Анатолий Гриценко: Когда есть результаты в решении проблем, всегда находятся люди, пытающиеся оспорить чужой успех


         Автономной Республике Крым исполнилось 16 лет. 20 января 1991 года крымчане приняли участие в референдуме и поддержали процесс воссоздания автономии. 16-летие - знаменательная дата. Каждый гражданин Украины получает в этом возрасте паспорт и становится на свою первую взрослую ступеньку. Можно ли то же самое сказать об Автономной Республике Крым? Эту и другие темы обсуждали на "Политической кухне" (ТРК "Жиса") автор и ведущий программы Григорий Иоффе и Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Анатолий Гриценко.
        
         - Автономия, образно говоря, "получает паспорт" в обновленной общественно-политической обстановке. Сформированное после пропорциональных выборов парламентское большинство назначило правительство и взяло на себя ответственность за все происходящее в республике. С другой стороны, оппозиция подвергает критике любой шаг новой власти. Может, если бы у нас была рядовая область, нам и с экономикой, и с политикой, и с оппозицией было бы легче, как вы считаете?
         - На мой взгляд, 16-летний возраст говорит о том, что наша республика окончательно сформировалась как неотъемлемое автономное образование в составе украинского государства. За 16 лет автономия переживала разные периоды. Было время, когда Автономная Республика Крым не имела ни одного нормативного документа или закона о Верховной Раде. Какой-то период времени мы жили в неведении, что это за территория, каковы ее полномочия, статус и так далее. Я являюсь свидетелем всех преобразований в судьбе автономии. Впервые парламент республики был избран в 1994 году по пропорционально-мажоритарной системе. Так что, если проводить предложенную вами аналогию, можно сказать, что мы имеем вполне зрелую и самостоятельную территориальную единицу, которая формирует представительные органы власти, имеет особый статус, закрепленный в Конституции Украины. Что же касается оппозиции... Когда есть серьезные результаты в решении сложных проблем, всегда появляется часть людей, пытающихся оспорить чужой успех. Но кто бы что ни говорил, как бы противники ни критиковали нас, мы будем работать со всеми и добиваться консолидации сил разного политического спектра. Проанализируйте программы оппонентов. Мы ведь ставим одни и те же задачи по улучшению жизни крымчан. Со многими оппозиционерами у нас налажен диалог. Очевидное подтверждение тому - принятие бюджета Автономной Республики Крым на 2007 год. В депутатском зале присутствовали 85 депутатов, из них 82 проголосовали за бюджет. Но достичь такого результата было непросто. Ему предшествовала кропотливая работа с фракциями политических партий. Однако, скрывать не стану, есть в крымском парламенте и так называемые реваншисты. Они строят политические прогнозы на недоработках депутатского корпуса. При этом не гнушаются грязными технологиями, в чем им содействуют подконтрольные СМИ. В любом случае оценку даст народ.
         - В определенном смысле вас можно назвать уникальным политиком. Вы дважды вошли в политическую реку в качестве Председателя парламента. Изменилось ли отношение центра к автономии за эти годы? Наблюдатели активно комментируют факт принятия украинскими законодателями закона о статусе депутата Верховной Рады Крыма, принят закон о Кабинете министров Украины с крымскими предложениями. Но, с другой стороны, есть попытка ввести императивный мандат. Думаю, крымчанам интересен ваш комментарий.
         - Всегда в Крыму были две точки напряжения - Верховная Рада и Совет министров. Возможно, из-за не четко прописанной законодательной базы они постоянно перетягивали полномочия на себя и решали, кто из них главный в автономии. Мы поставили точку в этих никому не нужных войнах, четко определив, что Верховная Рада является высшим представительным органом Автономной Республики Крым, что она избирается путем делегирования представителей (при пропорциональной системе - политических партий) для решения проблем всех округов. Для этого она нанимает исполнительную власть, которая будет выполнять требования времени и избирателей. Каждый занимается своим делом. Мы же не вмешиваемся в работу Совета министров, не претендуем на его полномочия, а вместе решаем самые острые, неотложные, насущные вопросы, чего, собственно, и ждут от нас крымчане. Я помню времена, когда премьер-министр собирал глав городов и районов, летел вместе с ними в Киев и искал у премьер-министра страны или Президента защиты от Верховной Рады автономии. Звучит нелепо, но все это относится к новейшей истории Крыма. Сегодня такое противостояние снято. Даже СМИ не имеют повода пройтись по взаимоотношениям между представительной и исполнительной ветвями власти.
         - Хотя некоторые хотели бы.
         - Очень хотели бы! А как усердствовал в клеветничестве последний постпред Президента Геннадий Москаль! Ежедневно наводнял Интернет информацией о мнимых ошибках и просчетах крымской власти. Я называл его профессиональным провокатором и сейчас своего мнения не изменил. В отличие от прогнозов, высказываемых недоброжелателями, Верховная Рада и Совет министров автономии выстроили конструктивные отношения. Вспомните, как быстро мы смогли утвердить кандидатуру Председателя Совета министров.
         - Фантастически быстро!
         - Никто не верил, что нам удастся в кратчайшие сроки согласовать ее с Президентом Украины. Аналитики высказывали мысль, что будут осложнения из-за противостояния между Президентом и главой Кабмина. У нас налажены хорошие отношения с Президентом Виктором Ющенко и в то же время мы ощущаем серьезную поддержку Кабинета министров. Премьер-министр Украины Виктор Янукович довольно часто приезжает в Крым, находит пути решения накопившихся проблем, совершенно справедливо требует от власти более решительных действий в реализации социальных программ, поддерживает в привлечении инвестиций. При всей любви к Крыму вынужден сказать, что он сегодня не обладает финансовыми ресурсами, способными существенно повлиять на развитие его экономики. Инвестиции надо привлекать извне т решить для этого ряд организационных вопросов. Мы занимаемся вопросами стратегии комплексного развития территории. Я хотел, чтобы пришедший в Крым инвестор выиграл право аренды земли или недвижимости на открытых торгах, и деньги пошли в бюджет автономии. У нас же сложилась иная практика. Мы приглашаем солидного бизнесмена, выделяем ему участок земли, а потом для него начинается хождение по мукам. В Севастополе гражданин Ливана вложил серьезные финансовые ресурсы. Только на социальные нужды севастопольцев перечислил 38 млн. гривен. Сегодня он покидает город, потому что так и не смог выбраться из тамошних бюрократических лабиринтов. И на его месте точно так же поступил бы любой инвестор. Мы видим направление развития автономии, знаем, как решать эти проблемы. Когда вместе с Виктором Плакидой мы были на встрече с Президентом Виктором Ющенко, я сказал, что нам необходимо срочно решать вопрос об изменении границ Ялтинского горно-лесного заповедника. С чем это связано? Современная Ялта является большим дачным поселком.
         - С элементами базара.
         - Вот именно. Туда невозможно привлечь инвесторов, потому что свободной земли в городе нет. Границы Ялты исчерпали свои возможности в выделении участков под серьезное строительство. Все, что не входит в границы города, является горно-лесным заповедником.
         - Вокруг этого уже возник скандал, Анатолий Павлович. Некоторые СМИ написали, что вы потребовали у Президента сотни гектаров заповедной земли. Якобы Президент сказал об этом на пресс-конференции во время своего пребывания в Донецке.
         - Слова Президента как всегда безбожно переврали, перекрутили. Отвечая на вопрос об отношении к мораторию на продажу земли, Президент сказал, мол, как можно наложить мораторий на продажу земли, когда теневой рынок уже сформирован? Сегодня нужно законодательно определить правила игры. Ко мне обращаются многие главы облгосадминистраций, в том числе Председатель Верховной Рады Крыма, он внес предложение об изменении границ Ялтинского заповедника. Вот в чем состоял смысл слов Президента! Территория Ялты исчерпала себя для реализации инвестиционных проектов. Нужны новые подходы, в том числе комплексное решение проблем. Ялта давно нуждается в крупном оптово-розничном продовольственном рынке. Построим его и исчезнут все эти мелкие базары и лавочки, в которых втридорога торгуют некачественными товарами. Одним рынок даст возможность заработать, предоставит рабочие места, другим - возможность покупать продукты по доступным ценам.
         - Вы заговорили о продаже земли. Земельная тема продолжает оставаться одной из самых острых, и это в очередной раз подтвердили события на самозахвате в районе Балаклавской улицы в Симферополе. Практика показывает, что ужесточение закона, введение уголовной ответственности за самозахваты не особенно действенны. Видите ли вы выход из порочного круга? Каким он должен быть?
         - Скажу совершенно ответственно, что за последние восемь месяцев крымская власть сделала все возможное, чтобы снять напряжение в решении земельного вопроса, особенно в таких точках напряжения, как Симферополь и Симферопольский район. С июня прошлого года мы занимались вопросами выделения земли депортированным, а также всем гражданам Украины, пожелавшим получить землю. Всегда подчеркиваю, что любой гражданин Украины имеет право получить участок под индивидуальное жилищное строительство, если у него есть желание и возможности построить дом. Самозахваты земли в Крыму начались не сегодня, а еще в 1991 году. Тогда началось массовое возвращение крымских татар на полуостров. Они сталкивались с нежеланием местных властей принимать их и обустраивать. Территория самозахватов составляла порядка семи с половиной тысяч гектаров. До двухтысячного года их количество, кстати, понемногу сокращалось. Сегодня местные советы Симферопольского района готовы выделить под индивидуальное жилищное строительство 1800 гектаров земли. Из них 800 гектаров - на территории Мирновского сельсовета. Это земли бывшей птицефабрики совхоза им. Дзержинского, которые находились в собственности Аграрной Академии наук Украины. Мы урегулировали все спорные вопросы. Отныне в Симферопольском районе достаточно земли для выделения ее всем желающим. Есть проблемы юридического оформления. Местные советы должны внести участки в границы сел и поселков, скорректировать генеральные планы с учетом изменения границ. На это понадобится время. Поэтому я прошу всех, кто написал заявление на получение земли, проявить понимание и терпение. Я категорически и против возникновения конфликтных ситуаций на территории Автономной Республики Крым. Призываю к толерантности и выдержке. Недопустимо, когда одна этническая группа нарушает права другой и силовым путем пытается решать свои проблемы. Повторяю, крымская власть сделал все для мирного урегулирования вопросов.
         - Думаю, вы согласитесь, что, по большому счету, мы наблюдаем противостояние справедливости и несправедливости. И когда люди видят, что несправедливость побеждает, что кому-то можно строить на Южнобережье дворцы, а кто-то пять соток выбивает годами, это толкает обделенных на противозаконные действия.
         - На мой взгляд, уголовная ответственность по новому законодательству должна применяться не только к тем, кто непосредственно совершил самозахваты, но и к представителям власти, которые позволили довести ситуацию до самозахватов. Написал человек заявление на выделение участка? Его надо вовремя рассмотреть и дать заявителю четкий грамотный ответ. У нас же для некоторых заявителей не существует вообще никаких преград. Порой диву даешься, как разрослись массивы индивидуальных многоэтажных домов в поселках, не имеющих генерального плана. Конечно, эти факты вызывают протестные настроения. И только когда самозахват произошел, акции протеста набирают силу, местная власть находит решение. Так зачем доводить до крайностей? Почему не дать людям землю, если она есть?
         - Хотелось бы поговорить о субсидиях. Действия власти в плане назначения субсидий тоже попали под огонь оппозиционной критики. Давайте еще раз обозначим, кто занимается тарифами, субсидиями, кто за это должен отвечать?
         - Там, где местная власть грамотно и профессионально решает проблемы людей в плане назначения субсидий, там нет ни шума, ни конфликтов. Все, что связано с формированием тарифов, находится в компетенции местной власти. Более того, местные советы сами определяют поставщиков услуг. К примеру, услуги по теплоснабжению оказывает предприятие "Крымтеплокоммунэнерго". Оно формирует тарифы и предлагает их для согласования на сессиях местных советов. Депутаты заявляют, что тарифы слишком высокие, не согласовывают их, принимают политическое решение, чтобы не разочаровать избирателей. Что происходит далее? "Крымтеплокоммунэнерго" не может покрыть свои расходы на производство тепла, возникают конфликтные ситуации. Там же, где местные советы сами формируют тарифы, поскольку предприятия находится в коммунальной собственности городов и районов, они и несут ответственность. Государство предусмотрело мощный механизм защиты от самых высоких тарифов.
         - И деньги уже заложены в бюджет.
         - Да. Какими бы высокими не были тарифы, они не превысят 20 процентов совокупного дохода семьи. Остальное будет компенсироваться государством через систему субсидий. Другое дело, что зачастую управления и отделы социальной защиты на местах очень плохо работают с населением в плане назначения субсидий. В прошлом году более миллиона гривен ушли обратно в Киев. Это деньги, которые должны были получить крымчане в виде субсидий.
         - Досадное упущение.
         - Я не снимаю вины и с Верховной Рады, и с Совета министров Автономной Республики Крым. Очевидно, мы недостаточно требуем с местной власти наведения порядка в этом вопросе. Сегодня только 2,1 процента крымчан оформили субсидию на жилищно-коммунальные услуги. Если учесть, сколько в Крыму пенсионеров, работников социальной сферы, у которых невысокая зарплата, мелких бизнесменов, которые тоже зарабатывают очень мало, то субсидия должна быть начислена не менее чем 25-27 процентам крымчан.
         - Есть еще одна острая тема, которую невозможно обойти в разговоре. В последнее время в Крыму произошло несколько громких отставок. Сменился начальник крымского главка МЧС, постпред Президента Геннадий Москаль уехал в Киев, пришел новый глава крымского главка СБУ, сгустились тучи над прокурором Виктором Шемчуком, стало извстнно об отставке "главного милиционера" Крыма Владимира Хоменко. Кое-кто уже успел обвинить в столь мощных кадровых перестановках лично вас.
         - До этого заменили 18 тысяч государственных служащих, многих несправедливо, и никто не возмущался и никого не обвинял. В отношении Москаля, я считаю, Президент исправил ошибку, которая стала для него очевидной. Что касается силовиков, здесь тоже, думаю, все понятно. Сменились главы киевских ведомств. Новые люди формируют свою команду, подбирают профессионалов, с которыми им комфортно работать. Это закономерный процесс.
         - Давайте добавим в разговор элемент сенсационности. Известно ли вам, кто будет назначен на должность Постоянного представителя Президента Украины в Крыму?
         - Мне известно, что многие претендуют на эту должность, хотят порулить, хотя она не дает права и полномочий на руководство автономией. Это орган, который должен контролировать выполнение Конституции Украины, указов Президента. Речь идет о чисто представительных функциях. Если четко следовать функциональным обязанностям, то работа представительства скучновата.
         - Не скажите. Геннадий Москаль из кресла постпреда пересел в кресло заместителя главы СБУ Украины. Акулы пера уже потирают руки, прогнозируя, что в новом кресле Москалю будет проще противостоять крымской власти.
         - На это одно могу сказать - закрыта черная страница в крымской истории.
         - Уезжая, Москаль высказал довольно опасную мысль, дескать, что в Крыму нужны досрочные выборы. Законных оснований для этого нет. Можно оценить его высказывание как призыв к свержению существующей власти? Как вы думаете?
         - Мы слишком много говорим о Москале. Он не стоит этого.
         - А его правовой нигилизм? Ему надо дать оценку?
         - Москаль подал несколько исков в суд. И все суды проиграл, в том числе и тот, где он защищал якобы свою честь и достоинство. Ни разу он не участвовал в решении серьезных проблем автономии, тех же земельных вопросов. Он только стремился оболгать, опорочить, принизить действия легитимной крымской власти. Все его обвинения по липовым уголовным делам рассыпались. Мне жаль сотрудников, которые отныне находятся в его подчинении.
         - Анатолий Павлович! Партия регионов потеряла одного из выдающихся своих лидеров - Евгения Кушнарева. Как вы полагаете, не служит ли его трагическая смерть предупреждением другим политикам? Доказательством того, что надо уметь усмирять страсти, жить разумом, беречь и ценить то, что имеешь, в политике быть партнерами, а не врагами?
         - Это трагическая случайность. Партия регионов потеряла одного из самых ярких и авторитетных лидеров. Я призываю политические силы быть толерантными по отношению друг к другу. Все, кто пытается нагнетать политическую истерию, обречены на провал. Что нам сегодня делить? У нас в Крыму 44 блока и партии участвовали в выборах в Верховную Раду автономии, только 8 оказались в парламенте. Каждый из нас стартовал в предвыборной гонке с одинаковых позиций. И если кто-то отстал, то в этом виноват не соперник. Крымчане определили своих лидеров. Единственный рецепт для плодотворной работы - консолидация. Когда перед принятием бюджета ко мне пришли руководители фракций, многие думали, что я отмахнусь, не уделю внимание их поправкам. А мы учли и внесли каждую из них, в том числе от Народного Руха, Блока Юлии Тимошенко, партии "Союз"! Другое дело, что у оппозиции порой нет дельных предложений. И она заполняет пустоту надуманными дискуссиями. При всем уважении к севастопольцам, не может их бюджет быть больше и лучше крымского. Государство регулирует эти процессы так, чтобы никто не был ущемлен. И потом, Крым зарабатывает деньги, а Севастополю Черноморский флот ежегодно перечисляет 104 миллиона гривен. Мы, кстати, пересмотрим ту часть соглашения, в которой говорится о распределении денег Черноморского флота. Он сегодня занимает 15 тысяч гектаров земли, из них 13500 гектаров находятся на территории Ленинского района, который почему-то не получает ни копейки, все уходит в Севастополь. Поэтому давайте не конфликтовать, а вместе решать проблемы крымчан.
        

Подготовила Ирина Иванченко