Бюджет Крыма-2009

Игорь ЛУКАШЕВ: «ДЕЛАЕТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ В АВТОНОМИИ СОХРАНЯЛАСЬ СТАБИЛЬНОСТЬ»

04.02.2009

Обычно при принятии основного финансового документа политики и экономисты пытаются определить: то ли это бюджет развития, то ли «проедания». Бюджет автономии на 2009 год председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Игорь ЛУКАШЕВ назвал в интервью для «Крымских известий» бюджетом выживания. И вряд ли кто-то возьмется оспаривать это мнение, учитывая реалии экономической и финансовой ситуации в стране.

— И тем не менее, — подчеркнул Игорь Михайлович, — несмотря на экономический кризис, в Крыму сформирован проект бездефицитного бюджета на 2009 год. В нем предусмотрено стопроцентное финансирование защищенных статей: заработная плата, энергоносители (с учетом той цены, которая доведена до нас Киевом), питание, медикаменты.

Решено продолжать выполнять республиканскую программу «Здоровье крымчан», поскольку мы убедились за год ее работы, как она необходима. Люди благодарны за возможность бесплатно пройти обследование, медицинские работники, которые трудятся на селе, — за надбавки к зарплате.

Что касается остального, будем поступать по отработанной в предыдущие годы схеме: в процессе выполнения бюджета распределять доходы и добавлять средства по тем статьям, на которые сейчас не заложено финансирование в полном объеме.

Кстати, все, что было запланировано в прошлом году и что было закреплено согласительным протоколом, подписанным лидерами всех фракций крымского парламента, выполнено.

Сейчас перед Крымом стоит задача сохранить достигнутое. А сделано немало. За последние два года удалось значительно улучшить в республике показатели по газификации, водоснабжению. Ждут решения проблемы энергосбережения, реконструкции котельных, укрепления фасадов. На все это должны выделяться деньги из госбюджета, но в нынешней ситуации нам приходится рассчитывать только на свои силы.

Другой вопрос, будет ли выполняться нынешний бюджет. Все зависит от состояния экономики, банков и финансовой деятельности. То, что мы должны были сделать на данном этапе, сделали. По каким-то статьям заложили минимум, чтобы хотя бы «забить» строки в бюджете и иметь возможность потом, при получении доходов, добавить средства. А недовольные тем, что бюджетных средств выделяется мало, были всегда, и в более благополучные времена.

— Как проходило обсуждение проекта бюджета на заседаниях парламентских комиссий?

— На всех комиссиях депутаты подошли к обсуждению проекта бюджета очень серьезно. Все их предложения занесены в протокол. На каждый вопрос мы с министром финансов Крыма давали подробные разъяснения.

Дело в том, что проект, который предлагается, был глубоко проработан Совмином. Бюджетный процесс начался еще в июне. И в результате представлен сбалансированный документ, в котором учтена реальная ситуация. Некоторые депутаты, конечно, настаивают на том, чтобы в бюджет отдельной строкой было внесено финансирование тех или иных объектов. Чаще всего это касается социальной сферы. Например, ремонт родильного дома в Евпатории или расширение лицея с углубленной военной подготовкой в Алуште. Спору нет — актуальные вопросы, но для их решения мы можем взять деньги только из специального фонда. А он формируется из госдотации и собственных доходов, которые еще надо получить.

Изменения и дополнения в проект бюджета автономии было предложено внести на согласительной комиссии с участием всех фракций. В связи с этим я готовлю поправку к проекту бюджета. Но речь не идет о каких-то существенных переменах, которые бы разбалансировали выверенный финансовый документ. Нам нет смысла брать завышенные обязательства по наполняемости бюджета. Нельзя и завышать расходы, чтобы не сделать его дефицитным. Первое полугодие с этим бюджетом мы проживем, а там посмотрим.

— Какие дотации предусмотрены для автономии в нынешнем госбюджете?

— Остались только дотация выравнивания и субвенции городам и районам, которые идут через республиканский бюджет. Что же касается Государственной программы социально-экономического развития Крыма, то в 2007 году, при правительстве Виктора Януковича, автономия получила дотацию в 251 млн грн. В 2008-м правительство Юлии Тимошенко выделило нам на эти же цели сумму в пять раз меньшую — 52 млн грн. А на 2009-й в госбюджете уже не запланировано по этой программе ни копейки — большой ноль. Газо- и водопроводы, дороги, школы и больницы, другие социальные объекты и жилищно-коммунальную сферу Киев оставляет без финансирования. Как хотите, так и управляйтесь.

Центром была задекларирована программа по развитию инфраструктуры, но нет никакой информации, кто будет ее финансировать и реализовывать. Неизвестно, как справятся с перечислением даже запланированных средств. Дотацию выравнивания за январь, например, Крым получил в самом конце месяца. Из-за этого возникла небольшая задержка зарплаты.

— Если говорить о крымских резервах, то что они собой представляют?

— Пока можно говорить только о деньгах, которые получим от продажи имущества автономии. В проект бюджета заложена прогнозируемая цифра — 36 миллионов гривен. Но еще вопрос, будут ли продаваться намеченные объекты и удастся ли ее получить.

Мы не можем, как предусматривает госбюджет, брать внешние заимствования, а можем рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Продажа права аренды земли с аукционов была начата нами еще до того, как Кабмин стал рекомендовать идти таким путем, чтобы наполнять местные бюджеты. И в нашем проекте бюджета заложены средства на подготовку этих аукционов. Ведь надо иметь картографию, чтобы предоставить покупателям проекты отводов земельных участков.

— Приходится ли нам в условиях кризиса рассчитывать на инвесторов?

— К счастью, интерес к Крыму как к инвестиционной площадке сохраняется и сегодня. Недавно, например, обсуждался проект о запуске сборочного производства на нашей территории. Есть шанс, что оно заработает во втором квартале. Мы в этом очень заинтересованы. Появятся рабочие места, налоговые поступления. В условиях кризиса это очень важно. Он особенно сильно ударил по крымской строительной отрасли, что привело к падению и производства стройматериалов. Количество заказов уменьшилось. Производство работает не в полную мощность. Чтобы снова увеличить его загрузку, необходимы инвестиции, а также финансовая помощь государства, выраженная в банковских кредитах, и, конечно, идеи относительно реального развития производства.

— Какие перспективы у Крыма как у курортного региона?

— Просто сидеть и гадать, приедут к нам отдыхающие или нет, нельзя. Будем работать не только над улучшением условий пребывания курортников, но и над развитием инфраструктуры, сохранением культурного наследия Крыма. Это привлекает туристов. В прошлом году мы провели реконструкцию монастыря Сурб-Хач, в этом — готовим программу по крымскотатарским и объектам культуры других народов полуострова.

Южнобережные дворцы тоже надо реставрировать за счет госбюджета, поскольку они не просто привлекают туристов, а еще и сами зарабатывают. Планируется и реконструкция различных музеев. Например, Симферопольского художественного. Внимание к нему, в том числе и из-за рубежа, усилилось после того, как были выставлены хранившиеся до сих пор в запасниках картины западноевропейских художников.

Если все культурные, архитектурные и исторические памятники, которых в Крыму очень много, привести в надлежащее состояние, то они будут привлекать туристов, что даст и доходы в бюджет, и работу для крымчан. Об этом мы тоже думаем, все взаимосвязано.

— Предположим, что предложенный проект бюджета Крыма будет принят, успешно выполнен, появятся доходы, и это позволит профинансировать статьи, на которые сейчас денег не хватает. Таков оптимистичный прогноз. А каким может быть пессимистичный?

— Если Украина окажется в экономическом коллапсе, то он, к сожалению, не может не задеть и нас. У нас ведь не отдельная банковская система. Но вопрос выхода из кризиса находится, увы, не только в экономической, но и в политической плоскости. Сейчас в Украине нет никакой реальной программы по выходу из кризиса. Правительству, которое сегодня работает, хорошо ли, плохо ли, народ Украины должен дать оценку. Ведь если предприятием не довольны, то менеджеров меняют. А в Киеве сегодня полный хаос. Администрация Президента и Кабмин то и дело блокируют работу друг друга. Невозможно решить какие-либо вопросы.

Крым держится на плаву за счет того, что у нас нет противоречий между ветвями власти, они слаженно сотрудничают. К тому же структура нашей экономики основывается больше на услугах, на торговле, и не так много крупных предприятий, которые особенно подвергаются кризису. Хотя «накат» на рыночников — тоже проявление кризиса. Эти люди не гребут золото лопатой, а зарабатывают деньги в очень нелегких условиях. Пусть они платят небольшой налог, но хоть сами себя обеспечивают работой. А если под нынешним натиском бросят все и пойдут на биржу, — государству придется им выплачивать пособие. Кому от этого будет польза? Так же и с предприятиями: надо дать им возможность работать и платить своим сотрудникам зарплату.

Я всегда стараюсь настроить людей оптимистично. Но если только повторять слово «сахар», то сладко не станет, поэтому мы думаем, как отрегулировать эти вопросы. Все, что зависит от нас как от республиканской власти, будет сделано на 100%. А как смогут справиться с ситуацией на уровне Украины, трудно сказать. Прогнозам это не поддается. Никто не знает, когда закончится финансовый кризис в мире. Над этой проблемой бьются лучшие экономические умы разных стран, а ответов на вопросы: почему это началось и что надо делать, до сих пор нет. Каждая страна действует по собственному плану. Украина также должна принять меры для своего спасения, а не надеяться на кого-то.

Мы на уровне Крыма не бездействуем. Хотя некоторые вопросы никак невозможно решить на региональном уровне. Например, заставить банки выдавать кредиты — прерогатива НБУ. И тем не менее нами делается все, чтобы в автономии сохранялась стабильность, чтобы последствия кризиса как можно меньше сказались на жизни крымчан.

«Крымские известия»