О ДОСТОИНСТВАХ И «НЕДОСТАТКАХ» БЮДЖЕТА КРЫМА-2009

05.02.2009

4 февраля после принятия бюджета автономии на 2009 год Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко по просьбе журналистов проанализировал основной финансовый документ автономии. Несмотря на дискуссию при обсуждении проекта, принятие его прошло достаточно спокойно, отметил он. Бюджет автономии бездефицитный и позволяет профинансировать все социальные программы, которые были в прошлом году, а также в полной мере выплачивать заработную плату, обеспечивать медикаментами, питанием.

«Хотя нам хотелось, — подчеркнул глава крымского парламента, — чтобы этот бюджет имел более наполненную доходную базу, чтобы можно было увеличить расходную часть на социальные программы, которые пришлось подсократить в нынешнем году».

Анатолий Гриценко в очередной раз выразил сожаление, что на 2009-й не предусмотрено ни одной копейки из госбюджета на социально-экономическое развитие автономии. «Если не будет найдена поддержка Кабинета Министров по внесению изменений в госбюджет, чтобы были выделены средства на социально-экономическое развитие автономии хотя бы в прошлогоднем объеме, то строительство многих капитальных объектов будет, очевидно, приостановлено», — сказал крымский спикер.

Бюджет развития автономии, утвержденный на 2009-й в пределах 36 млн грн, не позволит закончить строительство объектов капитального характера, которые были начаты в прошлом году, считает Председатель Верховной Рады АРК. По его словам, это самый большой недостаток бюджета АРК-2009.

По просьбе журналистов Анатолий Гриценко пояснил суть принятых поправок. Их две.

В поправке депутата Игоря Лукашева сконцентрировано порядка 30 предложений, которые были внесены постоянными комиссиями и депутатскими фракциями в процессе обсуждения проекта бюджета.

Например, на программу поддержки промышленного производства запланировано 1,5 млн грн, а в поправке отмечено, что при получении доходов во втором полугодии эта сумма будет увеличена на 1 млн грн. На подготовку курортной отрасли к сезону предусмотрено 1,5 млн грн, а при внесении изменений в бюджет отрасли будет добавлен 1 млн грн. На поддержку предпринимательства утверждена сумма 1,5 млн грн, позже будет дан еще 1 млн грн. На программу обустройства депортированных заложено 4,5 млн грн, а согласно поправке И. Лукашева эта сумма будет увеличена на 1,9 млн грн.

Эти поправки, которые сейчас не вошли в основной бюджет, будут первоочередными и защищенными при внесении изменений в бюджет по итогам полугодия и девяти месяцев, подчеркнул глава крымского парламента.

А поправка Валерия Иванова, по его словам, заключается в снижении налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств. Предлагается, в зависимости от объема двигателя автомобиля, освободить их от уплаты повышенного недавно налога на 80, 60 и 20%.

«Мы все-таки надеемся, что Кабинет Министров Украины и Верховная Рада исправят допущенную ошибку, потому что в условиях экономического кризиса увеличивать нагрузку на владельцев транспортных средств неправильно. Это вызывает волну возмущения у всех автолюбителей в Украине», — сказал А. Гриценко. По его словам, предварительные расчеты показали, что снижение налога не скажется на сокращении суммы специального фонда по этой статье. К доходной части бюджета общего фонда данные платежи отношения не имеют. Эти средства идут исключительно на текущее содержание и капитальный ремонт дорог республиканского значения. В прошлом году в Крыму это была сумма в 22,2 млн грн, в этом — 27 млн грн, а в конечном итоге, по предположению А. Гриценко, будет порядка 47 млн. «Нам бы хотелось, чтобы эта сумма была значительной, чтобы мы могли отремонтировать дороги, но не за счет жителей Крыма. Надо искать другие источники дохода, чтобы вести реконструкцию и строительство новых автомобильных магистралей, включая и кредиты международных финансовых организаций», — отметил глава крымского парламента.

Журналистов интересовало, почему в поправках не предусмотрено финансирование развития русского языка. По словам А. Гриценко, в основном бюджете изначально утверждена достаточная сумма в 2 млн 165 тыс. грн, которая позволит профинансировать все предполагаемые программы по развитию языков — не только русского, но и украинского и других.

Председатель Верховной Рады АРК напомнил, что в прошлом году доходная часть бюджета автономии была выполнена на 102,2%, получено 55 млн грн сверхплановых поступлений. Это позволило профинансировать все предложения, которые были внесены в течение бюджетного года депутатами, постоянными комиссиями.

30 млн грн как часть бюджетного остатка перешла с 2008-го в 2009 год.

В нынешнем году, считает глава крымского парламента, те предложения, которые учтены в поправке И. Лукашева, также будут профинансированы в полном объеме. Один из резервов, который позволит это сделать, по его словам, — средства от реализации земли. Сумма, которую предполагается получить по этой статье, в доходной части пока не предусмотрена. Зато деньги на проведение организационных мероприятий по подготовке продажи земельных участков с аукциона выделены — по различным статьям около 200 тыс. грн.

Планировалось также заключить договор с компанией о разработке карты застройки ЮБК с тем, чтобы определить приоритетные земельные участки, которые можно было бы продавать исключительно с аукциона, подчеркнул А. Гриценко.

Местным органам власти рекомендовано продавать землю под уже выкупленными зданиями, а также проводить аукционы под вновь выделяемые земельные участки.

А. Гриценко напомнил, что Верховная Рада АРК не имеет в своем распоряжении ни магазинов, ни иных коммерческих объектов. Все они находятся в компетенции органов местного самоуправления, которые должны на своих территориях продавать земельные участки под уже выкупленными помещениями, а не продлевать договоры аренды. Это делается каждый год или через 2—3 года и вызывает недовольство предпринимателей, а также не способствует стабильной работе в перспективе.

Например, сумму в 25 млн грн, которую запланировали получить с продажи земли в бюджете Симферополя, А. Гриценко считает очень маленькой. По его мнению, и конфликт в городском совете возник оттого, что «надо все продавать, а не просто выделять. Тогда это будет прозрачно и никто не усомнится в правильности выделения земельного участка».

Что же касается автономии в целом, то Председатель Верховной Рады АРК считает, что первое полугодие как раз будет посвящено решению организационных вопросов, а уже во втором начнутся конкретные действия по реализации с аукционов земель, находящихся за границами населенных пунктов и входящих в компетенцию Совета министров Крыма. По его словам, это действительно доходная база, которая длительное время не использовалась в Крыму. «Мы рассчитываем, — подчеркнул крымский спикер, — что в этом году от продажи земли несельскохозяйственного назначения часть средств должна поступить в бюджеты местных советов и в республиканский, тем самым будут компенсированы расходы, которые мы не смогли себе позволить профинансировать за счет того объема бюджета, который утвержден сегодня: 2 млрд 450 млн».

«Крымские известия»