года было выделено 2 млрд. 464,6 млн. грн, что на 1 млрд. 373,4 млн. грн или на 126 % больше, чем за предыдущие три года. В 2009 году для финансирования отрасли здравоохранения в консолидированном бюджете автономии предусмотрена сумма – 1 млрд. 484 млн. грн. Считаю необходимым также отметить, что сегодня в республике действует ряд программ, которых нет в других регионах Украины.

Анатолий Павлович, Вы были автором долгосрочной республиканской программы «Здоровье крымчан». Расскажите несколько слов о ней, а также о других социальных инициативах, принятых за последние три года Верховной Радой АРК…

– В целях реализации задачи о качественной бесплатной медицине мы разработали Республиканскую программу «Здоровье крымчан». Она дает возможность всем жителям республики в соответствии со статьей 49 Конституции Украины бесплатно проходить основные медицинские диагностические исследования, включая электрокардиографию, рентгено- и флюорографию, УЗИ. Должен отметить, что с введением Программы с 1 января 2008 года на 12,5% увеличилось число крымчан, обратившихся в поликлиники полуострова. Большинство из них воспользовались своим правом пройти необходимые диагностические исследования, которых в 2008 году было проведено почти 7 млн. 157 тыс. Это - наши избиратели. С 1 января 2009 года начался 2-й этап реализации Программы «Здоровье крымчан». Теперь всем жителям полуострова дополнительно предоставляются такие медицинские услуги как реоэнцефалография, реовазография, электроэнцефалография и маммография. Я хочу заметить, что за три месяца этого года в наших лечебно-профилактических учреждениях уже проведено на 59тыс. 328 бесплатных диагностических клинических исследований больше, чем за тот же период прошлого года. На реализацию программы «Здоровье крымчан» в 2008 году мы направили 23 млн. грн. Из них свыше 13 млн. грн. – в виде дополнительной социальной помощи медработникам на селе. Это способствовало закреплению кадров врачей и медсестер в сельской местности.

Кроме того, к числу наших приоритетных социальных инициатив относится Программа жизнеобеспечения, реабилитации, социальной защиты пожилых граждан и инвалидов, которых в Крыму проживает более 560 тысяч. В рамках этой программы из бюджета автономии направлено 6 млн. грн на реконструкцию и капитальный ремонт Республиканского госпиталя ветеранов войны. Сегодня это лучший госпиталь в Украине. За три года открыто 73 новых отделения дневного пребывания пожилых людей и инвалидов и отделения социального обслуживания на дому. Сейчас их насчитывается 272. В сфере внимания этих отделений находится более 70 тысяч человек.

-– Какая еще поддержка предусмотрена для наших пожилых граждан?
– Крым является единственным регионом в Украине, где, несмотря на финансовые трудности, сохранены льготы инвалидам общего заболевания по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Помимо этого, Верховная Рада, Совет министров и органы местного самоуправления осуществляют целый спектр мероприятий, связанных с подготовкой к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Среди них центральное место отводится программе «Найти солдата!», связанной с поиском и захоронением останков воинов, павших в ходе боев за Крым, инвентаризацией и приведением в порядок памятников и памятных мест.

Насколько в работе руководства автономии учитываются интересы крымской молодежи?

– Работа с молодежью является одной из важнейших составляющих деятельности депутатского корпуса. При Председателе ВР АРК создан совет по молодежной политике, на заседаниях которого поддержан ряд инициатив, в том числе по созданию республиканского предприятия «Фонд молодежного жилищного кредитования». В 2007 году мы провели депутатские слушания по вопросу о реализации государственной молодежной политики в АРК. В числе принятых Верховной Радой автономии целевых программ 20 ориентированы на подрастающее поколение. Среди них программа поддержки жилищного строительства на селе «Собственный дом». Об эффективности проводимой в автономии социальной политики может свидетельствовать также тот факт, что в 2008 году в республике родилась 21 тысяча детей, что на 2 тысячи больше, чем в предыдущем году. Мы последовательно реализуем программы по созданию системы социальной поддержки талантливой молодежи, учащихся, студентов, молодых специалистов, гарантий образования для детей.

– Уровень социальной поддержки напрямую отражается на качестве жизни крымчан. Какие меры по повышению жизненного уровня населения Крыма осуществляются еще?

– Мы ясно осознаем, что в этой работе нет и не может быть мелочей. Принят ряд решений в отношении использования материального стимулирования высоко-профессиональных работников, мы внесли серьезные изменения в систему поощрения добросовестного и самоотверженного труда крымчан, стремления молодежи к учебе и творчеству.
Верховная Рада учредила по 25 премий автономии лучшим педагогам и медицинским работникам по 10 тыс. грн каждая. По решению депутатского корпуса 50 студентам высших учебных заведений автономии за отличную учебу и научную деятельность ежемесячно выплачиваются именные премии автономии в размере 1тыс.484 грн. каждая. За научные достижения в сфере приоритетных направлений развития Крыма студенты крымских вузов также получают 10 премий, по 10 тыс. грн. каждая. Кроме этого  учреждены 10 грантов в размере 1250 грн. в месяц молодым крымским ученым, а 511 лучших школьников автономии за успехи в учебе ежемесячно получают по 140 гривен стипендии. Сегодня 10 стипендий АРК (в размере 2тыс. грн. в месяц) установлены ведущим спортсменам и их тренерам и 10 стипендий АРК получают ведущие спортсмены-инвалиды.

– Что из сделанного вами ранее вызывает особую гордость?

– В 2006–2008 годах за счет средств различных источников было построено около 700 км газопроводов, что позволило дать газ в дома десятков тысяч людей. Тем самым уровень газификации в сельской местности автономии доведен до 52% от потребности, хотя на 1 января 2006 года этот показатель равнялся 24%, и Крым занимал 24-е место среди регионов Украины.

За три года введено в действие 37 новых котельных установок. Несмотря на влияние внешнего фактора, связанного с подачей газа, было сделано все возможное, чтобы отопительный сезон не был сорван. За этот же период построено и реконструировано около 300 км водопроводных сетей, что позволило обеспечить регулярным водоснабжением 50 тысяч жителей автономии, в большинстве своем проживающих в сельской местности. Хочу подчеркнуть, все, что сделано за истекший период работы Верховной Радой, Советом министров и органами местного самоуправления АРК, в полной мере отвечает интересам населения полуострова. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы результат нашей работы был значительно лучше. Приходится только сожалеть, что на итоги социально-экономического развития в 2008 году серьезно повлиял кризис мировой экономики.

Что сделано по защите конституционных полномочий в сфере языковой политики?

– С учетом демографического состава населения полуострова, его духовных запросов и традиций особое внимание мы уделяем обеспечению условий для свободного функционирования русского языка. С этой целью утвержден Комплексный план ежегодных мероприятий по развитию русской культуры, использованию, содержанию объектов и учреждений русской образовательной и культурно-исторической направленности в АРК на 2009-2015 годы. Верховной Радой автономии в парламент страны направлен 21 проект законов Украины по расширению сферы применения русского языка, содержание которых полностью отвечает требованиям Конституции государства, а принятие – сняло бы большинство существующих вопросов. Неуклонно соблюдая принципы толерантности и добровольности, органы власти автономии создают необходимые условия и для сохранения культурного наследия и функционирования языков других народов и этносов, населяющих наш полуостров.

К сожалению, инициативы автономии в языковой сфере на государственном уровне остаются нереализованными, и это вносит дополнительную напряженность в жизнь нашего общества. Необходимо более жестко отстаивать придание русскому языку статуса государственного языка, непримиримо вести борьбу по защите прав русскоязычного населения Украины на использование родного языка во всех сферах общественно-политической, культурной, судебной и другой деятельности.

– Есть немало проблем, решение которых зависит от центральных органов власти. На ваш взгляд, на что в первую очередь государство должно было бы обратить внимание?

– Среди таких проблем - издержки происходящих в стране трансформационных процессов, неустойчивость финансово-экономической системы государства, несовершенство действующего законодательства, постоянная политическая нестабильность и связанные с ней периодические попытки отдельных радикально настроенных деструктивных сил дестабилизировать ситуацию. Крайне недостаточной, особенно в текущем году, является финансовая помощь государства. Так, в 2007 году благодаря решению, принятому Кабинетом Министров Украины во главе с Виктором Януковичем, из Госбюджета на социально-экономическое развитие республики была выделена субвенция в размере 251 млн. грн. В 2008 году она составила уже только 51 млн. грн, а в нынешнем на эти цели не выделено ни копейки.

Если Государственная программа социально-экономического развития АРК на период до 2017 года в 2007 году финансировалась с превышением, то в последующем оно свелось к нулю. В то же время ее реализация позволила бы обеспечить комплексное решение многих важных проблем для полуострова. Отсутствует должный государственный подход к решению таких выходящих за рамки полномочий автономии проблем, как необходимость в реализации крупных инфраструктурных проектов по тепло -, водо -, газоснабжению, электрификации, утилизации твердых бытовых отходов, развитию и эксплуатации дорожной сети, проведению берегоукрепительных работ.

– Еще одной острой проблемой являются взаимоотношения сегодняшней власти с крымским регионом, а также вопрос соблюдения центром конституционных полномочий автономии…

Вместо децентрализации, наделения регионов страны большей самостоятельностью, центр усиленно перетягивает полномочия на себя. Например, все 315 местных бюджетов Крыма формируются напрямую в Минфине Украины. Министерство финансов АРК из этого процесса практически исключено. Не урегулированы конституционное право собственности и правовой режим имущества республики. Немало недоразумений возникает из-за противоречий в законодательстве Украины в отношении собственности автономии на землю и природные ресурсы. Не желая делегировать, вопреки мировой практике, государственные полномочия Совету министров автономии центральные органы создают в Крыму свои территориальные подразделения, параллельные существующим на полуострове. Среди них подразделения Фонда имущества, ГАСКа, Азово-Черноморской экологической инспекции и тому подобное, что приводит к правовым коллизиям, дублированию функций, излишнему расходованию средств, что крайне неоправданно в условиях кризиса. Мы неоднократно направляли центру свои предложения по всем этим вопросам, но реакции на них не последовало. На протяжении десяти лет не вносятся изменения в законы Украины и постановления Кабинета Министров, касающиеся процедуры согласования кадровых вопросов, предусмотренной Конституцией АРК. Это не позволяет эффективно реализовывать полномочия, предоставленные Верховной Раде автономии, ее Председателю и Председателю Совета министров, порождает правовой нигилизм центральных органов власти, позволяет им грубо попирать полномочия автономии. Более того, продолжаются попытки отдельных политиков, среди которых есть немало и народных депутатов Украины, расшатать правовые основы статуса автономии, "урезать" существующие права республики. Мы стремимся адекватно реагировать на подобные факты. Сегодня в судах разных инстанций рассматриваются 23 дела, связанные с защитой прав автономии. Уже дважды Конституционный Суд Украины подтвердил правомерность полномочий АРК, предусмотренных в ее Конституции.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития Крыма, учитывая нынешние условия экономического кризиса в стране?

– Все эти три года мы последовательно воплощали в жизнь те обещания, которые давали своим избирателям. Но все позитивные итоги и достижения, в которые вложено столько профессионального опыта и самоотверженного труда крымчан, могут быть безвозвратно потеряны из-за отсутствия со стороны правительства действенных мер по преодолению кризиса, поразившего мировую экономику и который Украина переживает чрезвычайно тяжело. Повсюду происходит резкий спад производства. Сотни предприятий, в том числе крупнейших, бюджетообразующих, вынуждены останавливаться или переходить на сокращенный режим работы. Замерли многие стройки. Парализована банковская система. Несвоевременно выплачивается заработная плата. Происходят массовые увольнения. Растущая безработица, падение жизненного уровня населения вынуждают его выходить на протестные акции. Регионы Украины, предприятия, люди ждут от нынешней власти реальной помощи. Вместо этого мы видим лишь политическую демагогию и популизм, искусственное обострение взаимоотношений с Российской Федерацией, неумение адекватно оценивать кризисные явления и реагировать на них.

– Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Полноценная европейская интеграция Украины – дело очень отдаленного будущего. А попытки сблизиться с НАТО не только не гарантируют стране безопасность, но, наоборот, на мой взгляд, делают ее заложницей чужих интересов. Поэтому считаю, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы в стране был взят твердый курс на восстановление и всестороннее укрепление экономического сотрудничества с братской Россией, с которой Украину связывают теснейшие узы общей многовековой истории.

Подготовила Алина Соболева