На очередном заседании Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по науке и образованию, которое провел ее председатель Анатолий Жилин, депутаты обсудили ход выполнения Крымской республиканской программы «Учитель» и мероприятия по проведению внешнего независимого тестирования выпускников общеобразовательных учебных заведений автономной Республики Крым.


На очередном заседании Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по науке и образованию, которое провел ее председатель Анатолий Жилин, депутаты обсудили ход выполнения Крымской республиканской программы «Учитель» и мероприятия по проведению внешнего независимого тестирования выпускников общеобразовательных учебных заведений автономной Республики Крым. В работе комиссии приняли участие первый заместитель министра образования и науки Крыма Владимир Каврайский, директор школы-гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского Игорь Ковалев.
Перед началом заседания член комиссии Сергей Казаченко предложил депутатам выступить с инициативой и организовать в сентябре-октябре текущего года депутатские слушания по проблемам защиты и охраны интеллектуальной собственности и авторских прав. Участники заседания поддержали предложение депутата и приняли решение рекомендовать Президиуму Верховной Рады автономии внести вопрос о проведении слушаний в повестку дня одного из ближайших пленарных заседаний Верховной Рады АРК.
В ходе заседания В. Каврайский проинформировал депутатов о выполнении Крымской республиканской программы «Учитель», которая принята в соответствии с аналогичной Государственной программой на период до 2012 года. Этот документ определяет основные цели, задачи и мероприятия по решению проблем, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений, подготовкой, профессиональной деятельностью, последипломным образованием педагогических работников, повышением уровня социальной защищенности учителей. В рамках реализации программы удалось стабилизировать кадровый состав учебных заведений – третий учебный год в крымских школах начнется без вакансий, что, по мнению заместителя министра, главное для отрасли. Немаловажно и то, что постепенно сокращается количество учителей-неспециалистов. Общий прием в вузы по педагогическим специальностям ежегодно составляет около 2000 человек. В республиканских высших учебных заведениях введены новые специальности: практическая психология, дефектология, коррекционная и социальная педагогика. С целью подготовки кадров для учебных заведений сельской местности заключаются договоры с педагогическими вузами Украины, используется контрактная форма работы с абитуриентами, поступающими по целевым направлениям. Из 250 выпускников сельских школ зачислены на обучение 151 человек, что составляет 60%.
Кроме того, труд учителя стимулируется материально. В городах и районах Крыма местными органами власти приняты решения о доплатах педагогам, имеющим звания «Заслуженный учитель АРК», «Заслуженный работник образования АРК». В Ялте и Феодосии введены премии в ряде областей образования. И если в 2006 году разовую материальную помощь до 1000 гривен получили 98 из 263 молодых специалистов, то в 2007 году оказание материальной помощи станет нормой – каждый молодой специалист, прибывший на работу в школу, получит до 2000 гривен.
В. Каврайский обратил внимание на ряд недостатков, присущих всей системе среднего образования Крыма. На фоне всеобщей компьютеризации учебных заведений пока слабо оснащается технически сам учебно-воспитательный процесс. Не секрет, что многие учителя не владеют компьютерной техникой даже на самом элементарном уровне, не говоря об использовании в учебном процессе современных обучающих программ. Зачастую, педагоги испытывают психологический дискомфорт в связи с тем, что их ученики лучше ориентируются и разбираются в новых компьютерных технологиях и программах. Сегодня не каждый учитель может позволить себе выписывать необходимые для работы газеты и журналы. Эту задачу решают за счет местных бюджетов и спонсорской помощи – каждая школа в среднем выписывает 12 периодических изданий.
На особом контроле находится проблема обеспечения педагогов жильем. Сегодня она решается хуже всего. На квартирном учете стоит 773 учителя. Жилья выделяется недостаточно, поэтому в 2006 году только 37 учителей улучшили свои жилищные условия. Одним из вариантов решения этой проблемы предлагается создание общежитий для молодых специалистов. Такой опыт уже внедряется в Ялте и Алуште.
Отвечая на вопросы депутатов о ходе реализации программы «Школьный автобус», В. Каврайский отметил, что местные органы власти, в соответствии с действующим законодательством, даже при отсутствии программы, обязаны осуществлять бесплатный подвоз детей к местам обучения. Однако некоторые местные и поселковые советы не всегда решают этот вопрос, перекладывая долю ответственности на республиканские органы власти. Заместитель министра подчеркнул, что органы власти автономии оказывают помощь в рамках Республиканской программы «Школьный автобус»и будут далее помогать местным органам власти, однако не смогут подменить руководителей районов в урегулировании ситуации.
Также В. Каврайский проинформировал участников заседания о проведении в Крыму внешнего независимого оценивания выпускников 11 классов. По украинскому языку, математике и истории в Феодосии будут тестироваться 591 человек, в Ялте – 1069 учащихся, в Бахчисарайском районе – 648 и в Кировском районе – 512 человек. Для объективности оценивания работы будут отправлены на проверку в другие регионы Украины.
На заседании комиссии депутаты рассмотрели ряд проектов нормативно-правовых актов и представления к награждениям.

Р. Белкина