Выступление Председателя ВР АРК Гриценко А.П. на торжественном собрании, посвященном Дню Автономной Республики Крым и Дню Флага Автономной Республики Крым

20.01.2009

Уважаемые участники торжественного собрания!
Дорогие крымчане!

Автономной Республике Крым исполнилось восемнадцать лет. По меркам жизни человека это возраст полного совершеннолетия, достижение которого влечет за собой обретение им всех предоставляемых обществом гражданских прав, свобод и такой же ответственности.

Конечно, это сравнение применительно к такому сложному политико-правовому формированию, как наша республика, условно. Но оно побуждает каждого, кто причастен в своих решениях, планах и делах к написанию современной истории крымской автономии, задуматься, вспомнить пройденное, подвести некоторые итоги, заглянуть в день завтрашний.

Сегодня, анализируя сложившуюся в тот период общественно-политическую ситуацию в стране, с уверенностью можно сказать, что воссоздание автономной республики в Крыму было исторически предопределенным, объективно необходимым и политически оправданным.

Это событие, безусловно, явилось этапным в судьбе Крыма, сыграло решающую роль в его дальнейшем развитии как автономии, являющейся неотъемлемой составной частью суверенной Украины.
Состоявшийся 20 января 1991 года Всекрымский референдум стал важнейшей и определяющей вехой всего процесса придания Крыму автономного статуса. Его результаты красноречиво и недвусмысленно отразили чаяния и гражданскую позицию подавляющего большинства жителей полуострова, проголосовавших за восстановление крымской территориальной автономии.

Хочу особо подчеркнуть важность того, что процесс автономизации Крыма протекал мирно, демократично и был реализован в форме народного волеизъявления с соблюдением всех необходимых юридических процедур. В те годы, как в прочем и в последующие, это был единственный случай правового создания автономии на всей территории бывшего Советского Союза. Тем самым были созданы необходимые условия для последующей легитимизации результатов референдума Верховной Радой Украины.

Это еще один важный этап в становлении крымской автономии, связанный с правовым оформлением ее статуса, завершился в 1998 году принятием Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции автономии и ее последующим законодательным закреплением Верховной Радой Украины.

К сожалению, немало времени ушло на поиск оптимальной модели крымской автономии, которая бы позволила обеспечить баланс как собственных интересов, так и интересов государства. В значительной степени это был путь проб и ошибок, в ходе которого крымчане пережили эйфорию суверенизации и неудачный опыт президентского правления, период существования без соответствующей Конституции и четких полномочий.

Несмотря на это мы прошли свой путь автономизации за считанные годы, в то время как в других странах на него уходят десятилетия.
При этом за истекшее время крымчане осознали для себя, может быть, самое главное: право на автономию является не привилегией на получение каких-то особых льгот, а формой нашей общей ответственности за настоящее и будущее родного края. И эта ответственность не является чем-то умозрительным и виртуальным. Она лежит в основе понимания и видения общих целей и устремлений, готовности самоотверженно трудиться над их достижением, усматривая в наполненном великой силой мудрости девизе автономии "Процветание в единстве" это не декларативный лозунг, а призыв жить на благословенной крымской земле в мире и согласии, беречь и приумножать ее природные богатства, исторические традиции и культурное своеобразие как неисчерпаемый источник дальнейшего развития.

Являясь на протяжении 14 лет депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, очевидцем и участником становления и развития крымской республики, считаю,  что главный итог прожитых нами 18-ти лет как раз и заключается в осознании крымским сообществом того, что главной фундаментальной ценностью автономии, ее базисом, если хотите, является необходимость сохранения политической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия. Опыт мирного и плодотворного сосуществования многочисленных этносов на крымском полуострове – это бесценное достояние нашей республики.  И мы немало делаем для того, чтобы сбалансировать интересы всех этнических групп, проживающих в Крыму.

Идя по пути толерантности и взаимного уважения, постоянного диалога и поиска компромиссов, мы решаем сложные, подчас острые проблемы, которые как в прошлые годы, так и сейчас выдвигает жизнь. При этом мы всегда помним, что судьба Крыма в руках каждого из нас.
Сегодня к числу наиболее приоритетных из них относится максимальное и эффективное использование предоставленных и гарантированных республике Конституциями автономии и страны прав и полномочий. Мы рассматриваем их как действенные рычаги влияния на положение дел в республике, важнейшие факторы обеспечения ее социально-экономического прогресса.

Причем, важно отметить, что результат появляется только тогда, когда все ветви власти автономии действуют слаженно и организованно. Примером могут служить последние два с половиной года согласованной работы Верховной Рады, Совета министров и большинства органов местного самоуправления автономии. Их деятельность служит единственной цели – активному использованию всех имеющихся внутренних резервов и благоприятных внешних факторов для обеспечения устойчивого и динамичного развития нашего края и улучшения условий жизни крымчан. О том, как решается эта стратегическая задача, свидетельствуют достигнутые результаты.

Если до 2006 года автономия занимала 24-27-е места в рейтинге показателей социально-экономического развития среди регионов Украины, то последние два года с половиной она стабильно входит в десятку лучших.

Несмотря на неблагоприятные внешние экономические условия, связанные с мировым кризисом, республика завершила 2008 год в целом с положительными результатами. Объем произведенной промышленной продукции увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,1 %. При этом объем продукции машиностроения возрос на 5,8%, а перерабатывающей промышленности – на 4,1%.

Сегодня в Крыму один из самых низких уровней безработицы в стране. По этому показателю он занимает третье место среди регионов Украины. В настоящее время принимаются дополнительные меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы, созданию рабочих мест.

По темпам роста производства валовой сельскохозяйственной продукции автономия входит в лидирующую группу регионов Украины. Это стало возможным благодаря тому, что в 2008 году аграриями автономии выполнены поставленные задачи по всем основным направлениям.

Ими произведено продукции на сумму 4 млрд. 320 млн. грн., что на 20,8% больше, чем в 2007 году, в котором этот показатель составил 3 млрд. 577 млн. грн. А всего за последние два с половиной года прирост продукции составил 36,6 %. Впервые за последние 16 лет получен самый высокий урожай зерновых – 1 млн. 781,6 тыс. тонн. Больше чем в предыдущем году произведено мяса, молока, яиц, шерсти. На 19% больше, чем в 2007 году, собрано фруктов и ягод. Заложено две тысячи гектаров садов и виноградников.

Сегодня Крым обеспечивает продовольствием не только себя, но и другие регионы Украины, а также экспортирует продукцию сельского хозяйства в 14 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Высокие темпы роста достигнуты по реализации потребительских товаров, объем которой превысил на 19,4% уровень прошлого года. Объем розничной торговли также вырос на 19,5%. Положительное сальдо внешней торговли товарами составило более 178,1 млн. долларов.

Благодаря активной экономической деятельности была обеспечена устойчивая позитивная динамика роста притока финансовых средств в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты Автономной Республики Крым. В 2008 году поступило на бюджетные счета  с учетом собственных доходов 8 млрд. 918,4 млн. грн., что на 1 млрд. 450 млн. грн.  или на 19,4 % больше, чем в 2007 году. Это позволило выполнить бюджет республики с превышением доходов над расходами.

Увеличение финансовой базы позволяет нам успешнее решать многие социальные проблемы. За последнее время в республике проделана масштабная работа по газификации сельских населенных пунктов Ее уровень уже доведен до 49,6 % от потребности, хотя на 1 января 2006 года этот показатель равнялся 24% и Крым занимал 24 место среди регионов Украины. Только в прошлом году было проложено свыше 400 километров газопроводов. Введено в эксплуатацию более 400 тысяч кв.м. жилья.

В автономии действует целый ряд программ по социальной защите населения, которых нет в других регионах Украины. Ими охвачено значительное число крымчан, нуждающихся в помощи и внимании со стороны общества. А это сотни тысяч людей. Ведь только пенсионеров и инвалидов в Крыму проживает более 560 тысяч.

И такая помощь оказывается. Позитивные изменения происходят в структуре учреждений, обеспечивающих обслуживание одиноких нетрудоспособных граждан и инвалидов. Только за последнее время в регионах республики открыты 9 отделений территориальных центров по работе с этой категорией людей.

Продолжается телефонизация инвалидов и участников войны. Практически во всех регионах Крыма принята программа "Забота" по социальной поддержке малообеспеченных.

Под неослабным контролем со стороны Верховной Рады, Совета министров, органов местного самоуправления находится реализация программы "Здоровье крымчан", рассчитанной до 2012 года.

С 1 января нынешнего года начался второй этап программы, в ходе которого введено бесплатное маммографическое исследование и энцефаллография, рассматривается возможность финансирования других вопросов, предусмотренных данным документом.

Впервые в современной истории Крыма в 2008 году на образование из всех источников финансирования было предусмотрено 1 млрд. 660 млн. грн., что составило 34,4% в общем объеме расходов сводного бюджета автономии.

Добрым знаком позитивных итогов, проводимой в автономии социальной политики, может служить тот факт, что последние два года у нас увеличивается рождаемость. В 2008 году в автономии родилась 21 тысяча младенцев, что на 2 тысячи больше, чем в предыдущем году.
Верховная Рада и Совет министров автономии, наряду с решением повседневных задач, делают все возможное для того, чтобы заложить основу для будущего развития республики.

С этой целью с 2006 года за счет средств бюджета поддерживаются предприятия, реализующие энергосберегающие инновационные проекты, через механизм удешевления выделенных на эти цели банковских кредитов. В рамках данной программы за три года из республиканского бюджета направлено 17,5 млн. грн., что позволило привлечь 350 млн. грн. кредитных ресурсов, создать 657 новых рабочих мест.

В настоящее время этот опыт распространен на предприятия агропромышленного комплекса. В сегодняшних условиях важно, как никогда ранее, поддерживать и защищать крымского товаропроизводителя.

Крым является одним из пяти регионов Украины, где осуществляются пилотные проекты по созданию промышленных парков. В течение 2009–2012 годов такие парки должны появиться и начать функционировать в Бахчисарайском районе, городах Джанкое и Щелкино. А это значит, что здесь тоже будут созданы новые рабочие места.

Неослабное внимание уделяется обеспечению притока инвестиций в экономику Крыма. По данному показателю автономия входит в первую десятку регионов Украины.

Крым находится в первой пятерке отечественных регионов по развитию и финансовой поддержке малого бизнеса. А по количеству малых предприятий на 10 тысяч человек крымская автономия занимает второе место в стране. Как результат, поступления налогов в бюджеты всех уровней от деятельности этого сектора экономики за два года увеличились на 78 %. Продолжают расти количественные показатели  занятости людей в этой сфере. И надо сделать все возможное, чтобы малый бизнес продолжал развиваться.

Приоритетным  направлением остается формирование условий для создания на территории полуострова современного, конкурентоспособного, высокоэффективного санаторно-курортного и туристического комплекса общегосударственного и международного значения. С этой целью завершаются работы по инвентаризации земель Южного и Юго-Восточного берегов Крыма. Впервые в Украине создается цифровая модель кадастровых планов данных регионов. Параллельно с этим идет подготовка к осуществлению ряда крупномасштабных проектов по освоению курортных территорий Западного и Юго-Восточного Крыма, развитию транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.

Мы рассчитываем, что принимаемые меры позволят в перспективе значительно увеличить объемы обслуживания отдыхающих и повысить качество услуг, оказываемых курортно-туристической сферой автономии.

Подходит к концу разработка генеральных планов городов и других населенных пунктов республики. Проводятся работы по созданию кадастров земельных, природных и других ресурсов полуострова.

На пленарном заседании Верховной Рады Автономной Республики Крым в сентябре прошлого года утверждена Схема планировки территории республики – основной градостроительный документ, определяющий перспективы развития автономии на ближайшие 20-25 лет.

Еще одним важным шагом является утверждение Верховной Радой Программы социально-экономического развития автономии, рассчитанной до 2012 года. Этот документ аккумулирует около 40 различных целевых и локальных программ, ранее принятых по конкретным направлениям экономической, социальной и гуманитарной политики. В ней определены цели, задачи, мероприятия и прогнозируемые показатели на ближайшие годы. Планируется добиться ежегодного роста объемов валовой продукции на 4-7% и довести их до 41,2 млрд. грн. в 2012 году.

Взятый Верховной Радой и Советом министров республики курс в хозяйственной деятельности с расчетом на более длительную перспективу не только диктуется самой жизнью, но требует ускоренных темпов реализации. Сегодня, когда свои нежелательные коррективы вносит в нашу жизнь мировой экономический кризис, намечаемые нами новые рубежи кажутся трудно достижимыми. Тем не менее, наряду с принятием антикризисных мер, мы должны думать о будущем.

Однако не могу не отметить, что на общую ситуацию в автономии влияет ряд факторов, истоки которых находятся в большей степени за пределами Крыма. В их числе перманентная политическая нестабильность в стране, отсутствие продуманной и поддержанной на местах стратегии регионального развития, неблагоприятная внешняя экономическая конъюнктура и многое другое.

Их негативное воздействие в значительной мере тормозит развитие конструктивных деловых отношений между автономией и центром, вносит в них ненужный элемент политизации вместо объединения наших совместных усилий для решения существующих проблем. А таких проблем, к сожалению, по-прежнему много.

Не урегулировано конституционное право собственности и правовой режим имущества Автономной Республики Крым. Немало трудностей и недоразумений возникает из-за противоречий в законодательстве Украины в вопросах собственности автономии на землю и природные ресурсы.

B последнее время Автономной Республике Крым приходится немало усилий тратить на отстаивание своих прав в вопросах согласования кадровых назначений ряда органов управления полуострова, подведомственных центральным органам власти. Это далеко не пустая формальность. Нам не все равно, на кого возлагается, например, ответственность за обеспечение общественного порядка и борьбу с преступностью на полуострове или на сколько четко и профессионально будут работать пункты таможенного контроля, учитывая специфику Крыма, как крупного транспортного узла и международного курорта, который ежегодно принимает около шести миллионов гостей из разных уголков земного шара.

По сути отсутствует должный государственный подход к решению таких выходящих за рамки полномочий только самой автономии проблем, как нагрузка на экосистему полуострова, необходимость в реализации крупных инфраструктурных проектов по тепло-, водо-, газоснабжению, электрификации, утилизации твердых бытовых отходов, развитию и эксплуатации дорожной сети, проведению берегоукрепительных работ и тому подобное.

Нельзя признать нормальным, что в 2008 году из Госбюджета была выделена субвенция на социально-экономическое развитие республики в пять раз меньше средств, чем в 2007 году. А на 2009 год вообще не предусмотрено ни копейки.

В последнее время Верховной Раде и Совету министров Автономной Республики Крым неоднократно приходилось осуществлять меры по защите конституционных полномочий в сфере языковой политики. Только в нынешнем, пятом, созыве Верховной Радой автономии принято по данной проблеме 14 нормативных документов, в парламент Украины направлен 21 проект законов Украины, предусматривающих расширение сферы применения русского языка.

Ни в коем случае не ущемляя права других этносов, населяющих полуостров, мы будем и в дальнейшем добиваться соблюдения со стороны центральных органов власти статьи 10-й Конституции Автономной Республики Крым и ратифицированной Украиной Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств.

Говоря о защите полномочий, предоставленных Конституцией Автономной Республики Крым, нельзя не отметить то, каким опасным и тупиковым путем идут те, кто пытается расшатать правовые основы самого статуса автономии, "урезать" существующие права республики.

Более того, эти деструктивные по своей сути планы и намерения дополняются инициированием из-за пределов автономии столь же деструктивных акций по сбору подписей за проведение Всеукраинского референдума по лишению Крыма автономного статуса.

Все это не может не вызывать тревогу и вполне естественную негативную реакцию у большинства крымчан.

Должен сказать, что руководство автономии, глубоко осознавая всю остроту обстановки и возможные последствия подобных провокационных и безответственных действий, стремится адекватно реагировать на них, неуклонно придерживаясь при этом норм действующего законодательства и активно прибегая к судебной практике. Сегодня, например, в судах разных инстанций рассматривается 16 дел, связанных с защитой прав Автономной Республики Крым, в том числе 4 из них находятся в Конституционном Суде Украины.

Считаю необходимым подчеркнуть, что Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым будут и впредь правовым путем последовательно отстаивать права и полномочия крымской автономии.

По сути такая позиция является для органов власти республики вполне естественной и безальтернативной. Она уже не однажды доказала свою правомерность и действенность. Кроме того, процесс децентрализации власти в стране объективно необходим и неминуем, а соблюдение и расширение прав органов местного самоуправления будет только способствовать улучшению положения дел в регионах.

Дорогие друзья!

Празднуя сегодня День Автономной Республики Крым, мы отдаем должное не только воле крымчан, которую они проявили 20 января 1991 года на Общекрымском референдуме, положившем начало новейшей истории автономии. Мы отдаем дань уважения всем жителям полуострова, которые своим повседневным трудом все эти годы делали все от них зависящее, чтобы автономия жила и развивалась.

За 18 лет выросло новое поколение крымчан, для которых автономия стала частицей их жизни, их родиной. Крымская автономия стала привычной составной частью современного суверенного украинского государства. Исторический выбор в пользу автономии полностью оправдал сложное и противоречивое время, в котором нам доводится жить.

Крымская земля богата трудолюбивыми, любознательными и одаренными людьми. Среди нас живут, отдавая свои любовь, знания и опыт родному краю, герои войны,  труда и матери – героини, ученые с мировым именем и выдающиеся деятели искусств, гроссмейстеры и олимпийские чемпионы, новаторы и изобретатели, вписавшие своими достижениями не одну славную страницу в историю Автономной Республики Крым.

Хочу выразить искреннюю благодарность находящимся в этом зале лучшим представителям людей труда полуострова, всем крымчанам за работу по укреплению автономии, за вклад в ее процветание. Думаю, что наступает время, и это было бы правильно, для создания летописи жизни замечательных людей Крыма.

В автономии выработана стройная система материального и морального поощрения разных категорий крымчан. Это стипендии лучшим учащимся школ, студентам вузов, ведущим спортсменам и их тренерам, гранты молодым ученым, премии медицинским работникам и педагогам.

Сегодня в очередной раз группе ученых, инженерно-технической и творческой интеллигенции, энергетикам и строителям за заслуги перед  Автономной Республикой Крым вместе с государственными наградами и другими знаками отличия  будут вручены премии автономии. Этот торжественный акт впервые приурочен к празднованию дня рождения республики.

Особенностью нынешнего празднования очередной годовщины автономии является то, что в этом году впервые официально отмечается День Флага Автономной Республики Крым. В сине-бело-красной расцветке крымского стяга воплощено многое: героическое прошлое полуострова, современность и основные принципы автономии, такие как равенство всех культур и народов, стремление к гражданскому миру и согласию, надежда на благополучное будущее.

В апреле текущего года нам предстоит отметить 65-летие освобождения Крыма от гитлеровских оккупантов. В этой связи надо еще раз внимательно рассмотреть, все ли мы делаем для выполнения принятых Верховной Радой автономии Мероприятий "Найти солдата" по поиску и захоронению останков воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. По большому счету, мы должны всю эту работу завершить к 65-й годовщине Великой Победы.

Из этой череды памятных дат, событий и новых праздников незримо создается история современной Украины, в развитии  которой Автономная Республика Крым играла и играет важную, незаменимую роль. Поэтому стабильный и процветающий Крым – залог благоденствия всей страны.

Нынешний состав депутатского корпуса Верховной Рады и членов Совета министров автономии исходит из того, что у Крыма есть реальная перспектива успешного развития и достижения на этой основе новых стандартов качества жизни населения полуострова.

Дорогие друзья!

От имени Верховной Рады автономии сердечно поздравляю вас и всех крымчан с Днем Автономной Республики Крым и Днем Флага автономии!

Желаю вам добра и благополучия, веры в собственные силы и уверенности в завтрашнем дне!

Пусть на крымской земле царят мир, согласие, единство и взаимопонимание, а в каждом доме и каждой семье всегда будут достаток, тепло и уют.