ПОДПИСАН ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА АВТОНОМИИ


Что думают по этому поводу сами депутаты?

Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон "О статусе депутата Верховной Рады Автономной Республики Крым". До принятия этого документа многие годы крымские парламентарии не имели законодательно урегулированного статуса, что создавало определенные трудности в работе парламента. Теперь в законе выписаны статус, права, обязанности и ответственность депутата Верховной Рады автономии. В частности, определено, что депутат является представителем интересов избирателей, обязан входить в ту или иную фракцию, имеет право быть принятым в любом органе власти, учреждении, организации.
Напомним, в прошлом году принятый Верховной Радой Украины закон был ветирован президентом и возвращен в украинский парламент. Глава государства мотивировал свое решение тем, что документ противоречит Конституциям Украины и Крыма и ряду других документов. После того, как в Законе "О статусе депутата Верховной Рады АРК" были полностью учтены все президентские предложения, документ все-таки был подписан. Однако он вызвал неоднозначную реакцию со стороны крымских депутатов. Свою позицию мы предложили им высказать на страницах газеты.

Сергей ЦЕКОВ, первый заместитель Председателя Верховной Рады АРК (Блок "За Януковича!"):
- Почти десять лет крымские парламентарии работали без одного из основных законов, которые регулируют их деятельность, поэтому сам факт принятия Закона "О статусе депутата Верховной Рады АРК" оцениваю положительно.
Нет ничего предосудительного в том, что документ был утвержден с президентскими поправками. С некоторыми из них мы согласны, а по спорным вопросам - будем вносить свои предложения в установленном законом порядке. В ближайшие полгода-год мы намерены подать в Верховную Раду предложения по оптимизации целого пакета документов, которые регулируют деятельность органов власти автономии (это Конституция АРК, законы "О Верховной Раде АРК" и "О статусе депутата Верховной Рады АРК"). Сейчас украинским парламентом и Верховной Радой Крыма создается специальная рабочая группа, на заседаниях которой и будут подниматься эти вопросы.

Сергей ВЕЛИЖАНСКИЙ, депутат Верховной Рады АРК, руководитель фракции "Процветание в единстве" (БЮТ):
- Крым в очередной раз демонстративно обобрали, сведя до минимума полномочия крымских парламентариев. По своей сути принятый Закон ничем не отличается от Закона "О статусе депутатов местных советов". Теперь у нас точно такие же права и обязанности, как у депутатов рядового сельсовета или горсовета. На мой взгляд, Крым все дальше и дальше уходит от конституционных полномочий автономии. И Закон "О статусе депутата Верховной Рады АРК" - еще один шаг в этом направлении.
Помимо того, закон никак не влияет на права депутатов от оппозиции. В то время как функция оппозиции заключается в контроле за деятельностью власти, нигде не сказано, что оппозиция может иметь свои контролирующие органы. Права оппозиционных депутатов не выписаны настолько подробно, чтобы в случае разногласий власть не смогла сослаться на новый Регламент работы Верховной Рады АРК или другие подзаконные акты.

Григорий ИОФФЕ, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и СМИ (Блок "За Януковича!"):
- Принятие Закона "О статусе депутата Верховной Рады АРК", на мой взгляд, знаменательное событие. Это не узкий правовой акт, который касается условий работы 100 отдельно взятых крымчан - депутатов АРК, это очень важный инструмент, посредством которого в парламенте представители всех жителей автономии могут осуществлять свои права.
Ранее в регулировании деятельности народных избранников существовала "черная дыра": в стране был определен статус депутатов всех уровней, начиная от сельсоветов, заканчивая Верховной Радой Украины, и только статус депутата единственной автономии в государстве определен не был. Это приводило к различным неправовым последствиям. Например, крымский парламентарий, получив от своих избирателей письмо с какими-либо проблемами, не мог обратиться в соответствующие органы с депутатским запросом или депутатским обращением, чтобы навести порядок. Законоположений о запросе или обращении депутата Верховной Рады АРК не существовало. Чиновник, получив бумагу от парламентария, мог ее просто скомкать и забыть о ней. Не было закона, который предписывал бы чиновникам внимательно прочитать документ, принять меры и ответить. Это лишь маленький пример. Таких примеров много.
Впервые в украинском праве идет речь о том, что депутат Верховной Рады АРК является "представителем интересов населения автономии". Таким образом, Верховная Рада АРК становится представительным органом в рамках нашего законодательства, а не органом местного самоуправления, на чем, кстати, недавно акцентировал внимание глава крымского парламента Анатолий Гриценко. Это очень важно, потому что свести до уровня органа местного самоуправления статус представительного органа автономии означало бы понизить статус самой автономии. А она, как известно, создана достаточно сложным правовым путем. Впервые на просторах постсоветского пространства был проведен референдум, который и определил статус автономии. С ним согласился высший законодательный орган страны. И Закон "О статусе депутата Верховной Рады АРК" является логичным завершением этого процесса.
Да, действительно, в первой редакции закона было много положений, которые зачастую не совсем оправданно повышали статус крымского мандата по отношению к статусу других мандатов. Однако президент внес свои поправки, которые были учтены парламентариями. Нет, Верховная Рада Украины не просто подняла "лапки" кверху и согласилась. К моменту голосования изменилась общественно-политическая ситуация в стране. В то время, когда писался первый вариант закона, государство только готовилось к принятию пропорциональной системы выборов, в момент же, когда закон утверждался, пропорциональная система уже прошла проверку временем. Стало ясно, что в ней заложено позитивного, а от чего нужно отказаться. Именно поэтому народные депутаты согласились с предложениями президента и убрали те полномочия депутата крымского парламента, которые не вписываются в общую систему, сложившуюся после проведения пропорциональных выборов.
Необходимо отметить, что до утверждения закона существовал законодательный казус. Пятилетняя система срока полномочий распространялась на депутатов советов всех уровней, кроме уровня Верховной Рады АРК. Однако государство не может жить в такой искривленной системе. Теперь имеются правовые основания для внесения изменений в Конституцию АРК.
То, что сегодня из оппозиционных источников звучат пренебрежительные слова об этом законе, демонстрирует лишь слабость, недемократичность и самопальность такой оппозиции. Как раз оппозиционной части депутатов закон дает возможность в полную мощь использовать свои депутатские полномочия, реально контролировать власть, вносить свои предложения. Тут есть специальная статья, связанная с полномочиями фракций, с тем, как реализовать депутатские права. Это серьезный инструмент для работы оппозиции. Но, к сожалению, складывается впечатление, что оппозиции нужен только один инструмент - речевой аппарат. Ей нравится только что-то выкрикивать и на кого-то из власть предержащих покрикивать.
Думаю, закон будет достаточно серьезно влиять на дальнейшую деятельность Верховной Рады АРК.
Вячеслав ЗАХАРОВ, председатель Постоянной комиссии ВР АРК по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму (КПУ):
- Этот закон отражает отношение центральных органов власти Украины к самой автономии, Конституции АРК, реализации ее норм, например, в сфере межбюджетных отношений, социальной политики, языковой проблемы. Закон не расширяет полномочия крымских парламентариев. Вот чем отличается депутат Верховной Рады АРК от депутатов облсоветов? Да ни чем!
Если примут поправки, т. е. статьи, которые В. Ющенко потребовал изъять из закона, тогда и можно будет констатировать, что данный статус действительно позволяет поднять звание депутата Верховной Рады АРК на ту высоту, которая соответствует особому положению автономии в государстве, а отношение к самим крымчанам будет формироваться на ином уровне. Пока же принятие закона - как раз тот случай, когда семь лет мак не родил и голоду не было.
Владимир КЛЫЧНИКОВ, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам (фракция "Союз"):
- Ничто не должно находиться в "подвешенном" состоянии. Однако именно в таком состоянии пребывали несколько созывов депутатов Верховной Рады АРК, не имея своего статуса. Ведь вроде бы и были в автономии представители интересов крымчан, а закона, который бы регулировал их правовую деятельность, взаимоотношения с иными органами власти, да и просто права и обязанности - не было.
Впрочем, переоценивать данный документ я бы тоже не стал. Не нужно в нем искать что-то такое, что бы имело последствия для всего крымского сообщества.
Также я не вижу в нем вопиющих подводных камней, откровенных ляпов, поэтому пытаться уже сейчас предлагать какие-то поправки для его оптимизации не стоит. Теория должна пройти испытания практикой.
Прокомментировать ситуацию с принятием закона мы также предложили заместителю начальника юридического управления Секретариата Верховной Рады АРК Валентине ШЕВЕЛЬ.
- Со дня вступления в силу Конституции Украины от 28 июня 1996 года прекратил действие Закон Республики Крым "О статусе депутата Верховного Совета Крыма" 1994 года. Законом Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым" определение статуса депутата Верховной Рады АРК отнесено к полномочиям Верховной Рады Украины. Такой закон не был принят на протяжении десяти лет - со дня принятия Конституции Украины.
Отсутствие закона создавало огромные трудности как для организации работы Верховной Рады АРК, так и для осуществления депутатской деятельности, при решении вопросов освобождения депутата по месту его постоянной работы для участия в сессиях, в заседаниях постоянных и временных комиссий, для работы в округе с избирателями по разрешению их заявлений и обращений.
Кроме того, возникали проблемы в вопросах взаимодействия депутатов с территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, их должностными лицами, по оплате расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий и по другим вопросам.
5 января 2007 года глава государства подписал ряд законов, среди которых - Закон Украины "О статусе депутата Верховной Рады АРК", который был принят парламентом еще 22 декабря 2005 года.
Закон содержит правовые механизмы, благодаря которым депутаты Верховной Рады АРК смогут реально влиять на решение проблем социально-экономического развития автономии. Поскольку в стране начата конституционная реформа, принятый закон учитывает ее цели и задачи.
Наличие данного Закона поможет не только активизировать, но и в целом повысить эффективность работы депутатского корпуса на благо своих избирателей.