КРЫМСКАЯ АВТОНОМИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НЕЗАВИСИМОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА


19.01.2007
Уважаемые участники торжественного собрания!
Дорогие крымчане!


Завтра многонациональная крымская семья отметит шестнадцатый день рождения Автономной Республики Крым. 20 января 1991 года абсолютное большинство крымчан на общекрымском референдуме сказали свое твердое "да" воссозданию на полуострове автономного государственного образования. 12 февраля этого же года воля крымчан была оформлена соответствующим Законом Верховного Совета Украинской ССР, подтвердившим их право на особый статус самоуправляемой территории.
За годы независимости Украины право Крыма на автономный статус получило свое окончательное закрепление в Конституции государства, что позволяет сохранять и развивать его самобытный и неповторимый исторический, этнокультурный и природно-ландшафтный облик.
За прошедшие шестнадцать лет становления Автономной Республики Крым мы поняли для себя, может быть, самое главное: право на автономию является не государственной привилегией на получение особых льгот, а особой формой нашей общей ответственности за самостоятельный выбор путей развития уникального крымского полуострова как неотъемлемой составной части независимого и демократического украинского государства.
Разумеется, что такое понимание не пришло (да и не могло прийти) сразу и ко всем. Для этого понадобилось шестнадцать лет поиска и отработки оптимальной модели крымской автономии, которая бы позволяла обеспечивать устойчивый баланс как ее внутренних интересов, так и интересов государства, с одной стороны, и общекрымских - с другой.
Этот путь вобрал в себя и эйфорию несбыточных ожиданий и боль горьких разочарований, которыми сопровождались отдельные этапы новейшей крымской истории. Ценой всему этому был период невыразительного существования автономии без собственной Конституции и соответствующих полномочий.
Не один раз некоторые крымские и некрымские политики и политтехнологи предрекали Крыму судьбу очередной "горячей точки" на постсоветском пространстве. К сожалению, были среди них и горячие головы, которые откровенно подталкивали крымскую ситуацию к подобным сценариям, не задумываясь о подлинной цене такого рода авантюр.
Однако несомненно было и то, что в этот сложный период смятений и метаний, обусловленных противоречивой трансформацией советского наследия, крымская автономия приобрела для себя пусть и с привкусом горечи, но такой нужный и бесценный опыт своего дальнейшего становления.
Этот опыт сумели обобщить и реализовать на практике те крымские политики и руководители, для которых высшей ценностью являются здравый смысл и инстинкт общественного самосохранения. К счастью, на нашем маленьком солнечном полуострове таких людей оказалось вполне достаточно, чтобы политика здравого смысла взяла верх над цинизмом и авантюризмом тех, кто привык ставить свой личный интерес превыше всего.
Самым важным и ценным во всем этом является, пожалуй, то, что всех этих людей привели в политику крымские избиратели, сумевшие разглядеть в них нужные качества. В конечном итоге именно избиратели определили качественный состав Верховного Совета автономии, а также составы депутатов городских и районных, поселковых и сельских советов, от которых зависела судьба крымского выбора. Другими словами, именно избиратели на протяжении всех шестнадцати лет формировали органы власти автономии. В этом и состоит суть парламентской формы правления, закрепленной Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым.
Отрадно то, что мы сумели реализовать основополагающие принципы и механизмы автономии парламентского типа. Это наше общее завоевание и достижение поистине исторического масштаба.
Позвольте мне от имени Верховной Рады Автономной Республики Крым нынешнего созыва с этой высокой трибуны выразить слова искренней признательности депутатам крымского парламента всех предыдущих созывов, членам правительства автономии всех предыдущих составов за их самоотверженный труд и стремление отстоять и защитить конституционные права и полномочия Крыма по становлению и развитию автономии в интересах его многонационального сообщества.
Особую благодарность хочу выразить всем своим коллегам, возглавлявшим в разные годы депутатский корпус Верховного Совета Крыма, а также всем, кто испытал на себе нелегкую ношу должности Председателя Совета министров автономии. Каждый из них внес свой вклад в общее дело становления крымской автономии, и мы вправе сегодня сказать: все их усилия не прошли даром, и дело, которому они служили, имеет достойное продолжение.
И я думаю, что они поддержат меня в том, что любые попытки проигнорировать парламентский тип автономии, уклониться в сторону несут прямую угрозу самому факту ее существования в Крыму. С дистанции прошедших шестнадцати лет можно утверждать, что воссоздание и становление Автономной Республики Крым в форме парламентской республики является ее историческим предназначением. Для такого вывода есть своя внутренняя логика, продиктованная несколькими обстоятельствами.
Все эти обстоятельства в конечном итоге сводятся к одному главному: неоднородный этнический состав населения крымского полуострова, унаследованный исторически, в условиях демократизации общества требует максимального учета интересов всех национальных сообществ в высшем представительном органе автономии. Таким представительным органом сегодня может быть лишь Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Разумеется, этническое представительство в парламенте автономии не может быть идеальным с точки зрения желаемого. Но накопленный на сегодня опыт свидетельствует о том, что другой формы реализации такого представительства нет. Во всяком случае, пока. На нынешнем этапе крымский парламент имеет, на мой взгляд, оптимальные пропорции этнического представительства населения автономии. Это стало возможным благодаря пропорциональной системе выборов, состоявшихся в 2006 году.
Именно она позволила не только пропорционально представлять в Верховной Раде политические силы, но и национальный состав автономии.
Все мы неоднократно убеждались в том, что такие фундаментальные для поступательного развития крымской автономии ценности как гражданский мир и межнациональное согласие зависят в первую очередь от отношений между этническими общинами русских, украинцев и крымских татар, не умаляя, при этом, важности, всех остальных. Все они в настоящее время имеют возможность не только защищать свои этнонациональные потребности и интересы в Верховной Раде, но и согласовывать их с представителями других национальных сообществ. Парламентская площадка является самым цивилизованным и приемлемым местом выработки механизма для мирного сосуществования разных культур и традиций.
Ведь парламент - наиболее открытая, демократичная и раскрепощенная структура власти в современном мире. Ничего лучшего в этом плане человечество пока не придумало. Именно в стенах парламентов в режиме свободных дискуссий проходят "обкатку" наиболее острые вопросы и трудноразрешимые на первый взгляд проблемы, которыми потом вплотную занимаются органы исполнительной власти.
Депутаты - наиболее яркие представители публичной власти и кому как не им доводить до сведения друг друга мнение своих избирателей по самым важным проблемам для того, чтобы в конце концов находить те компромиссы, которые позволяют многонациональному крымскому сообществу двигаться вперед. Только в парламенте могут рождаться взаимоприемлемые компромиссы, которые впоследствии становятся правилами общественного поведения. Попытки с чьей-либо стороны диктовать депутатам свои политические условия заранее обречены на провал.
Таким образом, шестнадцатилетняя крымская история - это история становления крымского парламентаризма. История - непростая, противоречивая и во многом поучительная. К нашему общему удовлетворению многие ее уроки не прошли даром и Автономная Республика Крым вышла на благоприятный уровень общественно-политической стабильности и устойчивого экономического роста. Это является лучшим ответом тем, кто по-прежнему стремится "доказать" несостоятельность крымской автономии, очернить ее неоспоримые достижения и преимущества.
Не собираюсь утомлять присутствующих цифрами социально-экономических показателей прошедшего года. Отмечу лишь, что за последнее время нам удалось окончательно переломить негативные тенденции в развитии крымской экономики и выйти на уровень устойчивого роста ее основных показателей. Прежде всего это касается роста объемов промышленного производства, транспорта и строительных работ. Впервые за шестнадцать лет существования автономии наблюдается серьезная активизация ее внешнеэкономической деятельности. Так, экспорт составил 121,2, а импорт почти 152 процента. Изменения к лучшему имеются также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Более оптимистически, чем прежде, выглядит и аграрный сектор Крыма. Все это вместе взятое благоприятно сказывается на росте доходов крымчан. Продолжает расти их среднемесячная заработная плата.
Однако все мы должны отчетливо понимать, что эти и другие показатели не что иное, как всего лишь верные признаки того, что Автономная Республика Крым живет и развивается в нужном направлении. К сожалению, нерешенных проблем в автономии остается предостаточно. Некоторые из них накапливались так долго, что их решение уже не терпит промедления, но, и не могут быть решены моментально.
На примере обострившейся земельной проблемы, мы все еще раз убеждаемся в том, как болезненно и противоречиво идет процесс трансформации экономического наследия прошлой эпохи. Ведь эта проблема не чисто крымская, а общегосударственная, требующая серьезного законодательного подкрепления.
Все мы должны понимать и то, что при нынешнем отношении к крымской земле нельзя серьезно рассчитывать на рост ее инвестиционной привлекательности со стороны наших некогда многочисленных гостей.
Крым всегда славился своим гостеприимством. Однако сегодня мы обязаны понять одну, на первый взгляд, парадоксальную истину: чтобы достойно принимать гостей, нужно научиться самим жить достойно. Чтобы эта истина из мечты превратилась в реальность, нам всем нужен качественный прорыв в будущее. А для этого необходимо создать принципиально иную, качественно новую модель развития Автономной Республики Крым. Обычно такие модели не создаются в тиши чиновничьих кабинетов. Для этого властям нужно уметь аккумулировать и трансформировать общественные ожидания в конкретные программы своих действий. Пришло время научиться такому умению. Речь идет о современной стратегии развития Крыма, адекватной лучшим мировым стандартам.
Глубоко убежден, что Автономная Республика Крым находится на пороге настоящего инвестиционного бума. И нам всем нужно быть готовым к этому. Мы должны правильно рассчитать направления инвестиционных вложений в крымскую экономику, обеспечив их максимальную эффективность. Уже сегодня нам необходимо готовить конкретные и обоснованные экономически инвестиционные площадки.
При этом нельзя забывать, что наш выбор ограничен общегосударственными рамками экономических возможностей. Мы лишь автономия, а это предполагает умение согласовывать общегосударственные и региональные интересы, чтобы ставить реальные и выполнимые задачи.
Сегодня, как никогда прежде, на мой взгляд, мы имеем для этого режим наибольшего благоприятствования в отношениях автономии с центром. Так, мы находим полное понимание и поддержку по всем принципиальным позициям развития Крыма со стороны Кабинета Министров Украины и лично Премьер-министра Виктора Федоровича Януковича.
Это подтверждает и принятый нами бюджет Автономной Республики Крым на текущий 2007 год, который можно обоснованно назвать бюджетом развития.
И, как показала недавняя встреча моя и Виктора Тарасовича Плакиды с Президентом Украины, у Виктора Андреевича Ющенко по-прежнему проявляется искренняя заинтересованность в бесконфликтном и стабильном развитии Автономной Республики Крым.
Представляется, что нынешний этап развития Автономной Республики Крым наиболее полно соответствует политическим и экономическим возможностям становления украинской государственности. Хотя все мы видим как непросто, а порой противоречиво и болезненно проистекает этот процесс. Не всегда наше понимание и видение этого процесса из Крыма совпадает с тем, что происходит в центре. Это вполне естественно.
Вместе с тем переход Украины к парламентско-президентской форме правления, осуществляемый в ходе политической реформы, еще раз подкрепляет наше понимание того, что статус крымской автономии не только не противоречит основополагающим демократическим принципам суверенного украинского государства, но и значительно усиливает и обогащает их за счет уникального национального и культурного многообразия Крыма, его огромного экономического потенциала.
С другой стороны, с каждым прожитым годом мы укрепляемся в понимании того, что дальнейшее бесконфликтное становление Автономной Республики Крым в решающей степени будет зависеть от уровня политического и социального здоровья украинского государства. Поэтому Верховная Рада и Совет министров автономии наряду с органами местного самоуправления будут делать все от них зависящее для сохранения и укрепления этого здоровья, движения по пути к благополучию и процветанию всей Украины.
Обо всем этом полезно не забывать еще и потому, что шестнадцатая годовщина Автономной Республики Крым отмечается накануне одного из главных государственных праздников - Дня Соборности Украины, который мы будем отмечать 22 января.
Известно, что история украинской государственности имеет немало ярких и незабываемых страниц. Одна из них была вписана 88 лет назад, когда в Киеве был торжественно провозглашен Акт соединения Украинской Народной Республики и Западно-украинской Народной Республики. Тогда два украинских государства слились в единую державу, демонстрируя всему миру вековые традиции украинского народа, - соборность и стремление к единению. С 1999 года эта дата отмечается в Украине как государственный праздник - День Соборности.
Национальный дух и государственное значение этого праздника имеют в наши дни чрезвычайную актуальность и нравственную ценность.
Главным историческим уроком соборности является то, что она символизирует духовное единство народа Украины, демонстрирует, что он объединен общей заботой о настоящем и общей ответственностью за будущее украинского государства.
Идея соборности соединила не только географические понятия, но и судьбы разных поколений людей, разных эпох, сердца современников по разные стороны Днепра. Соборность должна стать основной для продвижения по пути созидания.
Источником силы государства и благополучия народа Украины могут стать только единство украинских земель, сплоченность людей независимо от их национальной и религиозной принадлежности, политических убеждений и пристрастий, общность наших планов и созидательных действий. Только в этом случае мы будем способны ответить на любые вызовы современности.
Такая внутренняя политика соборного украинского государства, на мой взгляд, отвечает идеалам крымской автономии и находит поддержку у жителей полуострова.
Дорогие друзья!
За шестнадцать лет существования Автономная Республика Крым не раз демонстрировала свое миротворческое начало. Так было и так будет всегда, несмотря на все испытания, которые нас ждут впереди. Историческая миссия Крыма - объединять, а не разъединять народы.
В этот день мы отдаем дань уважения всем, кто искренне и бескорыстно служил и продолжает служить благородным идеалам крымского патриотизма. От имени Верховной Рады и Совета министров мы желаем Автономной Республике Крым долгой и счастливой исторической жизни, а всем крымчанам - гражданского мира и межнационального согласия, здоровья и достатка.
Пусть крымский девиз "Процветание в единстве" постоянно воплощается в весомые и добрые дела во славу нашего любимого солнечного полуострова.
С праздником!
А теперь позвольте вручить группе крымчан заслуженные ими высокие награды. Думаю, что получить такие награды в канун Дня рождения Автономной Республики Крым незабываемо и почетно вдвойне.