Игорь Лукашёв: "У нас нет печатного станка"

11.02.2009
На прошлой неделе крымский парламент утвердил главный финансовый документ автономии на нынешний год. Уже при обсуждении депутаты вынуждены были признать, что бюджет сможет залатать только наиболее насущные социальные "дыры" и окрестили его бюджетом выживания. О том, насколько серьёзным является реальный дефицит республиканского бюджета и можно ли его преодолеть, мы беседуем с председателем постоянной комиссии Верховного Совета АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Игорем Лукашёвым.
- По сравнению с прошлым годом доходная часть республиканского бюджета увеличена лишь на двенадцать с половиной процентов. Если учесть инфляцию, а также повышение минимальной заработной платы на 10,6%, средств уже изначально не хватает даже на финансирование защищённых статей. Кстати, и министр финансов Крыма Павел Токарев прямо заявил, что деньги есть только на первую половину года.
- Он имел в виду, что по некоторым статьям бюджета финансирования недостаточно. Но мы всегда так делали - закладывали в бюджет средства, необходимые на первое полугодие, а затем перераспределяли их по итогам перевыполнения доходной части, либо этот дефицит компенсировало государство. Бюджет автономии на 2009 год действительно очень сложный, и это связано не только с кризисными процессами в экономике страны, но и политической нестабильностью. Но, как и все предыдущие, он свёрстан без дефицита, хотя расходов у нас традиционно больше, чем доходов.
- За счёт чего покрыта разница?
- У нас нет печатного станка, чтобы покрыть дефицит за счёт эмиссии. Если привлекать внешние заимствования, то нужно чётко представлять себе механизмы их погашения: если за счёт бюджета, тогда эти средства нужно сразу в него и закладывать; если за счёт имущества, тогда есть риск остаться и без денег, и без имущества. Рисовать цифры, которые не подтверждены реальным финансовым наполнением - это популизм. Поэтому покрыть дефицит мы можем за счёт единственного источника - остатков финансовых средств, перешедших из предыдущего года. Сейчас нам придётся ввести режим строгой экономии и жить на реальные, а не виртуальные средства.
- Какие статьи расходов остались неприкосновенными, а чем пришлось пожертвовать?
- Главным приоритетом нынешнего бюджета является его социальная направленность. Полностью подтверждены доходной частью расходы на выплату заработной платы бюджетникам, приобретение медикаментов, питание в больницах, детских домах и интернатах, домах престарелых и других социальных учреждениях. В бюджет заложены средства для оплаты энергоносителей с учётом повышения их стоимости на тридцать процентов. Кроме того, мы изыскали возможность почти на шесть миллионов гривен увеличить финансирование республиканской программы "Здоровье крымчан". Правда, пока приостановлена реализация второго её этапа - компенсация за счёт бюджета стоимости более сложных медицинских обследований для жителей Крыма, но надеемся в будущем изыскать финансовые возможности и для этого. По-прежнему будут финансироваться республиканская программа реабилитации и социальной защиты пожилых людей и инвалидов, медицинские программы, в частности для онкологических больных, больных с хронической почечной недостаточностью.
Что касается средств специального фонда, которые должны идти на социально-экономическое развитие, то есть на строительство котельных, газопроводов, водоводов, ремонт школ и больниц, энергосбережение, то здесь мы имеем огромную дыру, так как на эти цели не получим из Киева ни копейки. Правда, в госбюджете сконцентрированы некие средства, которые Кабинет министров будет распределять в регионы точечным методом - на реализацию "жизненно важных" проектов. Но будут ли эти деньги выделяться согласно экономической целесообразности или по политическому признаку, сказать трудно.
- Выходит, нечего нам ждать милостей от центральной власти, нужно самим зарабатывать. Вопрос: как и где?
- Главными источниками наполнения доходной части республиканского бюджета являются подоходный налог, плата за землю и акцизный сбор. В условиях финансового кризиса, когда производство сокращается, людей увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска, надеяться на увеличение поступлений от подоходного налога весьма проблематично.
Повысить ставку налога на землю? Сегодня это сработает против бюджета. Скажем, на Южнобережье уже сейчас такая стоимость аренды земли, что предпринимателям впору просто свернуть свой бизнес. Казалось бы, есть резерв в повышении акциза на винодельческую продукцию, ведь эта крымская отрасль пока работает стабильно. Но в условиях кризиса её нужно стимулировать, создавать преференции, а не душить налогами. Так что сегодня говорить о значительном увеличении поступлений от местных налогов и сборов не приходится, скорее речь идёт об их снижении.
- Но ведь должны быть какие-то скрытые резервы?
- Очень многое будет зависеть от успеха предстоящего курортного сезона. Надеемся, что в связи с относительной дешевизной цен из-за падения курса гривны к нам приедут на отдых из России, других стран ближнего зарубежья. Главное, чтобы мы сами с умом воспользовались этим преимуществом и не взвинтили цены.
Есть ещё один резерв - имущество автономии и земля. В течение трёх последних лет мы очень выгодно продавали небольшие объекты практически по рыночной цене, благодаря чему перевыполняли план по приватизации в cреднем в полтора раза.
- Но крупных объектов в собственности республики, кажется, уже не осталось?
- Есть небольшие предприятия, которые люди брали в аренду, сделали вложения и теперь хотят выкупить. Недвижимость сейчас упала в цене, её никто не покупает. Есть ещё возможность продавать право аренды земли на аукционах.
- Дело хорошее, но почему-то пока только на уровне рассуждений.
- Существует масса вопросов, касающихся подготовительных процедур. Для того, чтобы выставить земельный участок на аукцион, нужно получить огромное количество согласований, сделать картографию, вынести его в натуру. Для этого нужны средства, поэтому сейчас мы закладываем необходимые суммы в бюджет.
Ещё одна проблема - продажа объектов незавершённого строительства вместе с землёй. Мы ещё ни одного такого объекта продать не смогли, потому что возникает правовая коллизия: земля принадлежит местным Советам, недвижимость - республике. На уровне центральной власти эти решения не продумываются, отсутствуют механизмы, инструкции, законы. Очень сложно работать, когда власть размыта, невозможно сконцентрироваться и создать общие правила игры. Любое начинание вязнет, как в глине.
- Сейчас найти покупателей на крымскую недвижимость сложно, но совсем не потому, что у людей нет денег.
- Действительно, деньги у людей есть и очень много. Они максимально перевели их в валюту, положили в ячейки или хранят дома и ждут, когда рынок окончательно обвалится. Сейчас те, кто потерял работу, проедают свои сбережения. Те, кто работает, оптимизировали расходы, потому что не знают, что будет завтра, и не доверяют экономической политике государства.
- Какие, на ваш взгляд, главные причины того, что инвестиции не текут в Крым?
- Крупные инвесторы традиционно ориентируются на политические силы внутри государства или на поддержку местной власти, которая тоже должна быть стабильной. Это нормально, так живёт весь мир. Но сейчас даже россияне, которые привыкли к непредсказуемости наших политиков, не хотят завозить к нам свой капитал. В Евросоюзе же имидж Украины очень испорчен "газовым" конфликтом.
Поэтому единственный выход из ситуации - ориентироваться на внутренний рынок и развивать производство. Но восстановить то, что уже рухнуло в результате кризиса, не стимулируя притока инвестиций, невозможно. Получается замкнутый круг.
- Может ли его разорвать принцип одноканального бюджета, когда все заработанные деньги останутся в республике?
- Мы не зарабатываем столько денег, сколько тратим. Согласно данным Госказначейства в АРК, в прошлом году на территории Крыма собрано 5,2 миллиарда гривен налогов, а потратили мы 7,7 миллиарда. Разницу - 2,6 миллиарда - получили из госбюджета. Если нам придётся возвращать налог на добавленную стоимость предприятиям-экспортёрам и содержать силовые и правоохранительные структуры, денег не хватит.
- Возмещать НДС мы будем по факту его поступления в республиканскую казну.
- Есть фирмы, которые ничего не производят, но работают на экспорт.
- На то, чтобы бороться с фиктивным возмещением НДС, есть налоговая милиция. Что же касается содержания чиновничьего аппарата, то почему бы его не "оптимизировать" раза в полтора? К тому же легко оправдывать собственную бездеятельность тем, что Киев не даёт денег. Может, если бы не на кого было пенять, местные власти иначе относились бы к своим обязанностям?
- Этот вопрос нельзя решать с помощью кавалерийской атаки. К тому же, даже с технической стороны, перейти на одноканальный бюджет можно, лишь изменив ряд законов Украины. Так что в этом вопросе придётся найти взаимопонимание с центральными органами власти. Но сначала нужно сесть и подсчитать все "за" и "против" - с этой целью в автономии будет создана межведомственная комиссия.
Но не думаю, что сейчас этот вопрос так уж актуален. Гораздо важнее как можно скорее стабилизировать работу бюджетообразующих предприятий Северо-Западного, Восточного Крыма и Симферополя, деятельность среднего и мелкого бизнеса, ориентированного на курортно-рекреационный комплекс. Все страны мира сегодня сосредоточены на поиске выхода из кризиса, на это сконцентрированы политические и экономические ресурсы. Но на Украине антикризисные программы только декларируются, а реальные меры на самом деле являются продолжением политики лоббирования олигархических интересов. Поэтому регионы находятся под двойным прессом экономического и политического кризиса, в который мы, к сожалению, продолжаем углубляться. Возможно, перелом произойдёт в конце февраля - начале марта. Тогда мы сможем увидеть реальные последствия экономического кризиса и понять, какие шаги предпринимать дальше.

"Крымская правда"