Анатолий ГРИЦЕНКО: «ЕСТЬ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО В КРЫМУ НЕ БУДЕТ СЕРЬЕЗНЫХ КАТАКЛИЗМОВ, СВЯЗАННЫХ С КРИЗИСОМ»

18.03.2009

18 марта после пленарного заседания крымского парламента Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко ответил на вопросы журналистов и прокомментировал некоторые события и заявления.

В первую очередь зашла речь о прозвучавшем накануне на пресс-конференции заявлении главы «Черноморнефтегаза» Анатолия Присяжнюка о том, что власти автономии в этом году «сорвали отопительный сезон» в Крыму.

— Будучи заместителем Председателя Совета министров Крыма, господин Присяжнюк ратовал за передачу котельных местным громадам, — напомнил Анатолий Гриценко, — и они, за исключением Симферополя, переданы. Так что ответственность за отопительный сезон несут местные советы: за лимиты, тарифы, тепло и горячую воду.

Отопительный сезон 2007—2008 года был в Крыму одним из лучших за последние десять лет. За три года построено 37 котельных установок.  Если на 1 января 2006 года 28 школ на полуострове отапливались «буржуйками», то теперь — ни одна. Построены большие сети газоснабжения, и почти до 50% возрос объем газификации сельских населенных пунктов. «Крымгаз» на 500 тысяч кубических метров в сутки увеличил реализацию голубого топлива за счет новопостроенных сетей. То есть динамика в этом смысле положительная.

Да, были перебои с подачей горячей воды в Симферополе — единственном городе, который не принял в коммунальную собственность объекты теплоснабжения. Проблемы, связанные с отсутствием лимитов, существуют не только в Крыму, но и в других регионах Украины.

Что касается прозвучавшего заявления, считаю, что в преддверии пленарного заседания, на котором должен был рассматриваться отчет о деятельности Совета министров Крыма, таким образом «нагнеталась ситуация».

Тарифы формируют органы местного самоуправления. Они определяют и исполнителей услуг по отоплению. Правительство ежегодно содействовало органам местного самоуправления в погашении задолженности за потребленные энергоносители. В прошлом году из бюджета Крыма регионам было выделено около 10 млн грн, чтобы они рассчитались за электроэнергию, газ и жидкое топливо для обеспечения отопительного сезона.

Так что прозвучавшие инсинуации совершенно не соответствуют действительности. Вместе с тем мы должны сказать крымчанам, что нам бы хотелось, чтобы этот отопительный сезон прошел лучше, чтобы не было перебоев с горячим водоснабжением, чтобы правительство Украины своевременно заключало договора с Российской Федерацией на поставку газа, поскольку собственных запасов у нас недостаточно для обеспечения жилищно-коммунального хозяйства и населения, чтобы все заранее знали, сколько им предстоит платить за этот газ, чтобы «Нефтегаз» вовремя заключал договора на лимиты. Но поскольку в этих вопросах наблюдается вакханалия, которая происходит не в Симферополе, а в Киеве, то, конечно, органы местного самоуправления зависимы от органов власти Украины.

Я бы хотел, чтобы мы в крымском обществе не выискивали друг у друга какие-то «недостатки», а, объединившись, решали те сложные социальные проблемы, которые сегодня есть.

— Кризис сильно «давит» на Крым? Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию в сфере экономики и на рынке труда.

— Ситуация, которая развивается в экономике Украины, безусловно, коснулась и Крыма. Есть пессимисты, которые «пророчат», что будет сорван курортный сезон и возникнут сложности с производством сельскохозяйственной продукции.

Хотя проблемы высвобождения работников и сокращения рабочей недели присутствуют, хочу назвать только две-три цифры, а вы сами решите, насколько серьезно сказывается кризис на экономике Крыма.

По итогам двух месяцев в консолидированный бюджет автономии поступило на 6,1% больше доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть снижения нет, а наблюдается даже небольшой рост. Посеяно больше зерновых в сравнении с минувшим годом. Если погодные условия будут благоприятными, то есть уверенность, что урожай этого года превысит прошлогодний. Этого будет достаточно, чтобы рассчитаться с крестьянами по заработной плате, за аренду паев и получить финансовые ресурсы для осенне-полевых работ.

Экономика Крыма носит сезонный характер. Но мы все же не так зависимы от курортов. Говорят, в этом году у нас будет меньше отдыхающих. Я помню 2006 год, когда приехало очень много людей, но в основном малообеспеченных, и поступлений в бюджет Крыма не было. Возможно, теперь приедет не так много курортников, но таких, которые смогут пополнить доходную часть республиканского бюджета.

Вообще в структуре всех доходов республики курортная отрасль занимает всего 7,3%. Но у нас есть аграрный сектор, который мы поддерживаем и за счет бюджета автономии, а также он получает дотации из Госбюджета Украины, и это дает уверенность, что не будет серьезных катаклизмов, связанных с кризисом. Просто каждому предприятию, каждому структурному подразделению надо разобраться в необходимости производства той или иной продукции, снизить непроизводственные затраты, добиваться повышения конкурентоспособности.

Три года действует Республиканская программа по поддержке промышленных предприятий через механизм удешевления кредитов. Мы сформировали кредитный ресурс почти в 650 млн грн. Предприятия, которые участвовали в этом эксперименте, на 20% увеличили поступления в бюджет, на 12—14% — объемы производства. Их продукция за счет невысокой себестоимости становится более конкурентоспособной. По этому пути и надо идти. Административными мерами отрегулировать все вопросы влияния кризиса на экономику предприятий очень сложно. Надо разбираться в каждом производственном цикле и добиваться его эффективности.

— Почему не внесен в повестку дня вопрос о поддержке обращения Леонида Кравчука об отставке президента Виктора Ющенко?

— Данный проект не прошел процедуру в соответствии с регламентом. Ведь идет речь не просто об обращении, а о решении Верховной Рады АРК. Точно так же, как и проект постановления об импичменте. Я эти два документа как законодательные инициативы подписал. По каждому из них необходимо еще заключение юридического отдела, постоянных комиссий. Только после этого они вносятся в повестку дня. Когда эта процедура будет пройдена, я думаю, мы их рассмотрим на апрельском пленарном заседании.

Если пустить на самотек процесс принятия решений и по одним принципиальным вопросам голосовать просто в зале, а по другим — нет, — это может вызвать «высказывания» депутатов о нарушении Регламента.

Я стараюсь не допускать этого. Еще ни один из законодательных проектов, которые вносились депутатами, мной как председателем не был заветирован. Я их подписываю, направляю в комиссии. А Президиум, который уполномочен формировать повестку дня, принимает те или иные решения.

Так что не вижу проблем по рассмотрению этих вопросов, просто надо соблюдать регламент.

— Секретарь Симферопольского горсовета Владимир Блинов обвинил вас в том, что вы пытаетесь влиять на мэра Геннадия Бабенко. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление.

— Я никогда не вмешивался в процессы, которые происходят в городском совете Симферополя, так же как и во всех 25 городских и районных советах Крыма, зная, что это противоречит Закону «О местном самоуправлении».

За пять месяцев конфликтной ситуации в Симферопольском городском совете я не использовал «административного ресурса», чтобы влиять на нее. Это исключено.

Когда в городском совете формировали большинство, распределяли обязанности — мы к этому отношения не имели. И сейчас предлагать, «кого куда поставить», — не мои функции, не моя компетенция. Пусть разбирается городской совет. Думаю, у депутатов достаточно разума, чтобы достойно выйти из этой ситуации.

Хотя претензий к работе Симферопольского городского совета у меня достаточно много. Как и к некоторым другим районным и городским советам в плане решения социальных проблем территориальных громад. Но это не связано с внутрифракционными разногласиями.

— Анатолий Павлович, как вы оцениваете кадровый потенциал новых членов правительства?

— Сложно комментировать кадровые назначения. Могу сказать только одно: когда формировалась коалиция большинства в парламенте Крыма (такая же процедура, как и в Верховной Раде Украины), подписывалось соглашение между фракциями о том, что при выдвижении кандидатур на квотные места в правительстве, которые распределены между фракциями, никто не будет накладывать вето. Поэтому вопросы относительно профессионализма надо адресовать тем фракциям, которые предлагают свои кандидатуры.

Если же абстрагироваться от многих факторов, я думаю, что эти люди способны выполнять в Совете министров Крыма те функции, которые предусмотрены должностными обязанностями.

Есть коалиционное соглашение. И я не хочу, чтобы фракцию блока «За Януковича!» обвиняли в том, что она кого-то обманула. Не хочу быть политиком, который не выполняет своих обязательств. Если мы договорились, значит, должны это делать. И за три года работы ни один депутат не может упрекнуть меня в непоследовательности.

«Крымские известия»